Проектная деятельность по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику использования метода проектов на уроках русского языка и уточнить условия его эффективности при обучении русскому языку.
Объектом курсовой работы является процесс обучения русскому языку учеников младшего звена.
Предметом является использование проектной методики в обучении русскому языку.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
- систематическое развитие навыков проектной деятельности;
- различные способы формирования групп;
- повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты;
Определить сущностные характеристики метода проектов;
Выявить особенности использования метода проектов при обучении русскому языку;
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов: обзор литературы
Особенности проекта как метода
Основные требования к использованию метода проектов
Виды учебных проектов по русскому языку
Глава 2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уркоах русского языка в начальной школе
2.1. Обощение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности
2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта  создаётся проектный продукт. Проектный  продукт должен обладать определенными  потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен  данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт  о ходе работы, в котором описываются  все этапы работы, все принимавшиеся  решения с их обоснование, все  возникшие проблемы и способы  их преодоления; анализируются собранная  информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы  проекта.

Непременным условием проекта  является его публичная защита, презентация  результата работы. В ходе презентации  автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные  знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая  сторона работы над проектом, которая  предполагает рефлексивную оценку автором  всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта. [3,174].

На уроках русского языка  метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного  обучения, а наряду с ним, как компонент  системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные требования к использованию метода проектов

Говоря о требованиях  к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектная  работа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и  на работу над самими проектами.

Подготовительные задания  могут быть на любые темы, по которым  выполняются проекты. Задания выполняются  в классе, а работа над проектом ведется вне школы.

С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося в области  изучения иностранного языка выполнение проекта ставит учащегося в такие  условия учебной деятельности, в  которых он самостоятельно, и что  очень важно, во взаимодействии с  группой, последовательно осваивает  все компоненты учебной деятельности:

-  Целеполагание и структурирование  учебной деятельности, что связано  с определением цели и характера  проекта, отбором материала, построением  программы учебной деятельности;

-  Способность управлять  своей учебной деятельностью,  в том числе посредством рефлективного  анализа, самоконтроля и самооценки  характера и результата речевых  и учебных действий на последовательных  этапах выполнения проекта;

-  Технологический аспект, связанный с использованием стратегий  и приёмов учебной деятельности, использование которых обусловлено  задачами проекта;

-  Способность принимать  ответственные решения относительно  характера и конечного результата  учебной деятельности на всех  этапах выполнения проекта, причём  внося по необходимости коррекцию  в задачи и способы учебной  деятельности;

-  Способность взаимодействовать  с учебной группой в процессе  решения учебных задач.

Многие учителя пытаются создать в классе ситуации, как  можно приближенные к действительности и способствующие применению учениками  знаний, полученных в процессе обучения. Наиболее эффективным средством  в этом случае являются игровые ситуации или, как их называет психолог А.А. Леонтьев, «стимулирующие ситуации». Они могут  быть использованы на любом этапе  обучения и дают возможность обучать  школьников неподготовленной речи в  межтематическом плане.

При проведении проектной  работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая  станет незатухающим источником энергии  для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Как это сделать? Для этого  существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для  подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и  самостоятельная активность, так  как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам  жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в  постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет  право помочь сформулировать, но в  неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей  степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это  создаёт мотивацию личного участия  в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе  темы, проблемы и сюжетной канвы  проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая  волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать  еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация  полученных результатов. Рассказать о  проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что  научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Проектные задания предполагают большой объём работы для учителя. Он может сам предложить тему проекта, но чаще всего предлагают учащиеся, и учителю необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками  заранее, какие вопросы будут  рассматриваться в течение работы над проектом (чем длиннее проект, тем более детальной разработки он требует).

Учёнаяые-исследователи  в области современных технологий обучения считают, что метод проектов при наличии определённых условий  может быть использован в любом  типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим  требованиям:

1. Наличие значимой в  исследовательском плане проблемы  или задачи, требующей интегрированного  знания, исследовательского поиска  для её решения;

2. Практическая, теоретическая,  познавательная значимость предполагаемых  результатов;

3. Самостоятельная деятельность  учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне  него;

4. Структурирование содержательной  части проекта, с указанием  поэтапных результатов и распределением  ролей;

5. Использование исследовательских  методов: определение проблемы, вытекающих  из неё задач исследования, выдвижение  гипотезы решения обсуждение  методов исследования, оформление  конечных результатов, анализ  полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Время работы над проектом зависит от его темы и того, как  учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного  времени. Несмотря на политику «невмешательства»  в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно  новое, что они не знают, но хотят  узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого  учитель может попросить их заполнить  специально составленную анкету.

Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной  работы, как одного из эффективнейших новых методов развития коммуникативных  навыков на уроке английского  языка, а использование различных  видов проектов помогают учителю  сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для  учащихся любого возраста.

 

 

 

1.4. Виды учебных  проектов по русскому языку 

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Информационный проект направлен  на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения  и представления для широкой  аудитории. К таким проектам можно  отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как  новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных  передач».

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или  исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно  представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность  басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье».

Практико-ориентированный  проект по русскому языку нацелен  на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен  и может быть использован в  жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском  языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия»  или составление словаря неологизмов.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это  могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной  стихотворной рекламе и русской  поэзии» можно представить в  виде постановки.

Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное  исследование. Он включает обоснование  актуальности избранной темы, обозначение  задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При  этом используются методы современной  науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К  этому виду работы можно отнести  следующие исследования: «Диалектизмы Кемеровской области в словаре  В.И.Даля», «Путешествие слова шпаргалка  из одного языка в другой», «Роль  дискурсивных слов да и нет в организации  диалога».

Проекты по русскому языку  классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна  на уроках развития речи. Например, над  мини-проектом «Составление рекламного модуля с использование максимального  количества эпитетов» работа ведется  в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и  по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются  в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание  классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной  формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта можно  провести исследование по теме «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных  социальных групп».

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как  в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно  проводится в рамках ученических  научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется  во внеурочное время. Это серьёзное  исследование, защита которого чаще всего  проводится на городских научно-практических конференциях.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном  общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над  практико-ориентированными проектами  – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой  работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются  с исследовательскими проектами, у  них хорошо развито теоретическое  мышление и есть интерес к исследовательской  работе. Ну и практически все учащиеся всех классов охотно выполняют творческие проекты.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них  форме. Это позволяет учащимся активно  приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный  арсенал, а затем переносить приобретенный  опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. [3, 188].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уроках русского языка в начальной школе

2.1. Обобщение опыта  работы учителей, использующих проектную  методику в своей деятельности

С целью опровержения или  подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя:

- интервью и беседы  с педагогами практиками по  проблеме использования метода  проектов в образовательном процессе;

Информация о работе Проектная деятельность по русскому языку