Управление прибылью и рентабельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — исследование методов управления прибылью и рентабельностью предприятия и разработка мероприятий по увеличению прибыли.

Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.

Объектом исследования является СПК «Ермак» Нововаршавского района Омской области. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности в СПК «Ермак»
разработать мероприятия по увеличению прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность 6
1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 11

1.3 Управление прибылью и рентабельностью 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПК «ЕРМАК» 27
2.1. Организационно-производственная характеристика предприятия 27
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Ермак» 32

2.3. Анализ рентабельности капитала СПК «Ермак», прибыльности

продукции 35

2.4. Анализ финансовых результатов деятельности СПК «Ермак 37

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ В СПК «ЕРМАК» 49

3.1. Мероприятие по повышению урожайности 49

3.2. Мероприятие по оказанию новых услуг 55

3.3. Мероприятие по экономии заработной платы за счет повышения квалификации работников 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 701.00 Кб (Скачать)

                                             (1.2)

     Или

     Ро=Рm*Ок                                                                       (1.3)                                         

     где Рm  - рентабельность товарооборота

     Ок  - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов)

     Рентабельность  товарооборота Рт отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1000 рублей  проданного товара.

     Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П:Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности сельскохозяйственного предприятия.

     Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

     Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба  составляющих ее показателя – рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

     Для характеристики эффективности использования  собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале по соотношению прибыли (П) и средней  величины собственного капитала (Кс).

     Рк=П:Кс                                                                        (1.4)

     Показатель  рентабельности собственного капитала (Рк) имеет большое значение для акционеров сельскохозяйственного предприятия. Он служит критерием для оценки уровня котировки акций акционерного сельскохозяйственного предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основании данного показателя можно определить период, в течении которого полностью окупаются средства, вложенного в акционерное предприятие (1/Рс).

     Рентабельность  производственных фондов сельскохозяйственного  предприятия определяется по соотношению  суммы прибыли (валовой, чистой) и  средней стоимости основных и  материальных оборотных средств, умноженному  на 100.

     Рф= (П (Офс)*100), где                                                  (1.5)

     Рф – рентабельность основных фондов

     П – сумма прибыли (валовой или  чистой)

     Оф – средняя стоимость основных средств

     Мс – средняя стоимость материальных оборотных средств.

     Если  сельскохозяйственное предприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средние величины основных средств определяются путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

     Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: издержки обращения, посевная площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия.

     Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат.

     Увеличение  или уменьшение издержек обращения  непосредственно влияет на сокращение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

     Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использование  рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяется величина валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.

     Отношение прибыли от реализации товаров к  величине посевной площади сельскохозяйственного  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете  на 1 кв.м. посевной площади.

     Изучение  системы показателей рентабельности сельскохозяйственного предприятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий. 

    1. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
 

           Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [15, с.31].

           Чтобы управлять  прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние  и долю каждого фактора ее роста  или снижения.

           На величину прибыли  и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [1, с. 47].

           По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

        К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

        К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

           Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

     Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации [18, с. 55].

     Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

     К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

     - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);  

     - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

     Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:

     - установление динамики важнейших  показателей себестоимости; 

     - определение затрат на рубль  товарной продукции; 

     - выявление резервов снижения  себестоимости.

     Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов  и статей калькуляции, удельный вес  каждого элемента в общей сумме  затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

     Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции является изменение  объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

     Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная.  Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

     Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен [9, с.13-14].

     Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями  в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия