Проектная деятельность по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику использования метода проектов на уроках русского языка и уточнить условия его эффективности при обучении русскому языку.
Объектом курсовой работы является процесс обучения русскому языку учеников младшего звена.
Предметом является использование проектной методики в обучении русскому языку.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
- систематическое развитие навыков проектной деятельности;
- различные способы формирования групп;
- повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты;
Определить сущностные характеристики метода проектов;
Выявить особенности использования метода проектов при обучении русскому языку;
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов: обзор литературы
Особенности проекта как метода
Основные требования к использованию метода проектов
Виды учебных проектов по русскому языку
Глава 2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уркоах русского языка в начальной школе
2.1. Обощение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности
2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ 
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» 
Институт педагогики и психологии 
Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

 

Курсовая работа

Проектная деятельность по русскому языку

 

 

 

Выполнила: 
студентка 2 курса, группы 20001 
Ракова Светлана Сергеевна 
Научный руководитель:  
Хаирова Ирина Валентиновна

 

 

Казань – 2012

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  использования метода проектов

    1. Метод проектов: обзор литературы
    2. Особенности проекта как метода
    3. Основные требования к использованию метода проектов
    4. Виды учебных проектов по русскому языку

          Глава 2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уркоах русского языка в начальной школе

           2.1. Обощение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности

               2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики

            Заключение

            Список литературы

           Приложения

 

 

 

 

 

 

         Введение

В настоящее время все  развитые страны мира осознали необходимость  реформирования своих систем образования  с тем, чтобы ученик стал центральной  фигурой учебного процесса, чтобы  познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные  знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели  самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что  этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского  образования с неизбежностью  влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию русского языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние  педагога на деятельность каждого ученика  и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания русского языка является метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой  педагогике. Возникнув в 20-ые годы в  США, он привлёк внимание и русских  педагогов. Идеи американских педагогов  Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил  дальнейшее развитие [7,131]. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом  поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности  детей к творческому мышлению.

Актуальность данной проблемы  рассматривается в творческом использовании  метода проектов для совершенствования  уроков русского языка в начальной  школе. Ведь именно с начальной школы  закладываются основы коммуникативных  навыков, которые непременно понадобятся  учащимся на протяжении всей их учебной  деятельности. Кроме того, использование  проектной методики составляет актуальную задачу для всех преподавателей ВУЗОв  и учителей школ.

Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается  в определении условий обучения русскому языку на основе метода проектной  деятельности на младшем этапе обучения.

Цель исследования - выявить  специфику использования метода проектов на уроках русского языка  и уточнить условия его эффективности  при обучении русскому языку.

Объектом курсовой работы является процесс обучения русскому языку учеников младшего звена.

Предметом является использование  проектной методики в обучении русскому языку.

Гипотеза исследования: использование  метода проектов на уроках русского языка  в начальной школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих  условий:

- наличие выбора темы  проекта и форм организации  работы;

- систематическое развитие  навыков проектной деятельности;

- различные способы формирования  групп;

- повышение значения презентационно-оценочного  этапа работы и т.д.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты;
  2. Определить сущностные характеристики метода проектов;
  3. Выявить особенности использования метода проектов при обучении русскому языку;
  4. Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.

В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический  анализ психолого-педагогической и  тематической литературы по исследуемой  проблеме, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение и др. исследования: Тетюшская школа  №1 3 «А» класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты использования метода проектов

1.2 Метод проектов: обзор литературы

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий по решению  значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который  даёт возможность учащимся проявлять  самостоятельность в планировании, организации и контроле своей  деятельности.

Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком  в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [7,133]. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности  самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют  интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится  роль координатора, эксперта, дополнительного  источника информации.

Воспитательный потенциал  русского языка увеличивается с  введением в учебный процесс  новых технологий. Использование  технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами русского языка  за школьные рамки.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает  в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная  методика даёт учителю возможность  включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую  деятельность, на совместный труд, и  увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

-  Участники проекта  подхватывают проектную инициативу  от кого-либо из жизни;

-  Участники проекта  договариваются друг с другом  о форме обучения;

-  Участники проекта  развивают проектную инициативу  и доводят её до сведения  всех;

-  Участники проекта  организуют себя на дело;

-  Участники проекта  информируют друг друга о ходе  работы;

-  Участники проекта  вступают в дискуссию [7, 238].

Проект в проективном  образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного  учебного материала; в проективном  образовании – разработка проекта  – цель обучения. То есть, говоря о  методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального  практического результата.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные  методы в практике преподавания. Позднее  эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно.

С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить  этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе  он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое  распространение.

Н.Г. Чернилова рассматривает  проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном  выполнении комплексных учебных  проектов с информационными паузами  для усвоения базовых теоретических  знаний» [3,111]. Это определение относится  ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная  деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или  социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное  на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так  и продукт материальный (страноведческий  коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей  «малой родины», участие в благоустройстве  двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают  в их диалектическом единстве.

 

 

 

1.2. Особенности  проекта как метода обучения 

К основным задачам современного школьного образования относятся  формирование активной самостоятельной  и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных  умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).

Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

Проект в обучении –  это специальным образом оформленная  детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск  условий и способов достижения реального  практического результата; это самостоятельное  развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении  той или иной практически или  теоретически значимой проблемы.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд  характерных особенностей этого  метода обучения. Прежде всего, это  наличие проблемы, которую предстоит  решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно  значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью  проекта всегда является решение  исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением  является проектный продукт, который  создаётся автором в ходе его  работы и также становится средством  решения проблемы проекта.

Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности  проекта.

Ещё одно отличие проекта  – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для  каждого из них; определить способы  решения этих задач и найти  ресурсы для этого; разработать  подробный график работы с указанием  сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано  с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных  опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием  выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы  её решения.

Информация о работе Проектная деятельность по русскому языку