Демография в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса. Актуальность заключается в том, что миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Общие теоретические аспекты понятия миграции ……………………………3
1.1 Миграция населения …………………………………………………………..…3
1.2 Классификация миграции………………………………………………………..4
2. Современная миграционная ситуация в РФ …………………………………....6
2.1. Основы государственной политики РФ в области миграции ………………9
2.2. Нормативно-правовая база миграционной политики РФ……………………12
3. Особенности Миграционной ситуации России и Украины…………………..15
Заключение ………………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

 

     2.1 Основы  государственной политики РФ в области  миграции

Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало  крайне узким.  В Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в не правовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило интересам России, переживающей демографический кризис. Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Эффективная миграционная политика, понимаемая прежде всего как обеспечение постоянной (на жительство с обретением гражданства) и временной (трудовой) миграции в Россию, было названа президентом В.В.Путиным  в Ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 2005 г. в качестве одного из главных направлений решения демографической проблемы в России.                                                                                                                                                

  В начале 2007г. Россия сделала решительный  шаг в сторону либерализации  миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов  и выдачи разрешений на работу иностранным  работникам. Этот шаг имеет такое  же принципиальное значение для жизни  страны, как и закон о свободе  въезда и выезда, принятый в 1993 г. и  обрушивший "железный занавес". Между  обозначенными двумя событиями  прошло почти полтора десятилетия, в течение которых направление  миграционной политики России и ее приоритеты не единожды менялись. В последние два десятилетия  и на перспективу миграция  составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития  нашего государства. [9]

   Однако признание и понимание  этого важнейшего фактора  обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию.   Объемы  регистрируемой иммиграции резко сократились  по разным причинам, в том числе  по причинам запретительного и дискриминационного характера, которыми отмечена российская миграционная политика последних лет. Это неминуемо приведет к экономической  стагнации и  к демографической деградации страны в ближайшие годы. Сверхэксплуатация, ксенофобия и насилие в отношении мигрантов, подавляющее большинство которых составляют жители стран бывшего СССР, негативно влияют на межгосударственные отношения в рамках СНГ  и закладывают возможности для будущих конфликтов внутри страны.

     Региональный  доклад о миграции в странах бывшего  СССР вместе с докладом Глобальной комиссии «Миграции во взаимосвязанном  мире» создают нужную политическую и экспертную основу для деятельности России в сфере международной  миграции. Содержащиеся в этих документах сведения, выводы и рекомендации могут  существенно помочь политикам, управленцам  всех уровней, научному сообществу и  СМИ лучше разобраться в ситуации и внести давно назревшие коррективы в восприятие проблемы миграции и  в конкретные подходы к миграционной политике.                                                                                                                                  Мир изменился в результате процесса глобализации. Государства, общества, экономические системы и культуры в различных регионах мира все  более интегрируются и становятся все более взаимозависимыми. [10]

    Мигрантов сегодня можно  встретить в любом регионе  мира, причем одни из них переезжают в пределах своего региона, а другие – из одного региона мира в другой. Одним из наиболее интенсивных регионов миграционного движения стали страны бывшего СССР, где только Российская Федерация приняла после 1989 г. 13.3 миллиона мигрантов и несколько  миллионов человек эмигрировало из России. 

В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую  отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей  высокой квалификации, которой нет  у местных жителей. В ряде стран  целые секторы экономики и  многие сферы коммунальных услуг  стали в исключительной степени  зависеть от наличия работников-мигрантов  и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли.                       В России ряд важнейших строек и сложнейших технологических объектов (заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные  и жилые здания, дорожные развязки, реставрационные работы и т.п.) созданы  и создаются инженерным и рабочим  персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения).                                     Профессорско-преподавательский  состав и медицинский персонал ведущих  образовательных и лечебных учреждений в значительной части составляют недавние мигранты из стран СНГ и  Балтии. По разным оценкам, мигранты в  России обеспечивают 5-8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.

 

2.2 . Нормативно-правовая база миграционной политики РФ

Большое значение для политико-правового анализа государственной политики Российской Федерации в сфере миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как : Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю. Кашуба, М. Губогло, Г. Денисова, В. Кореняка, Е. Красинец, Л. Макарова, В. Оболенский, А. Осипов, О. Черепова, В. Покшишевский, А. Пискун, М. Ризаханова, В. Сафонов, Л. Свечникова, А. Семитко, С. Соколов, Ю. Тихомиров, Р. Ханаху, Л. Хоперская, Б. Эбзеев и др., в которых исследуются теоретико-правовые, политологические, социологические и экономические аспекты влияния региональных факторов миграционных процессов на формирование правовой политики, в том числе и в сфере миграции.

Отмечая, что в результате проведенных перечисленными авторами исследований разработана методология ,выработана система подходов , разработаны многие понятия, позволяющие теоретически корректно исследовать объекты, относящиеся к миграции.

Правовую основу миграционной политики в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно-правовых актов, следует (несмотря на возможные возражения) отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации (Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции) и общепризнанные нормы международного права.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами ФМС России являются:

-реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

-совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности ;

-оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

-осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

-осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

-разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

-исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

-осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации[11].

ФМС России разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, с последующим уведомлением Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением[12].

Современное миграционное законодательство России формировалось и формируется под влиянием различных тенденций. Здесь и необходимость реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере миграции, постоянный поиск наиболее оптимальных правовых установлений, и адаптация международных стандартов, соответствующая универсализации права в контексте глобализации, и тенденция регионализации прав мигрантов, и попытки различных групп влияния приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса, и целый ряд других факторов..

В настоящее время практически никто не оспаривает, что миграция нужна России постольку, поскольку при имеющейся демографической ситуации экономика страны не может рассчитывать на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов без привлечения мигрантов.

При разработке любого нормативно-правового акта в сфере миграции необходимо осознание его, если можно так выразиться, "встраиваемости" в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов — демографических, экономических, политических и иных. Проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией, а также представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм этих наблюдений.

 

 

 

3. Особенности Миграционной  ситуации   России и Украины

По данным Всемирного банка, взаимная экономическая миграция населения России и Украины – самый активный канал мировой миграции после канала импорта рабочей силы из Мексики в США. В последнее время в украинском обществе активно обсуждаются вопросы, связанные с миграционными процессами  государства. Расширение миграционного поля обусловлено развитием экономических, политических, правовых, и иных сторон общества и государства в целом. В то же время, анализируя сегодняшнюю миграционную ситуацию в Украине, вырисовывается далеко неприглядная картина. Так, наблюдаются следующие тенденции:

- интенсивный отток украинских граждан за рубеж, что по большей части связано с трудовой миграцией из Украины. Так, выступая государством-донором рабочей силы для развитых европейских стран, Украина тем самым лишается квалифицированных рабочих кадров (трудового и интеллектуального потенциала). Кроме того, проблемным остается вопрос правовой незащищенности нелегальных трудовых мигрантов, как со стороны государства-донора (Украины, в данном случае), так и со стороны государства-реципиента. Отсутствие урегулированного статуса в стране пребывания дает возможность недобросовестным работодателям жестко эксплуатировать труд мигрантов, применяя различные методы для удержания «в своих сетях» дешевой рабочей силы;

- учитывая то, что Украина является частью Центрально-европейского маршрута (одного из пяти основных маршрутов нелегальной миграции, ведущего в страны Европейского Союза), территорию государства используют для нелегального проникновения иммигрантов из стран Дальнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, СНГ в страны западной Европы. В соответствии с данными статистического агентства Евросоюза “Евростат”, Украина и Болгария являются основными источниками нелегальной миграции в Европе.

Если обратиться к законодательству Украины в сфере миграции, то оно представляет собой довольно широкий круг нормативно-правовых актов. Это международные договоры Украины (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о статусе беженцев и Протокол к ней), законы Украины “О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине”, “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства”, “О беженцах”, “Об иммиграции”, “Об основах национальной безопасности Украины”, “О государственной границе Украины”. Несмотря на широкий перечень нормативно-правовой базы, ряд вопросов до сих пор остается открытым (в частности, усовершенствования требует законодательство о беженцах и иностранцах).

Информация о работе Демография в России