Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района». В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты и выявить природу экономико-географической характеристики Поволжского экономического района;
2. Изучить территориально-хозяйственный комплекс Поволжского района

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭГП И РЕСУРСНОЙ ОБЕСАЕЧЕННОСТИ ПОВОЛЖСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА ………………...……5
1.1 Экономико-географическое положение территориальная структура района …………………………………………………………………………..…5
1.2 Природно-ресурсный фактор развития хозяйства Поволжского района.…………… ……………………………………………………………….6
1.3 Население и трудовые ресурсы Поволжского района…………………….11
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
КОМПЛЕКС ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА ………………………………...13
2.1 Развитие и размещение основных отраслей промышленности Поволжского экономического района…………………………………………………………………………….13
2.2 Сельское хозяйство…………………………………….……………………21
3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района..doc

— 206.50 Кб (Скачать)

По предварительной оценке, общая выработка электроэнергии на всех ГЭС Поволжья может составить более 30 млрд кВт/ч в год.

Гидроэлектростанции Поволжья играют большую роль в покры­тии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны.

В районе действует ряд мощных тепловых станций, размещенных в центрах крупного потребления тепла и электроэнергии (центрах неф­техимической промышленности и нефтепереработки). В суммарном производстве электроэнергии доля тепловых электростанций состав­ляет примерно 3/­5. Одной из крупнейших является ГРЭС в Республике Татарстан (мощность 2,4 млн кВт), работающая на газе.

Производство электроэнергии в Поволжье будет расти за счет вво­да новых мощностей на Нижнекамской ГЭС и на Балаковской АЭС. Электроэнергия из Поволжья передается по линиям электропередач в Донбасс, на Урал, от Нижнекамской ГЭС - в Чебоксары и Нижний Новгород. Передается электроэнергия и от Заинской и Боткинской ГРЭС.

Развитие в районе нефтепереработки, химии органического син­теза потребовало создания мощной теплоэнергетики.

     Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Гидроэлектростанции, работающие в объединенной системе, имеют большую мощность. Так, Самарская - 2,3 млн кВт, Волгоградская - 2,5 млн кВт, Саратовская - 1,3 млн кВт, Нижнекамская - 1,1 млн кВт. В районе также действуют тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ, Осуществляется и строительство атомных станций. Энергетика Поволжья имеет межрайонное значение. Отсюда на Урал, в Донбасс и Центр передается электроэнергия. Производство электроэнергии за 2009 год составило- 197,7 миллиардов киловатт-часов.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является и производство строительных материалов, особенно цемента, пиломатериалов (3836,0 тысяч м3 ).  Цементные заводы размещаются в Вольске, Жигулевске, Михайловке. В Поволжских городах издавна сложились лесопиление и деревообрабатывающая промышленность. Поволжье производит фанеру, деревянную тару, мебель. Черная металлургия представлена заводом в Волгограде. Здесь же находится и алюминиевый завод.

В Поволжском экономическом районе развито металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Объем выплавки стали на 2009 год составил- 6139 тысяч тонн; производство готового проката черных металлов- 4936 тысяч тонн; производство металлорежущих станков-  3126 штук.7

Ускоренными темпами развивается в Поволжье легкая промышленность. В Казани размещается крупнейший меховой комбинат, в Камышине построен хлопчатобумажный комбинат, Балашевский комбинат выпускает плащевые ткани, в Ульяновске находится кожевенно-обувной комбинат. Получила развитие во многих городах Поволжья трикотажная и швейная промышленность, в Ульяновске и Пензе - шерстяная промышленность, в Астрахани развито сетевязальное производство. Производство основных видов ткани за 2009 год составило- 66,0 миллионов квадратных метров, производство шерстяных тканей- 3,4 миллионов квадратных метров; шелковых тканей- 53,8 миллионов квадратных метров. Производство обуви составило- 7982 тыс.пар.

     В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Свердловск; Москва - Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево - Саратов - Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом на Украинe, Центром Российской Федерации, Уралом и Казахстаном. Важное значение имеет дорога Инза - Ульяновск - Мелекесс - Уфа. Волгоград соединен железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой и Грязями. В годы Великой Отечественной войны была построена и функционирует меридианальная дорога Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Петров Вал - Иловля. Эта дорога имеет выход на Казань и Волгоград. Она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации. В послевоенный пери­од построены дороги: Кизляр- Астрахань - Агрыз и Бугульма - Про­нино - Сургут. Последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы. Вошли в эксплуа­тацию железные дороги Элиста - Дивное и Астрахань - Гурьев.

Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транс­порт. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осу­ществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удо­брений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донской канал - с Кавказом, Азовским и Черным моря­ми. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способ­ствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими пор­тами на Волге и Каме являются: Астраханский (в устье Волги начал дей­ствовать морской порт в пос. Оля), Волгоградский, Самарский, Казан­ский и др.

В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутри­районных связях. В районе около 24 тысяч  км автодорог с твердым по­крытием. Авиационный транспорт осуществляет пассажироперевозки внутрирайонные, межрайонные и зарубежные.

Поволжский район осуществляет теснейшие экономические свя­зи с Уралом (по металлу, лесу и др.), с Центральным, Волго-Вятским районами (по поставкам нефти, продуктов и полупродуктов нефтехи­мической промышленности, сельского хозяйства и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


_____________________________________________

7Российский статистический ежегодник. 2009





2.2 Сельское хозяйство

 

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том

числе ценной зерновой культуры - пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Возделывают здесь просо, гречиху, кукурузу и другие культуры.

              Сельское хозяйство характеризуется в  сравнении с другими районами более высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Волго-Ахтубинская пойма с плодородными почвами и благоприятным микроклиматом дает возможность собирать большие урожаи овощей, в первую очередь томатов, арбузов, выращивать пшеницу и рис. Поволжье располагает прекрасными зимними пастбищами Черные земли, особенно необходимыми для развития овцеводства. Ведущее место в АПК принадлежит земледелию. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчицы, подсолнечника. Пшеница, главным образом яровая, - основная культура. Она возделывается в большей степени в Саратовской, Волгоградской областях, а также в других областях и республиках.

      Возделывается также повсеместно ячмень, особенно в юго-восточной части района. Рис культивируют в Астраханской области и в Республике Калмыкия - Хальмг Тангч. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в России. Огромное значение имеют овощебахчевые культуры, которые вывозятся во многие районы страны. Основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. Разводят также свиней, овец, птицу.

Рассмотрим урожайность сельскохозяйственных культур Поволжского экономического района за 2009 год. Итак, валовой сбор зерна составил- 22349 тысяч тонн; валовой сбор льноволокна-8,0 тысяч тонн; валовой сбор сахарной свеклы- 5633 тысяч тонн, валовой сбор семян подсолнечника- 1243 тысяч тонн (приложение, табл. 8).

В Поволжском экономическом районе развито животноводство. Объем производства скота и птицы на убой  в 2009 году составил 1487 тысяч тонн.

Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки. Необходимы меры по развитию орошаемого земледелия особенно на юге Поволжья, но на строго научной основе, чтобы исключить ухудшение природной среды. Стоит задача дальнейшего освоения Волго-Ахтубинской поймы для развития овощеводства, бахчевого хозяйства, плодоводства и рисосеяния. Важной задачей в развитии животноводства района является создание прочной кормовой базы, расширение посевов кормовых культур, улучшение состояния естественных кормовых угодий и обводнения пастбищ в засушливых районах.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности - мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная. Мукомольная промышленность размещается в Самаре, Саратове, Волгограде. Маслобойная - в Саратове и Волгограде. Объем  производства масел растительных за 2009 год составил- 389,1 тысяч тонн; масла животного- 112,5 тысяч тонн.

Центром рыбной промышленности является Астрахань. Поволжье дает основную долю общероссийского улова осетровых рыб. В настоящее время здесь проводят работы по созданию лучших условий обитания рыбы, а именно работы по улучшению очистки сточных вод промышленных предприятий. Строятся рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства.

Улов рыбы и добыча водных биоресурсов на 2009 год составили- 9,2 тысяч тонн (приложение, табл.9)

 

 

 

 




























3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА

 

В территориальной структуре Поволжья можно выделить три подрайона, различные по своему хозяйственному развитию и специализации: 1) Среднее Поволжье, 2) Приволжский подрайон, 3) Нижнее Поволжье.

Среднее Поволжье включает Татарстан и Самарскую область. Этот подрайон занимает ведущее место в районе по развитию нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. На территории Среднего Поволжья расположены крупнейшие города, в том числе города-миллионеры - Самара и Казань. Город Самара возник как волжская крепость в конце XVI в. Его промышленный профиль определяют машиностроительные заводы, которые производят самолеты, различную продукцию станкостроения, подшипники, часы, оборудование для нефтяной промышленности. Развиты в Самаре цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Самара - центр подготовки квалифицированных кадров, в городе находятся 11 вузов. Казань также относится к старым городам Поволжья. Это столица Республики Татарстан, крупный центр науки, культуры, подготовки кадров. В городе 10 вузов. Казань - крупнейший транспортный и промышленный центр. Здесь развиты машиностроение различного профиля, химическая, легкая и пищевая промышленность. В Среднем Поволжье сложился и развивается крупный Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию - 5 тыс. км2. Комплекс отличается выгодностью географического положения. Через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ - Миннинбаево - Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -Ульяновск - Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска. Электроэнергетика представлена Заинской ГРЭС, Нижнекамскими ТЭЦ и ГЭС. Нижнекамский комплекс располагает ресурсами нефти и строительных материалов. Нижнекамский комплекс нефтехимических производств включает добычу нефти и попутного газа, получение продуктов химии органического синтеза и готовых полимерных изделий.

Нефтехимический комбинат и нефтеперерабатывающий завод размещаются в г. Нижнекамске. Завод синтетического каучука производит лучшие заменители натурального каучука. Построен в комплексе крупный завод по производству шин. Создается производство пластических масс, синтетических смол, корда и азотных удобрений. В г. Менделеевске развита промышленность по производству солей и кислот. Получило развитие в Нижнекамском ТПК машиностроение. В Набережных Челнах построен крупнейший Камский автомобильный завод по выпуску мощных грузовых автомобилей и автопоездов. Кроме основного автомобильного завода в его комплекс входит ряд заводов-смежников по производству кузнечно-прессовых заготовок, литья, двигателей, мостов и т. д. В сооружении КамАЗа принимали участие страны Восточной Европы. Строительство КамАЗа и нефтехимического комплекса вызвало рост строительной индустрии, которая ориентируется на местную минерально-сырьевую базу. В районе имеются известняки, мелкозернистые пески, кирпичные глины, песок, гравий. Производство цемента, бетона и железобетонных изделий размещается в Набережных Челнах, кирпича - в Елабуге, где создается крупнейший комплекс по производству автомобилей. Развивается пищевая промышленность. В Нижнекамске, Набережных Челнах и Елабуге работают мясокомбинаты, молокозаводы, хлебозаводы. Крупным промышленным центром Среднего Поволжья является г. Тольятти, хорошо известный Волжским автомобильным заводом - ВАЗ. Кроме него в городе развиты и другие отрасли машиностроения, а также химической промышленности.

Приволжский подрайон включает Пензенскую и Ульяновскую области. Здесь развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Ульяновск - крупный промышленный центр; в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность.

Пенза - центр машиностроения, заводы которой производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование для ряда отраслей народного хозяйства. Поучили развитие легкая и пищевая промышленность.

Нижнее Поволжье включает Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую области и Калмыкию.

Нижнее Поволжье является подрайоном развитой промышленности - машиностроения, химической, пищевой. В то же время это важнейший сельскохозяйственный район с развитым зерновым хозяйством, мясным животноводством и овцеводством, а также производством риса, овощебахчевых культур и рыбным промыслом. Основной центр Нижнего Поволжья - город-герой Волгоград, полностью разрушенный в годы Великой Отечественной войны. Сейчас Волгоград - один из красивейших и наиболее благоустроенных городов России. Это и крупнейший промышленный центр. Особенно развито здесь машиностроение: работают тракторный, судостроительный, металлургический, алюминиевый заводы. Машиностроительные заводы Волгограда производят оборудование для нефтяной промышленности, машины для сельского хозяйства. На левом берегу Волги построен город Волжский - крупнейший центр химической промышленности.

Информация о работе Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района