Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ВКР полностью.docx

— 88.97 Кб (Скачать)

Введение 

      Выбор темы исследования обусловлен тем, что  огромная роль в развитии ребенка  принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным  средством формирования личности школьника, в игре реализуется потребность  воздействия на мир.

      Игра  рассматривается как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как форма  приобщения человека к социуму, а  также как один из способов формирования способности к обучению.

     Тема  игры в педагогическом процессе очень  актуальна, так как игра – мощнейшая  сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм  ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует  принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

     Игра  – универсальное средство, помогающее учителю английского языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже слабого ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильных заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

     Изучение  иностранных языков составляет несколько  аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика.  В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.

     Обучение  грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание  грамматических форм в речи и письме происходит посредством совершенствования грамматических навыков.

     Усвоение  грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими  терминами, правилами и бесконечным  числом исключений.

     Не  всегда чередуются формы работы, что  вызывает пассивность учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

     Именно  поэтому использование игры призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в английском языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.

      Использование игры помогает сделать урок более  интересным и увлекательным. Игровая  деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

      Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.

      Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

      Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.

      Гипотеза исследования: игра является эффективным средством совершенствования грамматических навыков, если:

1) игра проводится с учетом методических требований к ее проведению;

2) игры  проводятся систематически и  целенаправленно.

      Для подтверждения данной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть  сущность понятия «игра»;

2) выявить особенности совершенствования грамматических навыков на основе игры на среднем этапе обучения английскому языку;

3)  описать опыт использования грамматических игр в ходе практической деятельности;

4) определить эффективность игры для совершенствования грамматических навыков.

      Методы  исследования:

1) анализ  теоретических источников;

2) анализ  практического опыта;

3) наблюдение.

      Практическая  значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителем на разных этапах обучения грамматике английского языка учащихся средней общеобразовательной школы.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 

Глава 1. Психолого –  педагогические основы игровой деятельности как средства совершенствования  грамматических навыков при обучении английскому языку

      1.1 Сущность игры. Классификация игр и их функции 

      В настоящее время в науке понятие  игры осмысливается по-новому, как  общественная категория. Возможно, поэтому  игры начинают входить в дидактику  более активно.

      По  определению М.Ф. Стронина «игра  – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [34]

        Психологами  и  педагогами  установлено,  что,  прежде  всего,  в  игре развивается способность к воображению, образному  мышлению.  Происходит  это благодаря тому, что  в  игре  ребёнок  стремится  воссоздать  широкие  сферы окружающей  действительности,   выходящие   за   пределы   его   собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью  условных действий.

      Игра  наряду с трудом и учением —  один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит  ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти  в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений.

      Задача  учителя – помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными  действиями.

      Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации игр.

      Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку, объясняется, прежде всего, тем, что  некоторые преподаватели и методисты  рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса, а также  для формирования и совершенствования грамматических навыков.

      По  мнению Е.И. Удальцовой, в связи с  введением организованного обучения меняется роль и место игры в педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается, тем не менее "одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях". [35]

      Опыт  показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка  грамматического материала происходит менее эффективно и требует чрезмерного  умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по английскому языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

      Таким образом, основываясь на выше сказанном, можно утверждать, что игра как  средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие  от монотонного исполнения определенных заданий.

      В связи с этим, можно согласиться  с мнением известного педагога Шауцкого С.Т.,  который писал "игра –  это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу  молодой жизни, без которой эта  пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке  жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства". [41]

      В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности  занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее значение игры.  

      Существуют  различные классификации игр  и свою классификацию предлагают Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова, которые делят игры на: языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. [9]

      Языковые  игры, как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов.  Для совершенствования грамматических навыков к играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений.

      Отличительными  особенностями этих игр являются: статичность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, репродуктивная деятельность. Языковые игры представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.

      Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного - двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями.

     Ролевая игра - вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.   
        Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.

      Другие  отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория  игр является "субъективно-объективной", то ролевые игры относятся к "субъективно-субъективным". [42]

      М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных  обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

1) подготовительные, способствующие формированию речевых  навыков;

2) творческие  игры, цель которых заключается  в дальнейшем развитии речевых навыков и умений. [34]

      При использовании игр на уроках задача учителя состоит, прежде всего, в  том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

      Игра  всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на английском языке. Из этого следует вывод, что игра таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим – то она и привлекает учителей, в том числе и английского языка.

Информация о работе Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку