Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

В науке принято считать, что мыслительная деятельность человека, будучи ненаблюдаемым процессом, находит отражение в языке в виде различных средств, в том числе многообразных средств выразительности.
Мышление человека категориально. Категории организуют мышление, членя окружающий мир на единства, обладающие внутренним единством. В толковом словаре И.С. Ожегова понятие «категория» определяется как «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» [Ожегов 1987: 232]. Мыслительные категории находят отражение в языке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

Глава 1. Теоретические основания изучения категории фантазийности
§1 Динамика развития понятий «категория» и «концепт»…………….5-7
§2 Роль фантазии в творческой деятельности человека……………….8-9
§3 Понятие художественного текста……………………………………10-12
§4 Метафора как средство выражения фантазийности
в художественном тексте……………………………………………..13-14
§5 Обзор основных теорий метафоры…………………………………..15-18
§6 Особенности метафоры в художественном тексте………………….19-21

Глава 2. Когнитивный анализ метафор в художественном тексте
§1 Цели, задачи и методика исследования……………………………...23
§2 Классификация и анализ метафор в произведениях
Х.Л. Борхеса «Ficciónes»……………………………………………...24-41

Заключение……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.28 Кб (Скачать)

По предложенным значениям  понятия «фантастика» и «фантастический» существенно отличаются от понятий  «фантазия» и «фантазийный». Мы выяснили, что фантастику чаще всего следует понимать, как плод фантазии, как то, что создает фантазия. Эти понятия нельзя отождествлять, так как фантазия – это способность, которой обладает человек, а фантастика – это своеобразный продукт его деятельности. В свою очередь «фантазийный» означает созданный фантазией, а «фантастический»  - присущий фантазии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль фантазии в творческой деятельности человека

Многие исследователи, такие  как Дж. Лаккоф и Э.А. Пармон, областью научных интересов которых является когнитивная деятельность человека, в вопросе о процессах познания и научного и художественного творчества сходятся в одном: ни один процесс получения и использования знаний не происходит при участии только одного типа мышления. Воображение – неотъемлемая часть мышления и сложный, малоизученный процесс. Оно тесно переплетено со всеми видами познания, и одним из доступных способов его наблюдения остаётся язык.

Как утверждает Э.А. Пармон, большинство авторов воспринимает «творческое воображение» и «фантазию» (в том числе и «фантазийное мышление»), как синонимы. «Не всякое воображение есть фантазия, но всякая фантазия – воображение, его высшая форма» [Пармон 1984: 6]. Учёный полагает, что фантазия – высшая форма проявления воображения, способное порождать несуществующие образы и ассоциации. В то же время воображение сильнее привязано к действительности и логическому мышлению, отражающему реальные свойства мира.

Согласно словарю С.И. Ожегова «фантазия – это способность  к творческому воображению» [Ожегов 1987: 737], а значит к переменам, преобразованию окружающего мира на мыслительном уровне. Как писал Дж. Лаккоф, «именно способность воображения позволяет нам мыслить «абстрактно» и выводит разум за пределы того, что мы можем увидеть и почувствовать» [Лаккоф 2004: 11].

 По мнению Э.В. Ильенкова: «В художественной форме развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет  необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия». [Ильенков 1984: 50].

      Литературно-художественная  деятельность представляет собой  процесс, в котором удельный  вес творческого воображения  особенно велик.  Сила  творческого   воображения  писателя  –   в  создании  литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью. Главным образом эта сила проявляется в употреблении средств выразительности языка. Художественные произведения, как правило, насыщены яркими образами, выраженными в сравнениях, эпитетах, аллегориях.

Фантазия в литературе является одним из основных элементов  создания таких образов. Следовательно, без нее немыслимо написание  какого-либо художественного текста, как и без метафоры, которая  в свою очередь является не только средством выразительности языка  литературы, но и способом отразить, насколько богато фантазийное мышление автора.

Необходимо отметить, что  автор любого художественного произведения реализует фантазию в своей работе, используя средства образности языка. Именно благодаря этим средствам  художественное произведение всегда затрагивает ум  и  сердце читателя. Более того, средства языка играют значимую роль и в работе автора. Благодаря им он передаёт не только свои мысли, но и эмоции, чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Понятие художественного текста

Для полноценного рассмотрения понятия художественного текста, прежде всего, необходимо выяснить, что  представляет собой текст в целом. Текст является не только способом коммуникации и источником знаний, но и основным источником изучения языка. Понятие текста обширно и  неоднозначно, что обусловливает  необходимость его исследования.

Текст, по мнению В. П. Белянина, представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д. [Белянин 1988: 6].

М. М. Бахтин полагает, что  текст  – «это первичная данность»  всех гуманитарных дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического  мышления… Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [Бахтин 1997: 287].

Существует немало определений  текста, предложенных различными авторами. Однако все они сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст — это законченное, завершенное произведение и, наконец, что текст имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей.

Известно, что каждый текст  обладает своим функциональным стилем. Выделяют пять функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный.

Художественный стиль  отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией. Если разговорный стиль  выполняет коммуникативную функцию — функцию непосредственного общения, научный и официально-деловой — функцию сообщения, то художественный стиль выполняет эстетическую функцию, функцию эмоционально-образного воздействия на воображение и чувства читателя или слушателя. Кроме того он передаёт мысли и чувства автора, использует  возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Характерные особенности  художественного текста (произведения) - проявление в каждом случае индивидуальной художественной манеры писателя, обусловленной  его мировоззрением, эстетическим влиянием, а также большим разнообразием  лексических и грамматических средств  языка в их различных соотношениях друг с другом. Именно поэтому вопрос интерпретации художественного  текста в современной лингвистике  продолжает оставаться весьма актуальным и вместе с тем чрезвычайно  сложным.

Что же касается разграничений  понятий «текст» и «произведение» (художественный текст), Ю. М. Лотман, анализируя в своих работах как художественное пространство произведения, так и пространство текста, отмечает, что произведение неотрывно от своего текста-носителя, но не тождественно ему: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение – одно и то же. Текст – один из компонентов художественного произведения…» [Лотман 1972: 14].

Говоря о структуре художественного  текста, следует отметить, что  А.А. Потебня выделяет три составные части художественного произведения, соотносимые, по его мнению, с элементами «слова с живым представлением». Это, во-первых, «содержание (или идея), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию»; во-вторых, «внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, соответствующий представлению (которое тоже имеет значение только как символ, намек на известную совокупность чувственных восприятий или на понятие)» и, наконец, «внешняя форма, в которой объективируется художественный образ» [Потебня 1990: 140].

Художественный текст представляет собой довольно сложную структуру, полнота восприятия которой зависит от уровня культуры личности, ее фоновых знаний. Толкование, интерпретация художественного текста представляют собой также сложное явление. Чтение художественной литературы является как источником приобретения языковых знаний, так и мощным фактором воздействия на личность, побуждает ее думать и анализировать.

Итак, одна из главных особенностей художественного текста - это  яркая  эмоциональная окраска авторской  мысли. Для художественного стиля, как правило, бывает характерным изобилие фантазийных образов, и соответственно изобилие средств выразительности языка таких, как метафора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метафора как средство выражения фантазийности в художественном тексте

Метафора – художественное языковое средство выразительности, известное  как троп или скрытое сравнение, часто встречаемое именно в художественной литературе (т.е. в художественном тексте). В обыденном для нас смысле, метафора – это «оборот речи, состоящий в употреблении слов и  выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения» [Ожегов 1987: 300].

Метафора многими исследователями  считается главным тропом, настолько  характерным для поэтического языка, что само это слово иногда употребляется  как синоним образности речи, как  указание на то, что слова действуют  здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорический язык часто  означает "иносказательный" или "образный" язык.

Естественное место метафора находит  в поэтической речи (художественном тексте), которая служит эстетической функции языка. Это проявляется  в том, что к метафоре не поставить стандартного вопроса [ЛЭС 2002: 296].

Понимание роли метафоры в  художественном тексте определяется особенностями  сознания людей той или иной эпохи. Метафорические конструкции как  способ выражения философского смысла присутствуют на ранних этапах развития человечества. Метафорично по своей  сути объяснение сущности бытия в  текстах древних философов. [Петросова 2010]

Таким образом, характерность и  важность метафоризации для художественного  текста очевидна из самого определения  метафоры.

Обратимся к М. Блэку, исследователю явления метафоры в языке и сознании, который пишет, что для большинства людей метафора – поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее необычному языку, чем к сфере привычного обыденного общения. С одной стороны метафору можно рассматривать именно как одно из проявлений естественного языка – то, что относится к сфере слов, но не к сфере мышления. Но с другой стороны, «метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии» [Блэк 1990: 153].

Говоря о метафоре как  о языковом проявлении человеческого  мышления и фантазии, необходимо отметить, что, по мнению Меньшаковой Н.Н., «категория фантазийности, трактуемая в аспекте познавательной деятельности, отражает особый тип мышления, способ познания и описания мира. Таким типом мышления считается фантазийное мышление…» [Меньшакова 2009: 7]. Исследователь утверждает, что данная категория характерна так же для научных текстов, где она выражена главным образом при помощи метафоры (не только в научных, но и в художественных текстах основным способом выражения фантазийности является метафоризация).

Из этого следует, что  художественный текст, изобилующий  разнообразными языковыми средствами, является одним из основных и очевидных  объектов изучения категории фантазийности, а значит и метафоры. Поэтому изучение фантазийного начала художественного произведения предполагает анализ языковых средств, представленных в нём, прежде всего метафору, как основной способ репрезентации фантазийности в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обзор основных теорий метафоры

С целью определения значимости и распространённости явления метафоры в художественном тексте обратимся  к истории развития теорий и взглядов на понятие метафоры, начиная с  его истоков.

Считается, что исследования в области теории метафоры были начаты Аристотелем и рядом других античных философов более двух тысяч лет  назад. Аристотель рассматривал метафору только как фигуру речи, но не говорил  о ней как об индивидуальном языковом явлении. Многие древние философы-последователи  первых учений о метафоре видели в  ней следствие попытки не оставить ни один предмет без названия, заменить для некоторых понятий недостающее  буквальное по смыслу слово другим словом с переносным значением, пополнить  недостаток слов в языке.

Однако после расцвета изучения теории метафоры (Аристотелем, Платоном и их последователями) во времена  античности следовал долгий период упадка ее развития.

Исследователи XX в. выдвинули  новые сущности (идеи) для объяснения феномена метафоры. Чаще всего в  качестве такой сущности выступает "значение". Так, М. Блэк отмечает: "Отнести предложение к разряду метафорических - значит сказать нечто о его значении, а не об орфографии, фонетике, интонации или грамматике" [Блэк 1990: 156]. Считается, что метафора имеет два значения - буквальное (как правило, ложное) и метафорическое. Эта точка зрения широко распространена: ее можно встретить в работах философов от Аристотеля до Макса Блэка, у лингвистов, начиная от Платона и вплоть до У.Вейнриха и Дж.Лакоффа.

Согласно исследованиям  Н.Д. Арутюновой  в последние десятилетия  центр тяжести в изучении метафоры переместился из филологии (риторики, стилистики, литературной критики), в  которой превалировали анализ и  оценка поэтической метафоры, в область  изучения практической речи и в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию и сознанию. В метафоре стали видеть ключ к пониманию  основ мышления и процессов создания не только художественного видения мира, но и его универсального образа. Метафора тем самым укрепила связь с логикой, с одной стороны, и мифологией - с другой [Арутюнова 1990: 5].

Информация о работе Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг