Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, доклад

Описание работы

Ключевую роль в реализации краткосрочной финансовой политики предприятия занимают проблемы достаточности оборотных активов, источники их финансирования и эффективность использования. Управление оборотным капиталом предприятия – это ежедневная работа, обеспечивающая фирме достаточные ресурсы для осуществления ее деятельности и избежания дорогостоящих простоев. Без эффективного управления оборотными активами невозможно реализовать долгосрочные финансовые стратегии предприятия.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Q =

      где

      D – годовой спрос,

      Q – объем заказа.

      S – стоимость заказа

      Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении  оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (H) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (S). Используя вместо показателя объема производственного потребления (Qo) показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогичным образом можем определить оптимальный размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.

      Построение  эффективных систем контроля за движением  запасов.

      Основной задачей контролирующих систем является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов. Среди систем контроля за движением запасов наиболее широкое применение получила система А-В-С.

      Метод А-В-С — классификация материальных запасов в соответствии с определенным показателем  важности; в соответствии с этим показателем распределяется вся деятельность по контролю и управлению запасами.

      Метод А-В-С (the A-B-C approach) классифицирует запасы по какому-то определенному показателю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе, умноженная на годовой показатель использования данного товара). В соответствии с этим распределяется деятельность по контролю и управлению запасами.

      Как правило, используются три класса предметов: А (очень важные), В (предметы средней  степени важности), С (наименее важные). Тем не менее, действительное число  категорий в различных компаниях различно, в зависимости от избранного уровня «подробности» и проработки деятельности по управлению запасами. При использовании трех классов, класс А составляет от 10% до 20% из общего числа предметов по объему, и от 60% до 70% по цене. На другом «полюсе важности», предметы класса С могут составлять до 60% по объему хранения и всего лишь около 10%-15% по цене. Конечно, на практике это соотношение может меняться, но обычно большая часть стоимости запасов приходится на очень немногие наименования предметов на складе, поэтому они должны получать больше внимания при общем управлении запасами. Таким образом, наиболее тщательно должны контролироваться запасы группы А, а их количество поддерживаться на сравнительно низком уровне. 
 
 

      Управление  дебиторской задолженностью. 

      В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

    • дебиторская задолженность за товары, работы, услуги;
    • дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
    • дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
    • прочие виды дебиторской задолженности.

      Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности  предприятий приходится на задолженность  покупателей за отгруженную продукцию.

      Политика  управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема  реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

      На  первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения Коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

      КОАдз =

      где

        КОАдз — коэффициент отвлечения  оборотных активов в дебиторскую задолженность;

      ДЗ  — общая сумма дебиторской  задолженности предприятия (или  сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

      ОА  — общая сумма оборотных активов  предприятия. На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. 

      Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

      ПИдз =

      где  

      ПИдз  — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;

      ДЗ  — средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в целом  или отдельных ее видов) в рассматриваемом  периоде;

      Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде. 

      Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

      КОдз =

      где  

      КОдз  — количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;

      ОР  — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом  периоде;

      ДЗ  — средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в целом  или отдельных ее видов) в рассматриваемом  периоде. 

      Также необходимо рассмотреть состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели: коэффициент просроченности дебиторской задолженности и средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности.

      Коэффициент просроченности дебиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:

      КПдз =

      где  

      КПдз  — коэффициент просроченности дебиторской  задолженности;

      Д3пр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

      ДЗ  — общая сумма дебиторской  задолженности предприятия. 

      Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:

      ВПдз =

      где

      ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

      Д3пр—  средний остаток дебиторской  задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом  периоде;

      Оо— сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

      На  заключительном этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

      Эд3 = Пдз - ТЗДЗ - ФПдз ,

      где

      Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

      Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

      ТЗдз  — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

      ФПдз  — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. 

      Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого этапа анализа  может быть определен и относительный  показатель — коэффициент эффективности  инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

      КЭдз =

      где  

      КЭдз  — коэффициент эффективности  инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

      Эд3 — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

      ДЗрП  — средний остаток дебиторской  задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде. 

      Управление  денежными средствами 

      Денежные  средства часто отождествляют с самыми неприбыльными активами. Находясь в распоряжении предприятия, они не приносят дохода, однако постоянное их наличие необходимо для поддержания непрерывного процесса производства. В сфере функционирования предприятия очень часто происходит разрыв между притоком и оттоком денежных средств. Это связано с несовпадением временных этапов и объемов поступлений денежных средств, которые в частности зависят от особенностей финансового цикла предприятия, принятой политики кредитования покупателей и др., и выплатами на которые влияют налоговые периоды, периоды выплаты заработной платы, покупки сырья и материалов, выплаты дивидендов и др.

      Разрыв  между краткосрочными притоками  и оттоками может быть компенсирован  либо займами, либо сохранением ликвидного запаса в форме денежных средств или легко реализуемых ценных бумаг.

      Как правило, предприятия предпочитают держать некий размер денежных средств  непосредственно в своем распоряжении, что обусловлено рядом причин, которые положены в основу соответствующей классификации остатков его денежных средств:

      Операционный (или трансакционный) остаток денежных активов формируется с целью обеспечения текущих платежей, связанных с производственно-коммерческой (операционной) деятельностью предприятия: по закупке сырья, материалов и полуфабрикатов; оплате труда; уплате налогов; оплате услуг сторонних организаций и т.п. Этот вид остатка денежных средств является основным в составе совокупных денежных активов предприятия.

      Страховой (или резервный) остаток  денежных активов формируется для страхования риска несвоевременного поступления денежных средств от операционной деятельности в связи с ухудшением конъюнктуры на рынке готовой продукции, замедлением платежного оборота и по другим причинам. Необходимость формирования этого вида остатка обусловлена требованиями поддержания постоянной платежеспособности предприятия по неотложным финансовым обязательствам. На размер этого вида остатка денежных активов в значительной мере влияет доступность получения предприятием краткосрочных финансовых кредитов.

      Инвестиционный (или спекулятивный) остаток денежных активов формируется с целью осуществления эффективных краткосрочных финансовых вложений при благоприятной конъюнктуре в отдельных сегментах рынка денег. Этот вид остатка может целенаправленно формироваться только в том случае, если полностью удовлетворена потребность в формировании денежных резервов других видов. На современном этапе экономического развития страны подавляющее число предприятий не имеет возможности формировать этот вид денежных активов.

Информация о работе Управление оборотными активами