Валютный курс и методы управления им

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать механизм государственного регулирования валютного курса.

Предметом курсовой работы являются валютным курсом.

Объектом курсовой работы является государственное регулирование валютных курсов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть историю возникновения валютной системы;
2.Проанализировать механизм регулирования государственного валютного рынка;
3.Определить степень разработанности литературных источников по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. История возникновения валютного курса.

1.1 История возникновения и развития валютного курса…..………….…5

1.2 Становление и развитие валютного рынка в России ..………..…...…10

ГЛАВА 2. Методы управления валютным курсом

2.1 Виды валютных курсов. Характеристика национальной системы……………………………………………………………...……….14

2.2 Управление валютным курсом…………………………………...…….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………...….29

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…...30

Работа содержит 1 файл

ОФД - Валютный курс и методы управления им.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      К валютным операциям, имеющим отношение  к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и  продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.

      Купля-продажа  иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.

      Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия, организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка.

      Центральный банк России вводит ограничения для  коммерческих банков на объемы привлечения  кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте[9; с.243]

      Уполномоченные  банки осуществляют валютные операции в соответствии с лицензией и  контроль за соблюдением клиентами  валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях.

      Валютное  регулирование включает порядок владения пользования, пользования и распоряжения валютными ценностями. Валютные ценности на территории Российской Федерации могут находиться в собственности, как резидентов, так и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности на территории Российской Федерации гарантируется и защищается государством наряду с другими объектами собственности. Валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение. Источниками их являются: валютная выручка от внешнеэкономической деятельности; взносы в уставный капитал; валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений и других иностранных юридических лиц; валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки; благотворительные фонды.

      Валютные  средства предприятий и организаций хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно. Предприятия и организации в праве объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач.

      Российские  и иностранные граждане могут иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Российскую Федерацию из-за границы, полученные или приобретенные на территории Российской Федерации в законном порядке, хранить на счетах или вкладах в уполномоченных банках и использовать для целей, не запрещенных законом.

      Юридические лица могут хранить средства в  иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках. Условия такого хранения устанавливаются  Центральным банком России. Юридические лица-резиденты, имеющие валютные счета за границей, обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об операциям по этим счетам.

      Порядок осуществления валютных операций гражданами-резидентами  следующий: ввоз, перевод, пересылка  из-за границы в Россию иностранной валюты и иных валютных ценностей гражданами-резидентами с соблюдением таможенных правил не ограничиваются; средства граждан-резидентов в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках; средства в иностранной валюте, включая находящиеся на счетах граждан-резидентов в уполномоченных банках, могут быть проданы ими за рубли уполномоченному банку, переведены, а также перевезены или переведены из России с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу; допускается на период пребывания граждан-резидентов за границей открытие ими валютных счетов и вкладов в иностранной валюте за границей.

      Сделки  с валютными ценностями между  гражданами-резидентами, а также  гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории Российской Федерации запрещены, за исключением случаев: купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки; передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валютных супругу и близким родственникам; завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования; приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством. Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.

      Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем. Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании.

      Средства  нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки за границу. Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе по куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки.

      Средства  нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной  валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.

      Контроль  за правомерностью валютных операций производится Центральным банком России и Федеральной службой валютного  и экспортного контроля. Уполномоченные банки осуществляют также валютный контроль в пределах своей компетенции. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям обязаны совершать также органы Федеральной Налоговой службы России.

      Целью валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении операций с  валютными ценностями.

      Основными направлениями контроля является проверка: соответствия проводимых операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений; выполнения резидентами обязательств по продаже валюты государству; особенности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета, отчетности и документации по валютным операциям.

      В случае нарушения предприятиями, банковскими  и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных  актов Центрального банка Федеральная  служба валютного и экспортного  контроля может применять следующие санкции: наложение штрафа в размерах, установленных валютно-экономической комиссией; лишение банковских и иных финансовых учреждений лицензий на проведение операций в иностранной валюте; лишение предприятий полученных ими лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг); привлечение должностных лиц и граждан, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного регулирования, к уголовной и административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. 
 

      2.2. Меры государственного регулирования.

      Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

      а) недопустимость неконституционного ограничения  прав резидентов и нерезидентов на принадлежащие им валютные ценности;

      б) недопустимость предоставления индивидуальных разрешений на осуществление валютных операций;

      в) недопустимость понуждения к совершению валютных операций;

      г) приоритет экономических мер  в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

      д) единство политики валютного регулирования  и валютного контроля, осуществляемой в целях обеспечения экономических  интересов государства, а также  выполнения международных обязательств Российской Федерации;

      е) единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

      ж) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов субъектов  операций с валютными ценностями;

      з) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции юридических и физических лиц [1,с.34].

      Обладая относительно самостоятельностью, валютные отношения через платежные баланс, валютный курс, расчетные операции оказывают влияние на мировую  экономику. Учитывая тот факт, что  мировая экономика развивается  стихийно, валютные отношения как отражения мировых экономических отношений тоже подвержены стихийности [7; с.94] Поэтому государственное вмешательство, межгосударственные соглашения, деятельность международных валютно-финансовых организаций направленные на то, чтобы в определенной степени ослабить стихийность этих процессов. Государственное регулирование валютных отношений находит свое выражение в валютной политике.

      Валютная  политика – это совокупность экономических  мер, осуществляемых государственными органами и межгосударственными учреждениями в сфере международных и других экономических отношений с их текущими и стратегическими целями. Она является составной частью общей государственной экономической политики.

      Следует различать валютную политику:

    • текущую;
    • долговременную (структурную).

      Текущая валютная политика представляет собой  повседневное, оперативное регулирование  текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью  такого регулирования является поддержание  равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функционирования механизма национальной и мировой валютных систем.

    Текущая валютная политика реализуется Министерством  финансов, Центральным банком, органами валютного контроля. Формами этой политики являются:

      а) дисконтная политика, то есть маневрирование учетной ставки Центрального банка, которое наряду с другими мерами кредитно-денежного и финансового характера призвано регулировать величину денежной массы в обращении, уровень цен, объем совокупного спроса в стране, а также прилив из-за границы и отлив за границу краткосрочных капиталов;

      б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой  куплю-продажу государственными органами иностранной валюты в целях воздействия  на курс национальной валюты;

      в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация);

      г) изменения режима обратимости валют: ужесточение или, напротив, ослабление валютных ограничений;

      д) получение или предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации  возникающих разрывов в международных платежах;

      е) диверсификация (распределение между  различными объектами) валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки, связанные  с обесцениванием валют, и обеспечивать наиболее выгодную структуру резервных  активов.

      Долговременная (структурная) валютная политика – это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реализуется посредством участия стран в межгосударственных договорах и соглашениях, преимущественно в рамках Международного валютного фонда, а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударственного валютного регулирования, трансформируют элементы международной валютной системы в новое состояние, соответствующее изменившимся хозяйственным отношениям.

Информация о работе Валютный курс и методы управления им