Отражению образа мегаполиса в языковом сознании народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:55, научная работа

Описание работы

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания аксиологической науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной "теории всего"..

Работа содержит 1 файл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


                                                           Введение.

Данная работа посвящена отражению образа мегаполиса в языковом сознании народа.

Для исследования нами были выбраны прозвища, пословицы и поговорки ,связанные со столицей России- Москвой и самым крупным городом США- Нью-Йорком.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания аксиологической науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной "теории всего"..

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной язык, остались бессмертными».

Гипотеза исследования –образ столицы или другого крупного мегаполиса,оавного ему по значению, находит свое отражение сознании народа, что в свою очередь выражается в создании пословиц, поговорок, прозвищ.

Цель нашей работы -рассмотреть «крылатые фразы» , пословицы, поговорки, идиомы, прозвища, связанные с названием мегаполисов.

Соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

o                                       поиск выражений, идиом, пословиц, поговорок, фразеологизмов и т.д.

o                                       определение этимологии

o                                       сформулировать образ городов, следующий из идиом, пословиц, поговорок, фразеологизмов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Москва.

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Собранные нами пословицы и поговорки о Москве, мы разделили на следующие группы:

 Долгая история развития Москвы :

    Не в день Москва построена.

 Богатство Москвы за счет других регионов:

  Москва ржи не молотит, а лучше деревенского едят.

 Неприязнь москвичей к провинциалам:

Ярославцы-красавцы,
Кострома - веселая сторона,
Олонцы добры молодцы...
Одним словом
Москва молодцев видала.

 Разочарование приезжих в Москве:

Москва кому мать, а кому мачеха.

 Жесткость Москвы :

Москва слезам не верит.

 Превосходство москвичей над другими:

   Ездил мешок в Москву!

  Про тебя в Москве в лапоть звонят!

 Неприязнь к москвичам:

 Жадность москвичей:

В них вся Москва видна.(о жидких щах)

 Прямолинейность москвичей:

Прям, как московская оглобля.

 Бесцеремонность жителей столицы:

Расселась, как купчиха московская!

 Негативное отношение к жителям столиц:

Есть люди, а есть москвичи.

У Москвы много колец, не хватает только колючей проволоки.

Москва- большая деревня.

                                                   Глава 2. НЬЮ-ЙОРК

«Зачем путешествовать по миру, когда достаточно съездить в Штаты? Они так велики и разнообразны, что сюда захочется вернуться вновь и вновь.

Здесь расположена и сама столица мира. Именно так старожилы называют Нью-Йорк, объясняя, почему он не стал столицей США.»-сообщает туристическое агенство  «Геонт Турс»

 

Нью-Йо́рк (англ. New York City, до 1664 — Новый Амстердам) — город в США, один из крупнейших мегаполисов мира. Население 8,2 млн человек (2006)[1]. Расположен в юго-восточной части штата Нью-Йорк на берегу Атлантического океана. Административно разделен на 3 района: Манхэттен, Бронкс и Статен-Айленд. Вместе со сросшимися городами Бруклин и Квинс образует агломерацию Большой Нью Йорк численностью 29,5 миллиона человек, что ставит его на второе после Токио место в мире по численности населения.

   Нью-Йорк был основан в начале XVII века голландскими колонистами, первоначальное  название — Новый Амстердам.

На территории, которую сегодня занимает город Нью-Йорк, задолго до появления здесь европейцев жили такие индейские племена, как Манахаттоу и Канарси. Это подтверждают находки наконечников стрел и других артефактов в районах города, не застроенных зданиями, как, например, Инвуд-Хилл-Парк и Риверсайд-Парк. Европейские поселения начались в 1626 года. с основания голландского поселения Новый Амстердам (Nieuw Amsterdam) на южной оконечности Манхэттена. В 1664 году английские корабли захватили город, не встретив сопротивления со стороны губернатора Стёйвесанта, и он был переименован в Новый Йорк, в честь инициатора этой вылазки — герцога Йоркского. По результатам второй англо-голландской войны в 1667 году голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам и взамен получили колонию Суринам.

Это краткая история становления города Нью-Йорка .

Мы выбрали именно Нью-Йорк, так как его называют столицей Соединенных Штатов Америки, забывая про Вашингтон. Даже коренные жители США говорят, что Нью-Йорк – столица мира.

   С чем же связана такая путаница?? На наш взгляд, это вызвано следующими причинами:

       Вашингтон образован в конце 16 века, а Нью-Йорк в начале 16 века;

       Нью-Йорк был столицей с 11 января 1785 по 12 августа 1790года;

       Нью-Йорк самый крупный и известный мегаполис;

       Нью-Йорк является одним из важных портов ,куда прибывают суда со всего света;

       Именно здесь расположены крупнейшие во всей стране музеи и памятники культуры ;

       Именно здесь находятся основные символы Америки(например статуя свободы)

В свою очередь Вашингтон является относительно небольшим по населению городом, правительственных  и государственных учреждений. Поэтому за Нью-Йорком  закрепился  статус неофициальной столицы. Это нашло отражение в языковом сознании народа, и проявилось в том, что Нью-Йорк имеет большое количество различных прозвищ и названии, в отличие от Вашингтона.

Тут представлена классификация прозвищ и названий по различным группам:

 

      1)туристические места:

1. America's Leading Tourist Resort- ведущий туристический курорт Америки

2. America's Mecca - Мекка Америки

 

2) Библейские мотивы в названии :

5. The Bablyonian Bedlam- Вавилонское столпотворение

(allusion to the confusion of tongues at Babel, described in Genesis XI) –(намек на беспорядок языков в Столпотворении, описанном в Происхождении XI)

 

     3)ассоциация с другими городами:

         6. The Bagdad of the Subway – Багдад метро

7. The Bagdad on the Hudson- Багдад на Гудзоне 

56. The Fun City on the Hudson- Город развлечений на Гудзоне

60. The Hong Kong of the Hudson- Гон- Конг  на Гудзоне

 

    4) Выделение мегаполиса как центра различных сфер и услуг :

 

     4.1) бизнес:

15. The Business Capital of the Nation- Деловая столица нации;

16. The Business Capital of the World- Деловая столица мира;

 

 

   4.2) финансы:

8. The Banking Center of the World-Банковский  центр мира;

17. The Capital of Finance- Столица финансов;

96. The World's Financial Capital-финансовая столица мира;

49. The Financial Capital of the World- Финансовая мировая столица;

50. The Financial Hub- Финансовый центр;

59. The Headquarters of World Banking- Штаб мирового банковского дела;

 

 

 

    4.3)коммерция:

38. The Commercial Emporium- Коммерческий торговый центр;

37. The Commercial Capital of America- Коммерческая столица Америки;

 

     4.4)культура:

42. The Cultural Capital of America- Культурная столица мира;

43. The Cultural Center of the Nation- Культурный центр страны;

 

 

      4.5)корпоративность:

39. The Corporate Capital of America- Корпоративная столица мира;

 

    4.6) мода:

93. The World Capital of Fаshion - Мировая столица Моды;

 

 

     4.7)кулинария:

41. The Cuisine Capital of the World- кулинарная столица мира;

 

     4.8)коммуникации и СМИ:

80. The Nation's Largest Communications Center- самый большой национальный центр коммуникаций;

83. The Printing Capital of the World- Печатная столица мира;

 

    4.9) транспорт и промышленность:

58. The Greatest Industrial Center in the World- Величайший промышленный центр в мире;

63. The Hub of Transport- транспортный центр

 

 

    5) подчеркивание исключительности города:

 

    5.1) географическое положение, территориальная величина и численность населения:

10. The Big Burg- большой город;

11. The Big City- Большой город;

12. The Big Town_ Большой город;

51. The First City of the World- Первый город мира

(the most populated city in the United States, approximately 8 million) -( самый населенный город в США, приблизительно 8 миллионов );

25. The City of Islands- Город островов

(the borough of Manhattan and numerous other small islands within the city limits);

 

 

      5.2) Мекка для иммигрантов:

13. The Biggest Gateway to Immigrants- Самые большие ворота для иммигрантов;

 

5.3) Город- столица(подчеркивание уникальности города):

69.,The Metropolis-столица;

70. The Metropolis of a Continent- столица континента;

71. The Metropolis of America- столица Америки;

72. The Metropolitan City-столичный город;

14. The Burg- Город;

20. The City-город;

22. The City of Cities- Город  городов;

29. The City of Superlatives- Город превосходной степени;

30. The City of the World-город мира;

32. The City that Belongs to the World- Город, принадлежащий миру;

34. The City with Everything- Город, в котором есть все;

87. The Super City- Супер- город;

18. The Capital of the World- Столица мира ;

19. The Center of the World- Центр мира;

94. The World's Capital City-столица мира;

62. The Hub City of the World- Центральный город мира

97. The World's Metropolis-мировая столица;

78. The Nation's First City-первый город страны;

79. The Nation's Greatest City-величайший горд страны;

 

 

   5.4) город развлечений, который никогда не спит:

24. The City of Golden Dreams- город золотой мечты;

33. The City that Never Sleeps- Город, который никогда не спит;

55. The Fun City- Город забав( развлечений);

56. The Fun City on the Hudson- Город развлечений на Гудзоне;

   76. The Most Colorful Exciting City in the World- самый красочный и волнующий город мира;

89. The Vacation City- Город каникул и отпусков;

98. The World's Most Exciting All Year Round Vacation Center-центр самых захватывающих в мире каникул/отпусков ;

 

    5.5) культура :

27. The City of Orchestras- город оркестров

(music center and 'Tin Pan Alley");

36. The Coliseum City- город- Колизей;

44. The Cultural City- Город культуры;

45. The Empire City- Город империи;

77. The Movie-Making City

 

   5.6) абстрактные понятия, связанные с городом:

26. The City of Light- Город света;

48. The Fear City- Город страха;

52. The Friendly City- Дружелюбный  город;

75. The Money Town- Город денег;

95. The World's Fair City-мировой город справедливости;

90. The Wonder City- Город удивления;

91. The Wonder City of the World- Мировой город удивления;

40. The Crossroads of the World- перекресток мира;

23. The City of Friendly People- Город дружелюбных людей;

21. The City at the Crossroads of High Diplomacy- Город на перекрестке высокой дипломатии(book by Hulbert Foother);

 

    5.7) доминирующее количество небоскребов:

28. The City of Skyscrapers- Город небоскребов

(the tallest building in the world; the Empire State Building, the Chrysler Building, 60 Wall Tower, etc.);

31. The City of Towers – Город башен;

 

   73. The Mighty Manhattan-могущественный Манхэтан

35. The Cleanest Big City in the World- Самый чистый в мире  большой город

84. The Restaurant City- Город ресторанов

85. The Science City- Город науки

88. The University of Telephony- Университет телесвязей

67. The Media City- медиа- город / город СМИ

 

 

      6) выделение значимости портов

 

81. The Nation's Largest Port-самый большой национальный порт

82. The Port of Many Ports- Порт многих портов

 

 

Выводы.

Хотелось бы отметить, что созданный образ Москвы получается достаточно негативным. Москва представляется жесткой, бесцеремонной и высокомерной.  Москвичи надменно и насмешливо относятся к провинциалам, смотрят на них свысока. В ответ провинциалы платят им той же монетой.

Интересно отметить, что недоброжелательное отношение к Москве в 20 веке усугубляется проблемой дефицита, что вызывает появление ряда новых поговорок, крылатых выражений и едких шуток. 

Но Москва остается столицей страны и ее главным городом. Ее ведущую роль нельзя отрицать, и это подчеркивается в следующих выражениях:

 

Москва златоглавая.

Москва на семи холмах (ассоциация с Иерусалимом и Римом).

Москва- третий Рим.

Москва –матушка(мать городов русских.

 

Таким образом, у столицы создается двоякий образ: с одной стороны она является главнейшим городом страны, а с другой –ее высокомерие и надменность вызывают насмешки и отрицательное отношение со стороны основной массы населения.

 

В противоположность нашей столице , Нью-Йорк  предстает перед нами как крупный оживленный финансовый центр. Это многонациональный, поликультурный город, радушно встречающий всех приезжих.

Это город, который стал домом для миллионов людей. Здесь каждый может найти себе дело по душе: кино, театры, мода, музыка, рестораны, наука и так далее.

Создается яркий и красочный образ шумного и гостеприимного города, умеющего работать и веселиться. Welcome to the New-York!

 

Как мы видим, образ главного города страны отражается в сознании народа, который создает различные пословицы, поговорки, прозвища, изучая которые, мы можем составить представление об отношении населения к нему.

Рассматривая пословицы и поговорки о Москве, мы можем обусловить негативное отношение людей к ней традиционным соперничеством двух русских столиц: Москвы и Санкт- Петербурга. И сравнение получается не в пользу Москвы. Так же надменное отношение Москвы к провинции не может не вызывать ответной реакции. В то же время столица всегда ассоциировалась с властью, правительством, поэтому и вызывала недовольство людей, так как власть не любят. Другой причиной являлся тот факт, что Москва богатела за счет других регионов: там было все самое лучшее, новое и дорогое в стране.

Информация о работе Отражению образа мегаполиса в языковом сознании народа