Заемный капитал и механизмы его образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ и оценка эффективности применения заемного капитала на предприятии.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
 рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношения организаций с кредитными организациями;
 проанализировать использование капитала на ООО «Челябоблстрой»;
 разработать рекомендации по оптимизации структуры заемного капитала организации и оценка экономической эффективности от предложенных рекомендаций.

Работа содержит 1 файл

последняя курсовая.doc

— 459.50 Кб (Скачать)


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного проведения анализа управления формированием и использованием заемного капитала организации, оказывающего прямое влияние на конечный финансовый результат деятельности организации, что позволит, во-первых, выбрать и обосновать наилучшую рациональную стратегию привлечения заемных средств, а, во-вторых, определить возможные пути и необходимые направления по привлечению капитала в реальную сферу производства.

Объектом работы является общество с ограниченной ответственностью «Челябоблстрой».

Предметом работы являются экономические процессы, связанные с использованием заемного капитала организации.

Цель работы – анализ и оценка эффективности применения заемного капитала на предприятии.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

        рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношения организаций с кредитными организациями;

        проанализировать использование капитала на ООО «Челябоблстрой»;

        разработать рекомендации по оптимизации структуры заемного капитала организации и оценка экономической эффективности от предложенных рекомендаций.

Повышение эффективности деятельности организации в отраслях производственного комплекса невозможно только в рамках обеспечения собственными ресурсами организаций. С целью увеличения их финансовых возможностей организации необходимо привлечение дополнительных денежных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, и увеличения собственной прибыли. Поэтому управление формированием заемного капитала одно из важнейших функциональных направлений регулирования денежных средств.

Вопросы обеспечения производственного организации финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной для осуществления процесса расширения его воспроизводства. Возможными путями формирования заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные инструменты. При определении источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков организации. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют формированию наиболее рациональной структуры финансов организаций.

Основной целью управления формированием заемного капитала организации является определение его наиболее рационального источника заимствования, что способствует повышению стоимости собственного капитала организации.

Специфика управления этим процессом проявляется в реализации следующих функций: регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации займовых операций организаций; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения оперативных, связанных с непосредственным управлением денежными потоками;; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности привлечения организациям заемных средств.

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы, материалы первичной бухгалтерской отчетности ООО «Челябоблстрой».


1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1   Экономическая сущность и структура заемного капитала предприятия

Заемный капитал (ЗК) представляет собой часть стоимости имуществ организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги, либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал).

Долгосрочные заемные средства — это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения, которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся:

–    задолженность по налоговому кредиту;

–    задолженность по эмитированным облигациям;

–    задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе;

–   задолженность по банковским займам;

Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.

Краткосрочные заемные средства — обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся:

–   задолженность персоналу по оплате труда;

– задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам;

–   авансы полученные;

–   предварительная оплата заказов и продукции;

–   задолженность поставщикам и другие виды задолженности.

Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источниками формирования оборотных активов.

Заемный капитал (обязательства)

    

Рисунок 1.1 –  Формы финансовых обязательств

                        предприятия

Привлечение заёмных средств – довольно распространённая практика. С одной стороны, это фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.

С другой стороны, предприятие обменивается финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заёмных средств широко практикуется при агрессивной политике финансирования. Величина и эффективность использования заёмных средств – одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих решений. В целом, хозяйствующие субъекты, использующие кредит, находятся в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность кредита, использование последнего обеспечивает  повышение рентабельности предприятия.

Раскрытие сущности и содержания собственного капитала, основных понятий и современных взглядов на эту категорию является основополагающим элементом проведения углубленного анализа и оценки эффективности использования собственного и заемного капитала, формулирования обоснованных выводов и разработки соответствующих рекомендаций. Для повышения качества анализа требуется достаточно полная и достоверная информационная база о реальном положении дел в коммерческой организации, состоянии, движении и использовании ее капитала.

Раскрытие сущности, состава и структуры собственного и заемного капитала позволяет определиться в методах, подходах и показателях, необходимых для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности организации.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

1)       достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога;

2)       обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности;

3)       более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль);

4)       способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В тоже время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1)       использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности, уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала;

2)       активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.);

3)       высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка, в ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов;

4)       сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страхо­вых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

1.2 Политика формирования заемного капитала

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала.

В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

1)   Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования:

–    На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

–  На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

– На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения, в этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

–  На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

–    На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2)   Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.

Информация о работе Заемный капитал и механизмы его образования