Теория фразиалогизмов во Вьетнамском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:48, лекция

Описание работы

При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные:
1. Культура обладает всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни. Это универсальное качество культуры.

Содержание

1. Законы функционирования культуры
2. Условия функционирования культуры
3. Основные культурологические концепции XIX–XX вв.

Работа содержит 1 файл

лекция_4.docx

— 31.36 Кб (Скачать)

Лекция 3 

План. 

  1. Законы  функционирования культуры
  1. Условия функционирования культуры
  1. Основные  культурологические концепции XIX–XX вв.
 
     
  1. Законы  функционирования культуры

     При изучении культуры следует иметь  в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные:

     1. Культура обладает всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни. Это универсальное качество культуры.

     2. Культурное развитие в целом носит противоречивый характер, что определяется рядом социальных факторов экономического и политического свойства. В свою очередь, это порождает неравнозначность и неравномерность проявления различных сфер в системе культуры: науки, искусства, религии. Так, в период средневековья приоритеты развития получила религия, в эпоху Просвещения – наука, а современное общество политику выдвинуло в качестве определяющей сферы культуры. Это характеризует такое качество культуры, как ее социальную зависимость.

     3. Обладая относительной самостоятельностью, культура испытывает на себе влияние условий исторических эпох, но не всегда в своем развитии совпадает с ними. Это выражается либо в опережающем, либо в отстающем характере развития культуры. Пример: в Средневековье зародилась культура Возрождения, которая по своему содержанию во многом опередила историческую эпоху.

     Кризис  культуры – это всегда признак  ее отставания от потребностей исторического  общества. Сейчас российское общество заинтересовано в выработке новых  культурных ценностей, которые сплотили бы нацию, но их пока нет. Это динамические свойства культуры.

     4. Формирование и распространение культуры зависит от уровня развития материальной и духовной культуры общества, а они, в свою очередь, находятся во взаимосвязи и зависимости друг от друга.

     Материальная  культура является фундаментом или  базой распространения культуры, а духовные ценности опредмечены в материальной форме: памятники, скульптура, архитектура, полотна живописцев и т.п. Духовная культура является источником генерирования любых ценностей, в том числе существующих в материализованном виде. Это онтологическое (бытийственное) качество культуры, главное условие ее существования.

     5. Особенности состояния культуры определяются ее насыщенностью и обогащенностью народными и национальными началами: чем разнообразнее присутствие этого в культуре, тем больше особенностей она содержит. Такими феноменами являются российская и американская культуры. Это мультиэтническое качество культуры.

     6. Культура является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Через культурное наследие изучаются различные аспекты общества, поэтому культура служит для других наук (истории, этнографии, археологии и т.д.) базой для изучения общественного развития человечества. Это методологическое качество культуры.

  1. Условия функционирования культуры

     Зависят от материальных и духовных факторов общества:

     Материальные  факторы создают возможности существования культуры. К ним относятся:

     1) состояние и развитие социальных институтов общества как способа организации культуры (учреждения и общественные организации ) образуют систему управления культурой. Без них культурные процессы протекают стихийно, а это замедляет темпы развития культуры.

     2) наличие разветвленной сети каналов культуры (музеи, галереи, театры) способствует социализации личности, ее приобщению к культурному наследию и творческому развитию. Эти каналы распространения культуры выполняют три важнейшие функции: креативную, порождающую творчество, мемориальную (сохранение культурного опыта), рекреационную (досуговую).

     Духовные  факторы в совокупности способствуют развитию культуры и выражаются в степени потребности общества в культуре. Если общество не заинтересовано в развитии определенных культурных ценностей, то они будут им отторгнуты.

     На  пересечении материальных и духовных условий появляется реальная возможность существования культуры, наличие и нормальное функционирование самого человеческого общества. Для этого необходимо устранить то, что является угрозой существования социума: война, голод, нищета, экологические проблемы, состояние образования, здравоохранения и благоприятная социокультурная среда, в которой определяющими будут такие ценности, как уважение к национальному своеобразию личности человека, стремление к культурному развитию.  

    1. Основные  культурологические концепции XIX–XX вв.

     Биологическое направление. Основной тезис или идея – замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры. В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения. Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества.

     Богословский  подход. Культура объясняется с духовных позиций. Этот подход нашел отражение в произведениях религиозных философов, историков, других мыслителей таких как  В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, князья Трубецкие, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Г. В. Флоровский, П. А. Флоренский и другие мыслители. В рамках богословской традиции сам термин «культура» восходит к «культу», к вере, высшему смыслу бытия, заданному Вседержителем.

     Эту позицию отстаивал П. А. Флоренский (1882–1943) – выдающийся представитель  русской культуры «серебряного века». Его называли «Леонардо да Винчи XX века», так как это была многогранная личность, совмещавшая в себе ученого  физика, математика, инженера, философа, искусствоведа, священника, богослова  и не только, он владел в совершенстве латинским и греческим языками, основными европейскими, а также  языками народов Кавказа, Ирана, Индии. Жизненной задачей Флоренского  стал поиск путей к цельному мировоззрению, основанному на гармонии разума и  веры, философии и богословия, искусства  и науки. Труды по математике, физике и др. предвосхитили многие идеи семиотики.

     По  его утверждению, культура возникла из культа. Культовые формы (т.е. совокупность способов организации религиозного опыта) включают в себя священные ритуалы, церемонии, литургические (богослужебные) действия, молитвенную практику и т.д. Из включенности в эти культурные формы возникло и осмысление суждений о мире и человеке, о бренном и вечном. По Флоренскому, культ – это бутон культуры, из которого она прорастает. Вся система культурных ценностей, согласно такой трактовке, производна от культа, задана религиозным действием и сакральным (священным) текстом. «Вера определяет культ, а культ миропонимание, из которого следует культура».

     П. А. Флоренский разделял культуру и религию. С его точки зрения, разница  состоит в том, что культура –  это то, что созданное самим человеком, плод и развитие земных усилий человека, включая создание материальных предпосылок жизни, нравственных, интелектуальных ценностей. П. А. Флоренский отрицал культуру как единый во времени и пространстве процесс. Религия – это то, что дано человеку свыше, она питается из вечности, и ее цель заключается в достижении непосредственной связи с божественной сущностью.

     Известный современный религиозный мыслитель  А. Мень утверждал, что вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.

     Марксизм. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит концепция культуры, созданная в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Ставится цель – создание системы научного знания о человеке и его мире.

     Марксизм  основывается на следующих методологических принципах. 1) Материализм. Материалистическое понимание истории предполагает признание определяющим способ производства материальных благ. Культура, как и другие духовные явления, носит вторичный, производный характер. Культура – это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности. История – это смена общественно-экономических формаций. Каждому историческому типу общества прямо соответствует вытекающий из определенных социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Принцип детерминизма признает существование в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей.

     2) Принцип исторической закономерности – признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

     3) Принцип единства человечества  и, следовательно, единства культурно-исторического  процесса.

     4) Принцип прогресса. Культурно-исторический  процесс – это поступательное  развитие общества. Каждая последующая  стадия культуры была прогрессивнее  предыдущей и должна была давать  более «высокие» в ценностно-смысловом  отношении образцы культуры. В  реализации принципа прогресса  наиболее наглядно проявился  принцип классового подхода к  культуре. Пролетарская (социалистическая) культура представлялась высшей  стадией развития мировой культуры.

     5) Наиболее сильной стороной марксистской  культурологии является деятельностный подход. Он трактует культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура совершенно справедливо понимается как деятельность, процесс и его результат реализации человеческих потенций. Культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества.

     Психоанализ. Психоанализ (гр. psych – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний; 2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных. Эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.

     Семиотика. Семиотика (гр. smeiotik – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

     Социально-психологическое  направление. Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841–1931) и Г. де Тарда (1843–1904). Основная направленность работ Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) – анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.

     Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда – «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895), посвященные этим аспектам функционирования культур. Главная задача автора – показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культуры возникло новое явление – психоаналитическая концепция культуры.

Информация о работе Теория фразиалогизмов во Вьетнамском языке