Управление инвестициями предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Способность предприятий гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования имеют важнейшее значение в повышении эффективности производства в условиях рыночной экономики. Руководство предприятия должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.

Работа содержит 1 файл

Фин менеджмент.doc

— 74.00 Кб (Скачать)
  1. Управление портфелем инвестиций предприятия.

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

Способность предприятий  гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования имеют важнейшее значение в повышении эффективности производства в условиях рыночной экономики. Руководство предприятия должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.

Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. Эффективное управление движением капитала в рамках фирмы предполагает вложение временно свободных средств в ценные бумаги для извлечения дополнительной прибыли от роста курсовой стоимости ценной бумаги. Безусловно, в настоящее время, вложения денежных средств в российские ценные бумаги являются достаточно рискованным способом приращения капитала, в связи с неразвитостью фондового рынка России, который характеризуется:

  • неустойчивостью, зависящий в достаточно большой степени не от экономических показателей российских эмитентов, а политической ситуации в стране;
  • отсутствием полной законодательной базы, регулирующей рынок ценных бумаг, которая, необходимо отметить, появляется;
  • неликвидностью большинства ценных бумаг российских эмитентов;
  • большим спрэдом (разницей между ценой покупки и ценой продажи);
  • отсутствием на рынке открытой информации о производственных результатах предприятий, чьи акции обращаются на вторичном рынке.

Многолетняя статистическая база по каждому из интересующих эмитентов и широкая выборка объектов инвестирования, отвечающих типовым требованиям, - два необходимых условия для создания классического портфеля. Период цивилизованного функционирования российского фондового рынка существует чуть больше двух лет, да и количество действительно ликвидных корпоративных ценных бумаг пока не позволяет моделировать принципиально различающиеся варианты портфеля.

Тем не менее портфельный  подход к управлению инвестициями уже  сегодня целесообразен.

 

 

 

 

 

 

 

1. Активный стиль управления.

 

Процесс управления инвестиционным портфелем направлен на сохранение основных инвестиционных качеств портфеля и тех свойств, которые соответствуют  интересам держателя. Совокупность методов и технических возможностей, применяемых к портфелю, называют стилем (стратегией) управления. Различают активный и пассивный стили управления портфелем.

Активный стиль управления. Основная задача активного управления состоит в прогнозировании размера  возможных доходов от инвестированных  средств. Характерно, что менеджер должен быть способен сделать это более точно, чем финансовый рынок, т.е. уметь опережать ход событий, а также претворить в реальность то, что подсказывает ему умозрительный анализ. Соответственно базовыми характеристиками активного управления являются:

- выбор ценных бумаг,  приемлемых для формирования  портфеля;

- определение сроков  покупки или продажи финансовых  активов.

При активном управлении считается, что держание любого портфеля является временным. Когда разница  в ожидаемых доходах, полученная в результате либо удачного, либо ошибочного решения или изза изменения рыночных условий, исчезает, составные части портфеля или весь портфель заменяются другими.

Активное управление характеризуется тем, что менеджер:

- не верит в постоянную  эффективность инвестиций и поэтому часто осуществляет пересмотр состава и структуры портфеля, иногда весьма существенный;

- считает, что инвесторы  имеют различные ожидания относительно  дохода и риска, и поэтому  он, имея более полную информацию, может обеспечить более эффективную, чем в среднем по рынку, структуру портфеля и более высокий доход («побить рынок»).

Активная стратегия  управления портфелем предполагает тщательное отслеживание и быстрое  приобретение инструментов, соответствующих  инвестиционным целям формирования портфеля; максимально быстрое избавление от активов, которые перестали удовлетворять предъявляемым требованиям, т.е. оперативную ревизию портфеля. При этом менеджер (инвестор) сопоставляет показатели дохода и риска по «новому» портфелю (после ревизии) с инвестиционными качествами «старого» портфеля. Именно при активном управлении особое значение имеет прогноз изменения цен на финансовые инструменты.

Существуют четыре основные формы активного управления, которые  базируются на свопинге, что означает постоянные обмен, ротацию ценных бумаг через финансовый рынок.

1. Самая простая форма — это  так называемый подбор чистого  дохода, когда изза временной  рыночной неэффективности две  идентичные ценные бумаги обмениваются  по ценам, немного отличающимся  от номинала. В итоге реализуется ценная бумага с более низким доходом, а взамен приобретается инструмент с более высокой доходностью.

2. Подмена — прием, при котором  обмениваются две похожие, но  не идентичные ценные бумаги. Например, существует облигация  металлургической компании, выпущенная на 10 лет с доходностью 12%, и облигация фармацевтической компании сроком на девять лет с доходностью 12%. Первая облигация продается по цене, допустим, на 10 пунктов выше, чем вторая. В данной ситуации владельцы облигаций могут расценить возможным «свопировать» облигации металлургической компании, так как 10 пунктов добавочного дохода с продлением срока действия облигации на один год являются довольно существенной прибавкой.

3. Более сложной формой свопинга  является секторсвоп, когда осуществляется перемещение ценных бумаг из разных секторов экономики, с различным сроком действия, доходом и т.п. В настоящее время появилось большое количество компаний, которые специально занимаются поиском «ненормальных» инструментов, показатели которых заметно отличаются от средних. При получении заключения, что факторы, вызывающие ненормальность, могут исчезнуть, указанные фирмы проводят с «ненормальными» ценными бумагами акты куплипродажи.

4. Операции, основанные на предвидении  учетной ставки. Идея этой формы заключается в стремлении удлинить срок действия портфеля, когда ставки снижаются, и сократить срок действия, когда ставки растут. Чем больше срок действия портфеля, тем больше цена портфеля подвержена изменениям учетных ставок.

Приемы активного управления, применяемого к портфелям, состоящим из различных видов ценных бумаг, различны.

В рамках активного стиля управления портфелем обыкновенных акций выделяют следующие стратегии:

- стратегия акций роста основана  на ожидании того, что компании, прибыль которых растет более быстрыми темпами (выше средних), со временем принесут больший (выше среднего) доход для инвесторов. Для таких акций, как правило, характерен высокий риск. При этом важно отбирать акции, цена которых на данный момент времени не отражает в достаточной степени высокие темпы роста доходов компании (текущие и ожидаемые);

- стратегия недооцененных акций  заключается в отборе акций  с высоким дивидендным доходом,  или высоким отношением рыночной  цены акции к ее балансовой  стоимости, или низким отношением цена/доход (Р/Е). Разновидностью данного подхода является формирование портфеля из акций непопулярных в данный момент времени секторов и отраслей;

- стратегия компании с низкой  капитализацией. Акции небольших  по размеру компаний часто  приносят более высокий доход, поскольку такие компании обладают большим потенциалом роста. Однако при этом их акции имеют и более высокую степень риска;

- стратегия «Market timing» — выбор  времени покупки и продажи  ценных бумаг на основе анализа  конъюнктуры рынка (покупать, когда цены низкие, и продавать, когда цены высокие). Если применение названных выше стратегий основано на результатах фундаментального анализа, то при данной стратегии основная роль принадлежит техническому анализу. Стратегия «Market timing» часто осуществляется путем изменения /3коэффициента по портфелю: если менеджер ожидает, что рынок будет «бычьим», то он будет инвестировать в акции с высокими значениями /^коэффициента, и наоборот, если ожидается падение цен на рынке, то он будет инвестировать в ценные бумаги с низкими значениями р.

В отношении портфеля облигаций  используются следующие стратегии  активного управления:

- стратегия «Market timing» применяется  наиболее часто. Она основана  на прогнозе рыночных процентных  ставок. Если ожидается повышение процентных ставок, то менеджер будет стремиться к тому, чтобы сократить дюрацию (средневзвешенный срок жизни) портфеля с целью минимизировать убытки от снижения цен облигаций. Это достигается путем замены (операции своп) долгосрочных облигаций на краткосрочные. Напротив, если ожидается падение процентных ставок, менеджер удлинит дюрацию портфеля облигаций. При этом необходимо, чтобы информация, на которой строится прогноз, не была заранее отражена в текущих рыночных ценах облигаций;

- стратегия выбора сектора. Портфель формируется из облигаций определенного сектора, находящегося, по мнению менеджера, в более благоприятных условиях — казначейских, муниципальных, корпоративных облигаций или, например, высокодоходных облигаций с низким кредитным рейтингом. Если ситуация на рынке меняется, происходит переключение на облигации другого сектора;

- стратегия принятия кредитного  риска. В портфель отбираются (с помощью фундаментального анализа)  те облигации, по которым, по  мнению менеджера, вероятно повышение  кредитного рейтинга;

- стратегия иммунизации  портфеля облигаций. Процентный  риск по купонной облигации  состоит из двух компонентов:  ценового риска и риска реинвестирования, которые изменяются в противоположных  направлениях. Одним из способов  обеспечения требуемой доходности по портфелю облигаций является его иммунизация. Говорят, что портфель облигаций иммунизирован против изменения процентной ставки, если риск реинвестирования и ценовой риск полностью компенсируют друг друга. Такой результат достигается в том случае, когда период владения портфелем совпадает с дюрацией портфеля.

Таким образом, иммунизация  имеет место тогда, когда требуемый период владения портфелем облигаций равняется дюрации данного портфеля. Например, иммунизация портфеля на пять лет требует приобретения набора облигаций со средней дюрацией (не средним сроком до погашения), равной пяти годам. Существуют определенные ограничения в использовании иммунизации: дюрация меняется с течением времени и при изменении рыночных процентных ставок. Поэтому для постоянной иммунизации портфеля облигаций необходима его периодическая ревизия.

Активный стиль управления является весьма трудоемким и требует значительных трудовых и финансовых затрат, так как он связан с активной информационной, аналитической и торговой деятельностью на финансовом рынке:

1) проведением самостоятельного  анализа;

2) составлением прогноза  состояния рынка в целом и его отдельных сегментов;

3) созданием обширной  собственной информационной базы  и базы экспертных оценок. Как  правило, активным управлением  портфелем занимаются крупные  профессиональные участники финансового  рынка: банки, инвестиционные фонды и другие, обладающие большими финансовыми возможностями и штатом высококвалифицированных менеджеров (управляющих портфелями).

 

2. Пассивный стиль управления.

Основной принцип пассивного стиля управления портфелем звучит так: купить и держать. Пассивное управление основано на представлении, что рынок достаточно эффективен для достижения успеха в выборе ценных бумаг или в учете времени и предполагает создание хорошо диверсифицированного портфеля с определенными на длительную перспективу показателями ожидаемого дохода и риска; изменения структуры портфеля редки и незначительны.

Применение пассивной  стратегии управления портфелем  основывается на выполнении следующих  условий:

- рынок является эффективным.  Это означает, что цены финансовых  инструментов отражают всю имеющуюся информацию и считаются «справедливыми». Поскольку нет недоили переоцененных ценных бумаг, то нет и смысла в активной торговле ими;

- все инвесторы имеют  одинаковые ожидания относительно  дохода и риска по ценным  бумагам, поэтому нет необходимости совершать с ними сделки куплипродажи.

Типичный пассивный  инвестор формирует свой портфель из комбинации безрискового актива и так  называемого рыночного портфеля. Он не рассчитывает «побить рынок», а лишь ожидает справедливого  дохода по своему портфелю — вознаграждения за принимаемый им риск. Важным преимуществом пассивного управления является низкий уровень накладных расходов.

Примером пассивной  стратегии может служить равномерное  распределение инвестиций между  выпусками ценных бумаг различной  срочности (метод «лестницы» — приобретаются ценные бумаги различной срочности с распределением по срокам до окончания периода существования портфеля).

Простейшим подходом в рамках пассивного управления портфелем  акций является попытка «купить» рынок. Такая стратегия часто называется методом индексного фонда.

Индексный фонд — это  портфель, созданный для зеркального  отражения движения выбранного индекса, характеризующего состояние всего  рынка ценных бумаг. Чтобы добиться соответствия структуры портфеля структуре индекса, различные ценные бумаги включаются в портфель в такой же пропорции, как и при расчете индекса. Если доля какойто фирмы при подсчете индекса составляет 10%, то инвестор, создающий портфель из обычных акций и желающий, чтобы его портфель зеркально отражал состояние рынка ценных бумаг, должен иметь в своем портфеле 10% акций этой фирмы из общего числа акций портфеля. Иногда портфель формируется не из всех акций, входящих в индекс, а лишь из тех, которые занимают в индексе наибольший удельный вес. Или же портфель может быть сформирован из некоторого набора акций при сохранении доли, которую занимает в индексе определенный сегмент рынка, например отрасль.

Информация о работе Управление инвестициями предприятия