Управление оборотными активами на примере конкретного предприятия - ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия и разработка путей совершенствования. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) изучить теоретические и нормативно–правовые основы управления оборотными активами предприятия;
2) сделать анализ современного состояния организации управления оборотными активами исследуемого предприятия;
3) разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

Эффективное управления оборотными активами, как считает Плехова Ю. О. [37] играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

  • снижение объемов производства и потребительского спроса;
  • высокие темпы инфляции;
  • разрыв хозяйственных связей;
  • нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;
  • высокий уровень налогового бремени;
  • снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.

Все перечисленные факторы являются объективными и безусловно влияют на использование и управления оборотными активами предприятия. Вместе с тем, предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, в задачу финансовых служб, соответственно, и входят мероприятия по изысканию таких резервов. К ним относятся:

  • рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование);
  • эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах);
  • управление дебиторской задолженностью.

Рациональное управление оборотными активами можно свести к сокращению периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличению среднего срока оплаты кредиторской задолженности. При этом обеспечивается уменьшение текущих финансовых потребностей и их превращение в отрицательную величину.

Текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться:

  • как разницу оборотных активов (без денежных средств) и краткосрочных обязательств;
  • как сумму операционных и внеоперационных текущих финансовых потребностей;
  • как сумму дебиторской задолженности и запасов минус сумму кредиторской задолженности;
  • сумма дебиторской задолженности, запасов, краткосрочных финансовых вложений, прочих оборотных активов (без денежных средств) за минусом кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств.
  • Способы сокращения текущих финансовых потребностей находятся на «стыке» вопросов управления финансами и сбытом. К числу основных принципов и способов относятся:
  • принцип дешевой покупки и дорогой продажи;
  • скидки покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции;
  • учет векселей и факторинг.

При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:

  • стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;
  • наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;
  • ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;
  • ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);
  • необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.

Рациональное управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента.

С другой стороны, трудно реализовать товар без коммерческого кредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования, при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получает солидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимость при соблюдении договорного срока платежа

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

По словам Горелкиной И.А. [18], к обязательствам целесообразно применение терминологии «качество обязательств». «Качество обязательств» перед кредиторами необходимо оценить с точки зрения их возникновения во времени. «Качество обязательств» дебиторов оценивается с точки зрения соблюдения ими условий договорной дисциплины. Обязательство по кредитам можно считать качественным при отсутствии просроченных долгов и положительного значения показателя «Эффект финансового рычага».В современных условиях управление финансовыми обязательствами должно осуществляться системно с использованием специфических приемов и методов финансового менеджмента. Это предполагает определенную последовательность действий: формирование финансовой стратегии организации; обоснование и выбор типа финансовой политики управления обязательствами кредиторов и дебиторов; осуществление управления дебиторской задолженностью по средствам осуществления функций финансового менеджмента.

По мнению Лисициана И. [30] проблема неплатежей делает необходимым классифицировать своих кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и в зависимости от того, кому необходимо заплатить сейчас, кто может еще подождать, а кому можно и вообще не платить. На первых местах в этой очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за них коммерческим банкам и налогам в федеральный бюджет. Несвоевременные выплаты здесь оборачиваются штрафными санкциями в таком размере, что легко могут довести предприятие до банкротства. Необходимо, правда, отметить, что в российской хозяйственной практике эта угроза довольно условна. В настоящее время возможность банкротства обратно пропорциональна величине предприятия, при этом для бывших государственных предприятий эта обратная зависимость выражается еще сильнее.

Обеспечение достаточного количества оборотных активов, дающих компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач.

Первая из них - управление запасами. По утверждению западных учебников финансового менеджмента, с точки зрения достаточности оборотного капитала ни один фактор не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов.

Но чтобы определить влияние этого фактора в российской действительности нужно иметь как минимум точную информацию о наличии запасов и рассчитать нормативы их использования. То есть все начинается с вопросов учета. То, что учетная система на складах предприятий требует усовершенствования, сомнению не подлежит.

Ведь часто предприятие покупает одно и то же сырье по разной цене. У кладовщиков все сырье записано на разных карточках (поскольку имеет разную цену). Бухгалтерия должна списывать это сырье по какой-то определенной цене, но поскольку оно списывается с разных карточек, получается новый метод списывания - наугад, как легла карточка у кладовщика. Управлять финансами на основании таких данных, естественно, невозможно.

Второй аспект проблемы увеличения оборотных активов - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.

Наличие запасов считается фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения и производства. Однако содержание запасов сырья и материалов вызывает некоторые расходы, которые снижают доходность предприятия. Поэтому Коновалова Г. И. [31] говорит о том, что управление запасами как составная часть управления оборотными средствами предполагает балансирование между доходностью и риском.

В соответствии со сказанным выше в качестве основных задач управления запасами мы выделяем:

1) оптимизацию общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей;

2) минимизацию затрат по содержанию запасов;

3) обеспечение контроля за движением материальных оборотных средств.

Определение оптимального размера запасов с точки зрения минимизации затрат на их содержание является неотъемлемым элементом применяемой на предприятии системы контроля. Но так как запасы материальных ценностей большинства предприятий разнообразны и существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема и возможности ущерба от их недостатка, то усилия по их управлению следует распределять в соответствии с относительной важностью предметов хранения. Для решения данной задачи в современной практике управления запасами применяется метод ABC – анализа.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что управление отдельными составляющими оборотных активов не должно выходить за рамки общей политики управления оборотными активами предприятия и противоречить ее целям. Кроме того, управление текущими активами может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется в непосредственном сочетании с управлением текущими пассивами.

Управление оборотными активами предприятия направлено на формирование их необходимого и достаточного объема с наименьшими затратами и повышения эффективности использования. На первый взгляд может показаться, что проблема здесь отсутствует. Однако ключевой момент исследования заключается в определении для каждого конкретного предприятия оптимальной величины и структуры оборотных активов.

Необходимо отметить, что в настоящее время многим отечественным предприятиям свойственно ситуационное формирование и использование оборотных активов, которое не учитывает перспектив развития предприятия и носит стихийный характер, и зачастую просто сводится к приспособлению к тому или иному объему и структуре средств в обороте.

Для того, чтобы формирование и использование оборотных активов, было целенаправленным и предсказуемым необходима специальная финансовая политика управления оборотными активами.

Экономисты Н.Н. Бондина, И.А. Бондин и Ю.А. Незванкина [17] подчеркивают, что в современных условиях, когда отечественный аграрный сектор в целом только начинает преодолевать кризис, заметно возросла роль кредита в качестве источника формирования оборотных средств. Авторы отмечают, что особую актуальность эта проблема приобретает в условиях инфляционных процессов. При этом они указывают, что использование краткосрочного банковского кредита в качестве источника формирования оборотных средств в обоснованных рамках является существенным рычагом повышения экономической эффективности всего сельскохозяйственного производства в целом.

Несмотря на то, что предприятия привлекают кредиты, эффективность использования кредитных ресурсов определяют не многие. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием квалифицированных специалистов в области финансового менеджмента, либо неэффективностью их работы.

 

2. Состояние организации управления оборотными активами в ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

 

Исследуемое предприятие ООО «Хлеб» находится на территории с. Боринское, которое расположено от г. Липецка на расстоянии 18 км. В транспортном отношении предприятие обслуживается дорогой «Липецк - Воронеж».

ООО «Хлеб» с. Боринское Липецкого района Липецкой области зарегистрировано 1 января 2006 года. Учредителем общества является Липецкое районное потребительское общество (Липецкое райпо). При формировании уставного капитала участвовал его единственный учредитель – Липецкое райпо, номинальная стоимость которого составляет 10000 рублей – 100% уставного капитала. На момент государственной регистрации уставный капитал сформирован полностью и составлял 10000 рублей. Но в процессе производственно – коммерческой деятельности уставный капитал был увеличен до 50000 рублей. И в 2007 году хозяйство перерегистрировало его размер.

Исследуемое предприятие - ООО «Хлеб - является обществом с ограниченной ответственностью.

Предметом деятельности общества является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.

Основным показателем, определяющим размер предприятия, является стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах. К дополнительным показателям относятся : выручка от реализации продукции, чистая прибыль, среднегодовая стоимость основных производственных средств, среднесписочная численность работников. Показатели размера ООО «Хлеб» представлены в таблице 1.

Таблица 1.Основные показатели размера предприятия ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

Показатели

2007г.

2008г.

В среднем на 1 предприятие Липецкого района

Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.

35070

28571

65271

Чистая прибыль, тыс. руб.

678

-1747

3826

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб.

587

793

15683

Среднесписочная численность работников, чел.

70

68

92

Информация о работе Управление оборотными активами на примере конкретного предприятия - ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области