Проектная методика на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить понятие метода проектов, рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу;
2) изучить историю возникновения метода проектов;
3) рассмотреть виды проектов;
4) показать значение метода проектов в обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики;

Работа содержит 1 файл

курсовая коррект.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Позднее,  уже при  советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу  но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сравнительный анализ истории  становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся.

Подводя итоги можно  сказать, что метод проектов, являясь  личностно-ориентированной технологией XXI века, имеет многолетнюю историю. В то время существовали различные подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.

 

1.3.Классификация  проектов.

 

Для более глубокого  проникновения в предмет исследования считаем целесообразным рассмотреть  классификацию проектов. Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов, согласно которой выделяют:

  1. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
  2. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  3. Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
  4. Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Наиболее подробную  типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям. Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные).

Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет:

  • исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования;
  • творческие проекты, которые имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.);
  • приключенческие (игровые) проекты, которые предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью;
  • информационные проекты. Этот тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях);
  • практико–ориентрованные проекты, которые четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Наиболее оптимальной  мы находим классификацию Е.С. Полат, так как она предлагает наиболее подробную типологию проектов. Е.С. Полат выделает несколько классификаций  проектов по различным критериям, а именно: монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты, внутренние  и международные и др.

Такое многообразие свидетельствует  об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.

 

 

Глава II . Специфика  использования проектной методики на уроках иностранного языка.

 

2.1.Метод проектов в обучении иностранным языкам.

 

Прежде чем перейти  к специфике использования метода проектов на уроках иностранного языка, обратимся к роли и месту метода проетов в обучении иностранным языкам. Как мы уже отмечалось, метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение.

Довольно подробно изучением  использования метода проектов в  обучении иностранному языку занимается Е.С. Полат. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для  формирования и формулирования мысли, выдвигая следующие выводы:

  • необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции;
  • важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей;
  • необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия.

Данный подход к обучению,  по мнению исследователя, предполагает перенос акцента со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения. Однако телекоммуникационные проекты оправданы педагогически  только в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания .

Автор еще раз подчеркнем мысль о том, что  мы обучаем  способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной  компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

Однако Н.Д.Гальскова  полагает, что целью обучения во всех типах школ является не система  языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия .

Рассмотрим отличительные  особенности проектов, предназначенных для обучения языку.  Н. Кочетурова выделяет следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

К этому списку в соответствии со спецификой предмета Н. Кочетурова  добавляет такие характеристики как:

  • коммуникативная направленность проектов;
  • приоритет групповой работы в проектной деятельности;
  • повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Подводя итоги следует  отметить, что общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.

Информация о работе Проектная методика на уроках иностранного языка