Проектная методика на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить понятие метода проектов, рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу;
2) изучить историю возникновения метода проектов;
3) рассмотреть виды проектов;
4) показать значение метода проектов в обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики;

Работа содержит 1 файл

курсовая коррект.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

 

2.2.Требования к методу проектов.

 

Рассматривая специфику использования  метода проектов на уроках иностранного языка, прежде всего необходимо рассмотреть  требования к данному методу. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект основывается на перечисленных ниже моментах:

  • развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельного поиска информации, критического мышления;
  • самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая в течение определенного отрезка времени (индивидуальная, парная, групповая);
  • решение определенной, значимой доя учащихся проблемы, моделирование деятельности специалистов какой-либо предметной области;
  • представление итогов выполненных проектов в форме конкретных результатов, готовых к внедрению (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.);
  • сотрудничество учащихся между собой и с учителем .

Особую трудность для педагогов представляет требование опоры на опыт учащихся и выдвижение значимых для них проблем. Опыт учащихся часто слишком ограничен, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного проекта. Однако этим требованием нельзя пренебрегать. Отсюда следует вывод, что необходимо специально изучать проблемы, связанные с жизненными потребностями и интересами учащихся. Кроме того необходимо соблюдение целого рада других требований:

  • учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем, в разработке плана действий и способов их решения;
  • проблема должна допускать выбор способов решения;
  • проблема должна быть достаточно серьезной, массовой или повторяющейся, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса в ее решении;
  • проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся;
  • при выборе проблем необходимо учитывать наличие и доступность источников информации;
  • проблема должна быть межпредметной .

 

Но стоит обратиться и к мнению Е.С. Полат, которая выделяет следующие требования к методу проектов:

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.

5.      Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Мы больше склоняемся к точке  зрения Е.С. Полат, так как она наиболее точно и четко формулирует основные требования к методу проектов.

Таким образом, проект- это  пять «П»: проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

2.3.Этапы проектной деятельности.

 

Внимание стоит уделить  также и этапам работы с проектом, так как работа над любым проектом предполагает определенную последовательность действий. На этапе ориентирования в ходе «мозговой атаки» или «круглого стола» определяется проблема и вытекающие из нее задач исследования. Использование метода проектов предполагает наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей интегративного знания, исследовательского поиска для ее решения Соответственно, для учеников очевидна практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов исследования. На этом же этапе формируются проектные группы, поскольку основной принцип технологии проектной деятельности - сотрудничество и сотворчество.

Следующий этап – этап реализации – включает в себя следующие  фазы:

  • фазу выдвижения гипотезы решения проблемы;
  • фазу обсуждения методов исследования и поиска информации;
  • фазу сбора, систематизации и анализа полученных данных;
  • фазу подведение итогов.

Работа над проектом предполагает самостоятельную деятельность учеников, но учитель координирует работу проектной группы групповой деятельности. Именно с ним обсуждаются промежуточные результаты исследования.

Итогом проектной деятельности является презентация и защита ее финального продукта. Конечный продукт  проектной работы может быть представлен  в виде письменного или устного отчета, статьи, презентации, выставки или в каком-либо другом виде. Главной целью работы над проектом является приобретение новых знаний и их развитие, но, тем не менее, результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Работа над устным выступлением не менее серьезна и важна, чем предыдущие этапы. Авторы проекта представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы слушателей ( желательно)  на иностранном языке, а это предполагает не только владение определенной суммой формальных знаний в области лексики, грамматики и фонетики иностранного языка, но и умения выбирать языковые средства, подходящие контексту деятельности, умения выстраивать свою речь логично, последовательно, убедительно. На этом же этапе оценивается значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность использованных методов исследования и обработки полученных результатов; глубина проникновения в проблему; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.

Е.С. Полат выделяет следующие  этапы работы с проектом:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Положительный потенциал  проектной технологии заключаются  в том, что в ходе работы над  проектом ученики реализуют интерес к предмету исследования, расширяют свои знания о нем и совершенствуют умения работать в сотрудничестве. В процессе работы над проектом ученики формируются различные составляющие коммуникативной компетенции. Они представляют результаты своей работы на иностранном языке, что позволяет им показать свой уровень владения языком.

 

2.4.Проблемы проектной деятельности.

Прежде всего следует отметить, что через проект можно раскрыть творческий потенциал ребенка, повысить уровень интереса к предмету, показать ученику межпредметную связь, создать условия для личностно-ориентируемого обучения. Выходя на такую форму работы, учитель, конечно,  знакомится со структурой проекта, особенностями реализации каждого этапа, старается рекомендовать ребенку темы и виды проектов согласно его возрастным особенностям. Но, даже проработав массу теоретического материала, на практике обязательно вскрываются «подводные камни» проектного обучения, и один из них это место и роль оценивания результатов проектной деятельности участника проекта. Итак, оцениваем мы результат проектной деятельности. Это может быть реферативная работа, спектакль, разработка игры, мультимедийная презентация и многое другое. Мы хотим выразить отношение к продукту и коллективу авторов, создавших этот продукт. И вот здесь наступает противоречивый момент: одна группа экспертов утверждает, что надо всех оценить одинаково и максимально поощрить, ведь авторы делали проект, а каков результат это уже не важно. Другая группа предлагает оценивать по качеству результата и практической значимости проекта. Вроде бы, аргументированная точка зрения – зачем уравнивать всех, если вклад в работу был разный, да и презентация результатов тоже бывает различного уровня – одни авторы творчески подходят к вопросу представления продукта проекта, а другие формально. Помощь в решении этой проблемы могут оказать критерии оценки проекта, которые должны быть разработаны и доведены до сведения авторов до начала работы над проектом.

К критериям внешней оценки проекта относят:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проекга;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

К оценки результативности образовательной среды относят:

  • критерии овладения мыслительными операциями (создание и защита проекта);
  • критерии развития эмоционально-образной сферы (интерес и увлеченность при роботе над проек<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043

Информация о работе Проектная методика на уроках иностранного языка