Работа со словарями, справочниками, банками данных и другими источниками информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Год за годом, с развитием средств коммуникации и увеличением скоростей, земной шар становится все меньше. Люди различных стран и наций должны хорошо уживаться с прогрессом в мировой торговле и в технологиях так же, как и друг с другом. «Знание — сила», — сказал один из великих людей. Зная иностранный язык, можно не только читать газеты, журналы и книги выдающихся авторов в оригинале, но также смотреть программы спутникового телевидения, запросто путешествовать в различные части мира. Кроме того, понимание и общение на иностранном языке необходимо, когда рассчитываешь на хорошо оплачиваемую работу.

Содержание

1 Введение
2 Основная часть
2.1 Классификация видов словарей
2.2 Способы и методы работы со словарями
2.3 Методы работы с другими источниками информации
3 Заключение
4 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Наконец, слушать радио можно для собственного удовольствия - едва ли у многих из читателей есть много свободного времени для занятий английским, поэтому можно совместить, например, домашние заботы с прослушиванием передачи на английском языке.

Слушать можно любое доступное радио на средних или коротких волнах. Если есть возможность, то можно слушать радио и через интернет. Доступные радиостанции в Москве - это, прежде всего, ВВС World Service и Voice of America. «Голос Америки» и «БиБиСи» доступны на средних волнах, «БиБиСи» еще можно поймать на четырех разных частотах на коротких волнах, но прием там не самый качественный, так что помимо быстрой англоязычной речи вам придется считаться еще и с помехами.

BBC - качественное английское радио, слушать интересные и познавательные передачи которого рекомендуется всем. Дикторы говорят на чистейшем английском, освещают новости. Часто можно услышать тех, для кого английский не является родным языком - в передачах участвуют жители Азии, Африки, Восточной Европы, России.

В последнее время BBC пытается несколько разбавить сухие новости и скучновато-познавательные передачи: есть и десятка лучших песен Великобритании, и всевозможные ток-шоу, и чтение писем слушателей вслух.

«Голос Америки» - менее объективное радио: все подается с точки зрения Соединенных Штатов. Это радио не предлагает столь разнообразных передач, как BBC, а концентрирует свое внимание на новостях, аналитике, финансах и политике. Последней здесь особенно много; чрезвычайное количество времени уделяется обсуждению внешней политики США.

Конечно, не обязательно ограничивать себя этими двумя радиостанциями. Есть еще, например, CNN Radio, передачи которого можно послушать через интернет или скачать себе на компьютер отдельные выпуски и слушать в офлайне до умопомрачения. В том же RealPlayer есть закладки на 1400 онлайн-радиостанций, большая часть из которых вещает на английском языке.

Помимо BBC World Service, неизменного фаворита в силу его доступности, рекомендуется BBC Radio 1 - это музыкальная радиостанция с говорливыми диджеями и интересными выпусками музыкальных и региональных новостей.

Утром - чтобы проснуться. Передача World Today (BBC World Service) с обожаемыми за красивые голоса и четкий выговор Judy Swallow и Julian Marshall не дает упасть лицом в тарелку с хлопьями, а немного музыки и News Beat от Radio 1 добавляют хорошего настроения перед выходом из дома.

Вечером - чтобы уснуть. Время с половины первого до часу ночи, когда Русская Служба БиБиСи уже уснула, а англоязычное радио еще не заглушили, можно подремать под очередную сводку новостей и новости спорта.

Днем - чтобы отдохнуть. Прелесть слушания радио в том, что новости частично повторяются из часа в час. Это помогает лучше понять услышанное - при повторе можно пропустить уже усвоенное и сконцентрироваться на более сложных моментах. При этом у радио нет недостатка учебных кассет, которые, во-первых, слишком коротки, а во-вторых, очень быстро приедаются.

Слушать радио можно разными способами.

         Способ №1: с ручкой в руках, блокнотом на коленях и ухом, прижатым к динамику.

Это самый сложный и утомительный способ, который подходит тем, кто даже из радио умудряется сделать урок английского языка. Утомить себя прослушиванием передачи можно, выписывая все незнакомые слова, а потом честно искать их значения в словаре, или прогонять записанный отрывок из передачи несколько раз до тех пор, пока белых пятен не останется. Можно попробовать записать текст всей передачи - очень полезно, но выматывает - или повторять за диктором.

         Способ №2: слушать, чтобы понять.

Главное здесь - не отвлекаться на другие дела (для этого лучше всего спрятать словарь, лечь и закрыть глаза, но при этом не засыпать! Уснуть под бормотание дикторов очень легко), а внимательно слушать слова дикторов. Для этого лучше выбрать не новости, а тематическую передачу - что-нибудь про женщин в Африке, злых мексиканских москитов или высокие технологии на службе у держателей кондитерских. На том же ВВС все тематические передачи длятся 15 или 30 минут.

Здесь главное - следить за сюжетом. Не надо пытаться понять каждое слово и задумываться над его значением, пропуская целые предложения - додумайте его сами, сделайте предположение, исходя из контекста всей передачи или одной фразы, и двигайтесь дальше. Не записывайте передачу на пленку, не выписывайте незнакомые слова - просто слушайте то, что вам интересно.

         Способ №3: какой-то посторонний шум.

Этот способ подходит для «привыкания» к радио и для безболезненного перехода от способа №1 к способу №2. Включаете радио и не обращаете на него внимания - пусть себе играет, дребезжит и бормочет. Время от времени выхватываете какие-то слова, фразы, вот вас заинтересовал спорт (и кто там опять продул Leeds United?), вот сказали, что уже четверть второго, а до обеда еще целых сорок пять минут, вот отвлеклись на свои дела и опять слова диктора превратились в бессвязное бормотание. Так можно навсегда избавиться от страха не разобрать, не понять и не поспевать.

Без радио английского не выучить, а слушать это чудо двадцатого века всегда интересно - меняется мир, меняется новость дня, меняются люди и сам язык. Не меняется только одно: чтобы достичь результата, слушать радио надо постоянно и делать это с удовольствием. [9;1]

Аудиокниги - эффективное средство изучения английского языка

С каждым днем знание английского языка становится все более востребованным в современном мире, идущем по пути интеграции. Владение иностранным языком является теперь непреложным требованием при приеме на престижную работу и продвижению по карьерной лестнице. Между тем, знаний полученных в школе или институте не всегда оказывается достаточно для развития осознанного, прочного языкового навыка.

Большинство из тех, кто хочет овладеть иностранным языком, не имеют возможности общаться с его естественными носителями. Оплачивать репетиторов не каждому из нас по карману. За отсутствием практики речевой навык теряется, знания сходят на нет. Для того чтобы язык не забывался необходимо, чтобы английская речь была постоянно на слуху. Именно благодаря этому условию, многие люди, оказавшиеся за границей, осваивают язык чужой страны за очень короткие сроки. Для тех же, кто не имеет возможности проживать в стране изучаемого языка, хорошим подспорьем в его изучении являются аудиокниги.

Аудиокниги представляют собой синтез написанного и произносимого текста. Слушатель одновременно следит за текстом на экране и слушает, как читает этот текст диктор. Твердо установлено, что прослушивание аудиокниг, начитанных профессиональными дикторами совместно с параллельным чтением их текста облегчает изучение языка. Различными исследованиями британских и американских ученых доказано, что подобный метод преподнесения учебного материала сокращает до 30% времени необходимого для запоминания новых слов. Этому способствует различные факторы, наиболее значимым из которых является синхронная работа левого (отвечающего преимущественно за декодирование зрительных сигналов) и правого (фокусирующегося на восприятии аналогичных по смыслу звуков, пауз, ударений и т.п.) полушарий мозга. Это позволяет увеличивать воспринимаемый объем знаний и служит вспомогательным приемом тренировки речевой памяти.

Таким образом, аудиокниги предоставляют возможность расширения словарного запаса слушателя, облегчают понимание как устной, так и письменной речи. Они могут служить орудием для достижения прогресса в области произношения и дикции. Аудиокниги это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. Аудиокниги помогают сделать иностранный язык гибким орудием общения. Сегодня все больше и больше преподавателей осознают ценность внедрения аудиокниг в процесс обучения. [7;7]

         Каких результатов можно ожидать от использования аудиокниг?

а)      Аудиокниги повышают качество языкового навыка и грамотность. Они формируют словарный запас, стимулируют воображение, повышают беглость чтения. При помощи аудиокниг можно ознакомиться с частотными структурами предложения, моделями произношения.

б)      Аудиокниги способствуют повышению объема воспринимаемой информации за единицу времени и развивают любовь к чтению

в)      Аудиокниги выравнивают возможности слушателей в аудитории. Они снабжают нас дополнительными, самыми современными языковыми выражениями и оборотами, стимулируя способности понимания, независимо от индивидуальных способностей. В результате учащиеся становятся способными к совместному обучению, с радостью участвуют в совместных мероприятиях, протекающих в дружной атмосфере.

Также аудиокниги способствуют развитию умения выделять главное и исключать детали, развивают навыки трансформации языкового и структурного оформления предложений в сторону нормативности, простоты и лаконичности.

         Методика работы с аудиокнигами проста, но, тем не менее, приносит щедрые плоды:

а)     Для начала сконцентрируйтесь на общем понимании текста. Старайтесь уловить его главную мысль. Если вы не понимаете о чем идет речь, можно уточнить значение отдельных слов в словаре.

б)     Во время слушания концентрируйтесь на точном произношении каждого слова.

в)     Следуйте принципу «Лучше немного, но тщательно, чем много, но поверхностно». После того, как поймете текст в общем, с целью пополнения активного словарного запаса, уточняйте значение непонятных слов. Для этого выберете какой-либо отрывок и полностью переведите его на русский язык. Вы узнаете много новых слов: эпитетов, синонимов уже известных вам слов.

г)     Занимайтесь регулярно. Выделите занятием определенное время и занимайтесь каждый день. Помните, что понемногу, но часто лучше, чем много, но иногда.

д)     Когда устный текст будет звучать для вас также ясно и понятно, как текст на русском языке, переходите к пассивному слушанию: за рулем автомобиля, выполняя какую-либо работу, отдыхая. Чем больше времени вы потратите на это занятие, тем глубже и эффективнее будет ваше обучение.

е)     Для того чтобы перевести слова и выражения из пассивного запаса в активный делайте следующее: читайте вслух, запоминайте синтаксические конструкции, записывайте свою речь на аудионоситель, для того, чтобы сравнить свое произношение с произношением диктора.

Аудиокниги это одно из эффективных средств усовершенствования владения английским языком. Конечно, процесс обучения потребует у вас сил и времени. Но цель, к которой вы придете в итоге, того стоит!

3                         Заключение

В настоящее время появляется все больше и больше людей знающих и желающих изучать английский язык. Именно английский язык принят и используется для международного общения, поэтому его знание часто становится необходимостью.

Английский язык улучшает качество нашей жизни во всех ее направлениях. Он пригодится всюду, на отдыхе или работе. Где-бы вы ни были, в Шанхае или Париже, Мюнхене или Праге - знание английского всегда поможет вам сориентироваться в аэропортах, гостиницах или кафе.

Владея английским языком, человек переходит более на высокую социальную ступень, так как становится конкурентоспособным претендентом на высокооплачиваемую должность. Ведь, большинство престижных организаций являются представителями иностранных фирм или сотрудничают с ними. Вам будет необходимо общаться с коллегами из других стран, посещать различные конференции, тренинги - и здесь без знания английского не обойтись.

Пользовательская аудитория, соприкасающаяся с английским языком, подразделена на три основные группы: занимающиеся языком профессионально, изучающие язык и не занимающиеся языком профессионально. Особняком стоит детская читательская аудитория, поскольку подготовка детских словарей (для дошкольников и младших школьников) требует учета особенностей детского читательского восприятия.

Все перечисленное дало основание определить лингвистический словарь как справочное издание, объектом описания которого являются языковые и речевые единицы во всем их многообразии, определенным образом организованные, число которых конечно в конкретном издании, но потенциально открыто, авторитетное и нормативное в силу научной базы, с опорой на которую был создан конкретный словарь.

Несмотря на увеличение разнообразия словарных изданий и значительные изменения в их содержании и структуре, общественное сознание пока не привыкло к новому собирательному образу словаря. У широкой публики «словарь меньше всего ассоциируется с изменениями».

Целесообразно классифицировать пользователей в соответствии с их информационными потребностями, которые являются производными от уровня их компетенции. Необходимо учитывать, по крайней мере, три аспекта компетенции: предметную, лингвистическую и лексикографическую. Помимо информационных, у пользователей могут быть и другие потребности, в частности, экономические, эргономические, эстетические.

Электронные словари потенциально обладают рядом значительных преимуществ перед бумажными словарями, однако для реализации этого потенциала требуются значительные усилия со стороны лексикографов и профессиональных программистов. Поскольку будущее, безусловно, за электронными словарями, при прочих равных условиях целесообразно выбирать электронные носители информации или выпускать словарь параллельно на электронном и бумажном носителях. С другой стороны, есть основания полагать, что и бумажные словари в обозримом будущем будут достаточно востребованы.

В бумажных словарях произошли изменения. К традиционной единице лексикографии – слову – добавились другие объекты: словосочетания, устойчивые и идиоматические выражения, морфемы, семантические множители и т. д. Изменилось и представление о входе в словарь.

Сегодня им может быть не только слово, но и схема, рисунок, таблица на слово-доминанту. В бумажных словарях появились новые принципы упорядочения заглавных единиц – обратный алфавитный, частотный, специфические виды идеографического порядка.

Отсутствие универсального и общепринятого определения понятия «словарь» может быть объяснено, в частности, следующими причинами:

Информация о работе Работа со словарями, справочниками, банками данных и другими источниками информации