География Дании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Дания, одно из древнейших государств Северной Европы, занимает важную ключевую позицию на перекрестке оживленных торговых путей из Балтийского моря в Северное, с одной стороны, и между Центральной Европой и Скандинавским полуостровом - с другой. Историческое ядро Датского государства составляет большая часть Ютландского полуострова с прилегающими островами, Датский архипелаг (острова Зеландия или Шелланн, Фюн, Лолланн и др.) и остров Борнхольм. Все эти территории в официальных документах объединяются под названием "собственно Дания".

Содержание

1. Общие сведения……………………………………………………….3
2. Географическое положение…………………………………………..4
3. Историческая справка:………………………………………………..6
4. Общий обзор экономики ……………………………………………..8
5. Население……………………………………………………………..23
6. Крупнейшие города…………………………………………………..24
7. Интересные и занимательные факты………………………………..25
Список используемой литературы……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

daniya.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Датские судовладельцы управляют одним их самых современных флотов со средним возрастом судов менее 8 лет, что почти в два раза ниже среднего возраста мирового торгового флота. В 1997 году чистый доход от эксплуатации торгового флота, который, главным образом, используется для перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд. долларов.

     Железнодорожный транспорт сосредоточен главным  образом, в ведении государственной  компании Датских национальных железных дорог (ДСБ). Общая длина датских  железных дорог составляет более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорог электрифицированы. К 2000 году планировалось полностью электрифицировать всю железнодорожную сеть. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 150 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т. ч. около 65% внешнеторговых грузов. Около 20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.

     Автомобильный транспорт имеет важное значение для грузопассажирских перевозок  внутри страны. Ежегодно автотранспортом  осуществляются более 75% всех внутренних грузовых перевозок и более 80% пассажирских перевозок, а также приблизительно 8% внешнеторговых перевозок грузов.

     В настоящее время большинство  сухопутных транспортных потоков (как  автомобильных, так и железнодорожных) идущих из Центральной и Западной Европы в Швецию, Норвегию и Финляндию, а также в обратном направлении, сходятся к датским проливам. На берегах проливов Эресунн и Большой Бельт многочисленные машины, автобусы и вагоны должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть противоположного берега. Поэтому через эти проливы - Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и Большой Бельт, который пролегает между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходом идет возведение

       мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериям уделяется  большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе они должны завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожной сети на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станет бесперебойным и скоростным.

     Воздушный транспорт. Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн Эрлайнз Систем") - совместное государственно-частное предприятие с участием Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в то время как её датское отделение "Данэйр" занимается перевозками внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе отделением "Данэйр" на внутренних линиях Дании около 2,5 млн. пассажиров.

     В Дании сложился комплекс отраслей, специализирующийся на переработке  сельскохозяйственной продукции. Помимо машиностроения, специализирующегося на производстве техники для с/х и рыболовства, к ведущим отраслям относятся химическая электротехническая промышленность, а также точное машиностроение. В настоящее время Дания является индустриально -аграрной страной с высоким уровнем развития капитализма. Она активно участвует в международных экономических связях, выступая прежде всего как экспортер продукции машиностроения и продовольствия, особенно мясных и молочных продуктов. Для экономики характерны высокий уровень концентрации и централизации капитала и производства. Почти 3/4 капитала сосредоточено в трех крупнейших банках: Копенгагенском торговом, Сельскохозяйственном и Частном.На долю крупных монополистических объединений приходится 4/5 всей промышленной продукции страны. Более 30% датских компаний находится в сфере влияния иностранных монополий - американских, западногерманских, и шведских. Однако одновременно с импортом капитала быстро растет его экспорт.

     В структуре промышленности Дании преобладают отрасли, тесно связанные с внешним рынком - с ввозом сырья и полуфабрикатов и вывозом готовых изделий.

     По  существу многие отрасли развивались  с расчетом именно на экспорт; к ним  относятся, например, металлообработка, машиностроение, мясная и молочная промышленность. Некоторые отрасли легкой промышленности, работающие на внутренний рынок, также в большом объеме поставляют экспортную продукцию: обувь, ткани, мебель и т.д. 

      Промышленность 

     Для Дании характерны сравнительно небольшие  размеры предприятий. Размещение их весьма неравномерно. Многие отрасли и предприятия сконцентрированы на востоке, в районе Большого Копенгагена. Страна не имеет значительных запасов энергетического сырья и вынуждена ввозить нефть и каменный уголь. Импортное сырье используют все теплоэлектростанции страны. Запасы гидроэнергии в стране незначительны. Частично электроэнергия передается из Швеции и Норвегии по подводным кабелям. Месторождения бурого угля и природного газа в стране незначительны и имеют местное значения.

     Особое  значение в промышленном профиле  Дании занимает выпуск комплектов оборудования для целых предприятий: лакокрасочных, цементных, перерабатывающих молоко, мясо, рыбу и т.д. Большим спросом пользуются построенные в Дании танкеры, сухогрузы, пассажирские и другие суда. Небольшие судоверфи функционируют во многих портовых городах. С ними связаны заводы, выпускающие двигатели, контейнеры, краны и другие виды судового оборудования.

     В настоящее время значительная часть  судов всего мира оснащена двигателями, построенными в Дании, либо по датским лицензиям.

     На  втором месте по стоимости выпускаемой  продукции и по числу занятых  стоит пищевая промышленность. Она  отличается высоким уровнем механизации  и широким производственным профилем. Почти 3/4 продукции пищевой промышленности экспортируется. Дания также занимается производством сахара, эта отрасль промышленности тяготеет к районам посева сахарной свеклы, на юго-востоке страны.

     Относительно  недавно в Дании сложилась  химическая промышленность, преимущественно  использующая импортное сырье. Производятся в основном продукты органического синтеза, лаки и краска, моющие средства и удобрения.

     В Дании хорошо развита стекольно-керамическая промышленность. Особенно широко известен датский фарфор, отличающийся высоким  качеством. Излюбленный мотивы росписи фарфоровой посуды - чайки, парусные суда, сельские пейзажи.

     Мировую известность заслужила и датская  мебель. Основным центром являлся  Копенгаген, в последствии эта  отрасль стала развиваться и  в других городах Ютландии. Мебель здесь делают на небольших фабриках, используя древесину тика, палисандра и других тропических пород. Мебель в большом количестве экспортируется . 

      Сельское хозяйство

     Датское сельское хозяйство является одним  из ключевых секторов экономики страны, и экспорт сельскохозяйственной продукции традиционно приносит значительную долю валютных поступлений в торговом балансе Дании. Экспортируется более двух третей производимой в стране сельхозпродукции. Общая стоимость сельскохозяйственного экспорта в 1997 году составила не менее 60 млрд. крон.

     Сельскохозяйственное  производство Дании характеризуется  высоким уровнем технологии и  агротехники, который достигается  за счет систематического применения самых передовых разработок в  этой области, высокой степени механизации  и автоматизации работ.

     В сельском хозяйстве Дании занято около 120 тыс. человек или 5% трудоспособного  населения страны с тенденцией к  постепенному сокращению. Основой сельскохозяйственного  производства является семейная ферма. Общее количество хозяйств в стране - 68,8 тысяч при среднем размере фермерского хозяйства 40 га.

     В Дании уделяется пристальное  внимание вопросам защиты окружающей среды. Действующие законы жестко регулируют применение химических веществ, диктуют  порядок и масштабы использования  органических удобрений, а также исключают сброс отходов сельхозпроизводства в окружающую среду. Экологически чистые технологии в датском сельском хозяйстве успешно внедряются не только под административным прессом, но также потому, что они стали экономически выгодными для самих фермеров. Государство и кооперативные объединения финансируют новейшие научные разработки в этом направлении, что не только устраняет загрязнение среды обитания, но также приводит к увеличению выпуска экологически чистой продукции и повышает конкурентоспособность датского сельского хозяйства.

     Собственным производством продуктов земледелия Дания в основном удовлетворяет  свои потребности в кормовых культурах, производстве зерна. Сбор урожая в 1997 г. составил: зерновых - около 9,2 млн. т. (ведущие культуры: пшеница - 4,8 млн. т. и ячмень - 3,9 млн. т.), картофеля - 1,4 млн. т., сахарной свеклы - 3,1 млн.т.

     Экспорт продукции растениеводства является значительным для такой небольшой  страны. Ежегодно экспортируется около 2,5 млн. тонн зерна.

     Животноводство  является крупнейшей и высокоэффективной  отраслью сельского хозяйства Дании. На долю животноводства приходится примерно три четверти совокупных фермерских доходов.

     Поголовье крупного рогатого скота в Дании  сейчас составляет 2,1 млн. голов и в течение ряда лет имеет тенденцию к сокращению. По производству молока (4,7 млн. тонн в 1997 году) Дания далеко опережает Австрию, Бельгию, Португалию, Швецию и Финляндию.

     Дания является крупным производителем сливочного масла. В 1997 году произведено 57 тыс. тонн. Это больше чем в Испании и Португалии вместе взятых, вдвое больше, чем в Швеции. Дания - один из крупнейших мировых экспортеров сливочного масла - 49 тыс. тонн в 1997 году (основной покупатель Англия).

     По  экспорту сыра Дания занимает четвертое место в мире. В 1997 году датский экспорт сыра составил 236 тыс. тонн на сумму свыше 1 млрд. долларов (основные покупатели - ФРГ, Саудовская Аравия, Япония, США и Греция).

     Дания занимает 8 место в мире по производству свинины и в 1996 году стала крупнейшим в мире экспортером мяса свинины. В 1997 году экспортировано 1,2 млн. т. По уровню душевого потребления свинины Дания занимает первое место в Европе.

     Сельское  хозяйство Дании известно высокой  агротехнической культурой. Широко применяется мелиорация, приводящая к расширению и улучшению сельскохозяйственных земель. Чтобы выдержать конкуренцию на внешних рынках с их быстро меняющейся конъюнктурой, датские фермеры развивают три отрасли мясо-молочное животноводство, свиноводство и птицеводство.

     Ведущая отрасль сельского хозяйства Дании - животноводство мясо-молочное и беконного направления, дающее 80-90% товарной стоимости с/х продукции.  Одновременно с развитием молочной отрасли хозяйства важное значение приобрело свиноводство. Кормовую базу свиноводства составляют главным образом отходы молочного производства.

     Птицеводство  в Дании долгое время специализировалось на производстве яиц. В последние  годы значительно расширилось бройлерное направление причем птицу в основном экспортируют.

     Вторая  отрасль с/з - растениеводство специализируется на выращивании, в основном, фуражных культур, занимающих основную часть посевных площадей.  Свыше половины пашни занято под зерновыми культурами, преимущественно под ячменем, который используется для откорма свиней. Из других культур наиболее распространены овес, пшеница, рожь, сахарная свекла и кормовые смеси.

     Рожь  и овес выращивают преимущественно  в западных, северных и центральных  районах Ютландии, посевы ячменя довольно равномерно распределены по всей стране, под пшеницу отводят наиболее плодородные земли на Датских островах и в Восточной Ютландии. Преобладают посевы озимой пшеницы, так как яровая дает меньшие урожаи.

     В прибрежных водах Северного моря ведется рыболовство. Ловят сельдь и камбалу. Больше всего рыбы доставляется в порты западного и северного побережий: Эсбьерг, Скаген, Хиртсхальс, Тюборён, Фредериксхавн. В реках и озерах разводят радужную форель. Страна является главным мировым поставщиком этой рыбы. Развитие рыболовства частично объясняется выгодным положением Дании по отношению к промысловым районам и рынкам сбыта. Рыба и рыбопродукты экспортируются в основном в западноевропейские страны такие, как Великобритания, Германия, Швеция, Италия.

     Экспорт и импорт 

     В 1997 году внешнеторговый оборот Дании  составил 770 млрд. крон. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны достигла 68,7%.

     Основными внешнеторговыми партнерами Дании  являются страны ЕС: ФРГ, Швеция, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция. В 1997 году на их долю пришлось 68,5% всего оборота внешней торговли Дании. На американском континенте крупнейшим партнером Дании являются США (4,4% от совокупного внешнеторгового товарооборота), в азиатско-тихоокеанском регионе - Япония (2,9%) и Китай (1,2%). На долю России приходится немногим более 1,2% внешнеторгового оборота Дании.

     В 1997 году Дания экспортировала товаров  и услуг на сумму 403,6 млрд. крон. Доля экспорта в ВВП составила 36%. На протяжении последних четырех лет темпы  роста экспорта остаются достаточно стабильными.

     Основным  экспортным рынком Дании остается Германия - 22% всего датского экспорта. За ней идут Швеция и Великобритания - (по 9,1%), Норвегия (6,6%) и Франция, из заморских рынков наибольшее значение для датских экспортеров имеют США, Япония, Южная Корея и Гонконг.

     Доля  России в датском экспорте составляет 1,4% и по этому показателю она занимает 15 место.

Информация о работе География Дании