География туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:12, реферат

Описание работы

За последние 25–30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.
В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.

Работа содержит 1 файл

1 ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

  За  последние 25–30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.

  В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая  концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.

  Как нам представляется, для студентов  туристских специальностей предметом  дисциплины «География туризма» является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.

  Географию туризма в меньшей степени  интересуют комплексные физико-географические исследования природы, экономики, населения  какого-то региона за рубежом или  в нашей стране, и не устанавливается  взаимодействие между обществом  людей и окружающей средой. В большей  части она изучает и описывает  те особенности природы (рельеф, воды, растительность, животный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей  силой для туриста и экскурсанта. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и  события, которые привлекают людей  с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными  географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в  туризме играет ключевую роль (Романов  А.А., Саакянц Р.Г., 2002). Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.

  К физико-географическим факторам относятся  характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т. д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи.

  Чем богаче разнообразные природные  ресурсы в каком-то регионе, тем  больше у него возможностей для привлечения  туристов.

  Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма  двояко. С одной стороны они  выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий.

  К экономико-географическим факторам прежде всего относятся: выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.

  Этнические  факторы влияют на развитие туризма  следующим образом. На нашей планете  проживает большое количество различных  наций и народностей, которые  имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться  с жизнью разных народов, посещая  различные страны.

  С этническими факторами тесно  связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные  памятники и исторические места. Интерес к ним – мощный рычаг  для развития туризма.

  Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами  решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и  «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных  конфликтов, отношения местного населения  к приезжим и т. д.

  Термин  «География туризма» зародился в  США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10–15 лет научные статьи появились  во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало  ученых развитых стран проводить  исследования по географическим аспектам туристcкой деятельности.

  В Советском Союзе основы географии  туризма начали формироваться в  середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической  жизни: быстрый рост потребностей населения  в рекреационной деятельности способствовал  осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим  фактором развития общества. Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась (В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин и др., 1989).

  За  рубежом научное направление  географии туризма в 60-х годах  базировалось на теоретических и  методологических основах экономической  географии и изучало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х годах рекреационно-туристская проблематика исследовалась уже  в рамках социальной географии. Немецкие ученые Рупперт и Майер назвали ее географией свободного времени. В нашей стране к этому времени проведены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха (Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), по поляризации урбанизированных и рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом пространстве как основе дальнейшего развития теории в рекреационной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогических знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

  Отличительная особенность советской географии  состоит в том, что она до конца 80-х годов была общественно-географической дисциплиной, изучающей территориально-рекреационные  системы (ТРС). После распада Советского Союза многие из ТРС, расположенные  за пределами России, развивались, попав  в зоны этнических и рекреационных  конфликтов.

  С середины 90-х годов предметом  исследования рекреационной географии  стало изучение пространственных закономерностей  поведения людей в процессе рекреационной  деятельности и размещения рекреационных  объектов (Николаенко, 2001).

  Ныне  рекреационная география ориентируется  не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаментальная географическая дисциплина.

  Говоря  о месте рекреационной географии  в системе географических наук, необходимо знать, что эта система очень  динамична.

  Эта система может быть представлена следующим образом (по Николаенко Д. В.).

  Таблица 1

  Система географических наук

  Из  данных таблицы 1 видно, что рекреационная  география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет  право на существование только в  сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География  туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».

Информация о работе География туризма