Управления планированием товарных запасов на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы товароснабжения предприятий розничной торговли 5
1.1 Понятие товарных ресурсов 5
1.2 Классификация и факторы, определяющие величину товарных ресурсов 8
1.3 Задачи анализа обеспеченности предприятия товарными ресурсами 11
1.4 Показатели эффективности использования товарных ресурсов 14
2 Управление процессом анализа обеспеченности и эффективности
использования товарных ресурсов и их планированием 15
2.1 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами 15
2.2 Расчет необходимого размера товарных запасов 18
2.3 Расчет общей потребности в товарных ресурсах 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 163.00 Кб (Скачать)

                                                          СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                     2

1 Теоретические  основы товароснабжения предприятий  розничной торговли        5

1.1 Понятие  товарных ресурсов                                                                                     5

1.2 Классификация  и факторы, определяющие величину  товарных ресурсов         8

1.3 Задачи  анализа обеспеченности предприятия товарными ресурсами                 11

1.4 Показатели  эффективности использования товарных  ресурсов                          14

2 Управление  процессом анализа обеспеченности  и эффективности 

использования товарных ресурсов и их планированием                                           15

2.1 Анализ  обеспеченности предприятия товарными  ресурсами                              15

2.2 Расчет  необходимого размера товарных  запасов                                                  18

2.3 Расчет  общей потребности в товарных ресурсах                                                  22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                               26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                     29 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Товарные  ресурсы представляют собой материальную основу развития товарооборота и повышение уровня народного потребления.

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

     Представляется, что анализ тематики - управление процессом планирования товарных запасов в розничной торговой сети достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

     Данная  тема в настоящее время весьма актуальна для любого предприятия вне зависимости от того, какие товары (изделия или услуги) предприятие производит и предлагает своим партнерам.

     Указанными  обстоятельствами и предопределяется выбор мною темы курсовой работы - управление планированием товарных запасов.

     Степень научной разработанности темы. Теоретическую  основу сравнительного исследования составляют работы: С.В. Банк, С.М. Бухонова, Ю.А. Дорошенко, О.Б. Бендерская, А.М. Гаджинский, А.В. Грачев, И.Н. Денисова, Л.В. Донцова, О.В. Памбухчиянц  и других. Вместе с тем, в литературе ощущается явный недостаток как исследования общего плана, связанных с этой темой, так и работ, посвященных изучению непосредственно методам управления процессом планирования.

     Характеризуя  степень научной разработанности  темы "Управление планированием товарных запасов", следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной тематики.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является розничная торговая сеть, предметом - управление процессом планирования товарных запасов.

     Для раскрытия темы работы была поставлена цель - провести анализ процесса управления планированием товарных запасов.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

     ·уточнить содержание, выявить и обобщить особенности, структуру и виды базовых процессов и категорий теории управления товарными запасами, определить основные подходы к их содержанию, сущности, провести их сравнение и систематизировать факторы, влияющие на них;

     ·исследовать существующие подходы к разработке систем управления товарными запасами и обосновать необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления, комплексирующего различные виды запасов, адекватных этапам поставок и процессам их обеспечения, которые необходимо учитывать как важные факторы оптимизации процесса управления запасами в розничной торговой сети;

     ·выявить и оценить существующие технологии управления товарными запасами, провести их сравнительную оценку для определения области применения и степени эффективности принятых решений по управлению запасами;

       исследовать показатели и методы оценки эффективности управления запасами, выявить требования по обеспечению достоверности и полноты издержек на рациональное управление запасами и сформировать систему показателей для адекватного анализа затрат по функциям управления в интегрированной цепи поставок;

     Методологической  и теоретической базой служат результаты научных исследований отечественных  и зарубежных ученых в области  экономики и управления предприятиями, теории и практики управления запасами.

 

     

         1 Теоретические основы товароснабжения предприятий розничной торговли

         1.1 Понятие товарных  ресурсов 

     Процесс обращения товаров требует постоянного наличия товарных запасов. Товарные запасы, выступая в качестве необходимого условия оборота товаров, создаются на всех стадиях их движения: на складах производственных предприятий, на заготовительных пунктах, в пути, на складах оптовых и розничных организаций и на розничных торговых предприятиях.

     Товарные  запасы можно рассматривать в  узком и широком смысле. В узком смысле - это определенная часть товаров, которые временно выключены из обращения и хранятся на складах промышленности, заготовительных организаций, оптовой и розничной торговли. Момент образования таких запасов означает приостановку товарного обращения, а вызванные этим затраты не увеличивают стоимость товаров. Однако товарные запасы, практически не участвуя в обращении, потенциально обеспечивают оптовый и розничный товарооборот.

     В широком смысле товарные запасы представляют собой всю совокупность товаров (в единстве их натурально-вещественной и стоимостной форм), которые обеспечивают процесс обращения товаров. Товарный запас может быть в трех формах: запас в форме производственного капитала, т.е. запас оборудования, машин, сырья, материалов и т.д.; запас в форме фонда индивидуального потребления, т.е. предметов, обеспечивающих ведение домашнего хозяйства (мебели, кухонной утвари и т.д.); запас в товарной форме или товарный запас. Все три формы запаса составляют диалектическое единство: увеличение или уменьшение запаса в одной форме влечет относительное увеличение или уменьшение запаса в другой. Так, если запасы в производственной форме уменьшаются, то запасы в товарной форме увеличиваются.

     Необходимость образования запасов обусловлена  рядом объективных причин. Производство и потребление не совпадают в пространстве и во времени. Причиной этого является развитие производства, углубление его специализации, расширение ассортимента товаров и вызываемое этим повышение динамичности потребления, а значит и спроса. Этому также содействуют усиление сезонных колебаний спроса на непродовольственные товары при относительно равномерном уровне выпуска и сглаживание сезонности потребления продуктов питания при сезонном характере их производства и ряд других факторов.

     Необходимость образования запасов также обусловлена условиями транспортирования и реализации товаров, в частности асинхронностью изменения предложения и спроса, неравномерностью поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.

     Планирование розничного товарооборота торгового предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.

     Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступивших на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

     Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:

     ТЗН + П = РТО + тзк,

     где

     ТЗН, ТЗК — товарные запасы соответственно на начало и конец года;

     П — объем поступления товаров;

     РТО — объем розничного товарооборота.

     Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

     Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

     несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

     асинхронностью изменений спроса и предложения;

     дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производства при дискретном характере потребления;

     наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

     Товарные запасы классифицируются по различным признакам

 

     

     1.2 Факторы, определяющие  величину товарных  ресурсов

     1.2.1 Классификация товарных  запасов

     Товарные  запасы можно классифицировать по следующим  признакам:

     1) По назначению   - текущие, сезонного хранения и досрочного завоза, целевого назначения.

     2) По срокам – отчетные на дату, входные (начальные), выходные (конечные)

     3) По величине – максимальные, минимальные, средние.

     4) По показателям – в натуральных показателях, в стоимостных, в днях оборота.

     Товарные  запасы по назначению подразделяются на три группы: текущего хранения, сезонного хранения и досрочного завоза, целевого назначения.

     Товарные  запасы текущего хранения составляют основную массу всех товарных запасов (около 80% общей суммы) и предназначены для обеспечения бесперебойной продажи товаров. Поэтому они должны завозиться в торговую сеть равномерно, через определенные промежутки времени. Размеры товарных запасов этого вида планируются на основе определенных нормативов.

     Товарные  запасы сезонного хранения и досрочного завоза составляют 17 - 18% общей суммы товарных запасов и обеспечивают непрерывность процесса товарного обращения. Они создаются по тем товарам, по которым в силу особенностей их производства, спроса или других причин существует разрыв во времени между производством и реализацией. Это овощи, картофель, фрукты, определенные виды одежды (например, школьная форма, валяная обувь), елочные украшения, школьно-письменные принадлежности и др. Запасы досрочного завоза создаются для снабжения населения районов Крайнего Севера, отдаленных и высокогорных районов. Многие населенные пункты удалены от железнодорожных путей, туда товары могут быть доставлены водным путем в период навигации, которая продолжается три-четыре месяца, или только санным путем в зимнее время.

     Товарные  запасы целевого назначения создаются для выполнения определенной задачи. Например, для стимулирования закупок некоторых сельскохозяйственных продуктов (создание запасов сахара для стимулирования закупок свеклы).

     В зависимости от места образования различают товарные запасы в розничной сети, на оптовых предприятиях, в пути.

Информация о работе Управления планированием товарных запасов на торговом предприятии