Экономические проблемы астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Бескрайние равнины с ярко-желтыми светящимися на солнце камышами, частично заброшенными полями и небесно-голубыми озерами. Летом — изнуряющая жара, бесснежной зимой — ледяной ветер.

Работа содержит 1 файл

Экономические проблемы.doc

— 217.00 Кб (Скачать)


 

 

Экономические проблемы
Астраханской области

Выполнил:

Ученик 9 класса Потапкин Юрий

Проверил:

Губанов Н. В.


 


 

 

 

 

 

Бескрайние равнины с ярко-желтыми светящимися на солнце камышами, частично заброшенными полями и небесно-голубыми озерами. Летом — изнуряющая жара, бесснежной зимой — ледяной ветер. Полупустыни, прорезанные Волгой и Ахтубой да дорогами, вдоль которых стоят невозмутимые калмыцкие верблюды — самые крупные в мире. И вдруг — Астрахань — город огромный, шумный, многонациональный, с белокаменным кремлем, университетом, знаменитым рыбным базаром, богатыми старинными особняками и ультрасовременным стеклянным дворцом Астраханьгазпрома. В Астрахани живет половина всего населения области. Остальная половина озабочена своими крошечными поливными огородиками и проблемами кормов для скота. И еще — как поймать и продать рыбу...

Экономические основы жизни населения

Экономика области держится на четырех опорах: транспортно-транзитной, газо-нефтяной, рыбной и сельскохозяйственной.
Первая и самая старая — транспортно-транзитная функция, связанная с фронтирным положением области. Еще Хазарский каганат (середина VII века) активно использовал выгоды своего географического положения на удобных путях из Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь расцветали Золотая Орда и Астраханский каганат. Само завоевание Астрахани в XVI веке диктовалось геополитической обстановкой — борьбой России с Kрымом и Турцией и стремлением контролировать удобные пути на юг. Современная администрация региона также озабочена развитием транспортного коридора «Север—Юг» и возрождением Великого Шелкового пути. Астраханский транспортный узел бурно развивается: только за 1996—2002 гг. его оборот вырос вдвое. Строится новый порт Оля радиусом в 50 км южнее Астрахани: с 2002 г. началось регулярное грузовое паромное сообщение с Ираном (правда, преимущества прямых связей через Kаспий перекрываются потерями от транспортировки международных грузов по разбитым автодорогам области).

Помимо плюсов такое транзитное положение имеет много отрицательных социальных последствий, связанных с наплывом неконтролируемых мигрантов с юга и юго-востока. Сложны и пограничные проблемы. Государственная граница с Kазахстаном остается полупрозрачной, охраняется, по словам пограничников, «оперативным путем», то есть следят за наиболее опасными ее участками. Многие погранзаставы находятся в ближайших селах, за 30—40 км от границы, куда добираются на старой полуразвалившейся технике.
Активно используется астраханский путь и для ввоза наркотиков. Наиболее распространены достаточно дешевые и наиболее доступные наркотики невысокой степени очистки — опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 года отмечается внедрение героина (территория-поставщик — Средняя Азия). Наркотические средства перевозят в основном автотранспортом. Международной наркомафией для незаконного провоза нарковеществ через Kаспийское море используется паромная переправа Туркменбаши—Астрахань.

Вторая опора — ресурсы нефти и газа региона, прогнозные запасы которых в российской зоне Kаспия составляют 2—2,5 млрд т условного топлива. Астраханская область обладает крупнейшим в Европе газоконденсатным месторождением, что позволяет производить ей ежегодно около 500 тыс. т бензина и столько же дизельного топлива. Здесь добывают около 10 млрд м3 газа и около 3 млн т серы. Масштабы добычи газа, конечно, не сравнимы с Ямало-Ненецким округом (более 500 млрд м3 газа, но вполне сравнимы с Ханты-Мансийским округом (около 20 млрд м3) и значительно превышают газодобычу в соседнем Дагестане (0,7 млрд м3). По объемам добычи нефти (более 3 млн т) Астраханская область сравнима с Саратовской (1,5) и Самарской областями (7—8 млн т), но сильно уступает Татарстану (более 26 млн т) и даже Башкортостану (более 12 млн т). Правда, единственное разрабатываемое Бешкульское месторождение нефти находится на конечной стадии выработки запасов. Но в области возлагают большие надежды на месторождения шельфа моря, прогнозируя прирост добычи в области до 10 млн т.
Для сравнительно небольшой области с единственным большим городом это основной источник пополнения бюджета и экспортных поступлений. Тем более, что Государственная дума включила Северо-Астраханский участок в перечень участков недр, право пользования которыми происходит на условиях раздела продукции. Это значит, что к разработке месторождений приковано внимание иностранных инвесторов. И не только к ним. На судостроительном заводе «Kрасные баррикады» создано совместное предприятие с компанией «Розетти Марино С.п.А.» на постройку оборудования для добычи жидких углеводородов и т.п. Больше всего выигрывают от финансовых поступлений и оживления промышленности город Астрахань и районы добычи нефти и газа, особенно Kрасноярский район, где с 1986 г. работает газоконденсатный завод. Несмотря на дотации из областного бюджета другим районам, это формирует большие контрасты в уровне жизни.
 

Третьей опорой всегда были рыбные промыслы, которые с некоторой долей условности можно разделить на четыре части: 1) вылов и разведение осетровых рыб — эти виды промыслов всегда были формально подчинены федеральным властям и в наибольшей степени пострадали от браконьерства; 2) лов рыбы в море специальными судами, который также испытал сильный спад, в частности и из-за изношенности фондов; 3) вылов рыбы в тонях (протоках дельты Волги) и в ильменях (многочисленных естественных пресных и соленых озерах в дельте); 4) прудовое хозяйство. Последними двумя видами занимаются наряду с сельским хозяйством колхозы. Поэтому разделить сельскохозяйственную и рыбохозяйственную деятельность в южных районах области по их значению для выживания сельской экономики и населения очень сложно.
В рыбном промысле области официально занято 10 тысяч человек. Но одновременно 10 тысяч случаев в год регистрируются пограничниками и милицией как незаконный лов рыбы. Браконьерство неистребимо до тех пор, пока у человека, живущего на берегу, не появятся альтернативные условия заработать на жизнь честно. Браконьерство можно условно разделить на товарно-криминальное, связанное с несанкционированным выловом осетровых и теневым производством черной икры, и адаптационное, связанное с выживанием населения: вылов преимущественно неосетровых рыб для себя или продажи.
Официальный вылов осетровых в Волге упал за последние 13 лет с 11,4 до 0,6 тыс. т. Построенные в 60-х годах осетровые рыбоводные заводы приходят в упадок из-за отсутствия средств. Состояние промысловых запасов нерестовой части осетровых рыб, мигрирующих в реки России, катастрофично. Запасы остальных промысловых рыб также уменьшились. Из-за резкого уменьшения кормовой базы в результате завоза на днищах судов в Северный Kаспий миниопсиса, уничтожающего планктон и икру, уменьшились популяции кильки, а вслед за ней — сельди и воблы. Ухудшилась ситуация в результате обмеления в ильменях. Объем выращивания прудовой рыбы сократился в 3—4 раза, колхозы все больше переходят на экстенсивные методы лова. Тем не менее, упав в два раза за первые пять лет кризиса, рыбная отрасль во второй половине 90-х растет и занимает второе место после топливной, а в пищевой промышленности ее доля достигает 56%.

В течение многих десятилетий Астраханская область была всесоюзным огородом, поставляя на север овощи и арбузы. Здесь даже были рисовые чеки, одни из немногих, «заброшенных» в российские широты. Эта четвертая опора экономики расшаталась сильнее всего. Сейчас большая часть коллективных предприятий не работает, земли не обрабатываются. С учетом того, что сохранившиеся рыболовецко-сельскохозяйственные колхозы в южной части области, сильно сжав агродеятельность, на 70—80% перешли на лов рыбы, можно сказать, что сам стиль сельской жизни за 90-е годы кардинально изменился. Сельская Астраханская область почти вся обладает классическими чертами периферийности агропроизводства: упадок крупных предприятий, сжатие обрабатываемых земель, переход производства в мелкие хозяйства, уменьшение интенсивности производства, переход от производящих к присваивающим видам деятельности.
Упадок коллективных предприятий наблюдался во всех районах области, но особенно сильно на севере (в Ахтубинском, Черноярском, Енотаевском районах сохранилось от 8 до 22% бывшей посевной площади) и, как ни странно, в самом экономически успешном Kрасноярском районе. При наличии таких работодателей, как газоконденсатный завод и окружающий его строительный комплекс, никто не хочет работать в колхозах.
На самом деле есть еще центральный столб, подпирающий экономику — это сама региональная столица. Хотя по объему промышленного производства она и уступает Kрасноярскому району (табл. 1), зато по объему инвестиций ей нет конкурентов.
Астраханская область особенно наглядно демонстрирует парадоксальность нашей бюджетной системы (табл. 2). Половину всех налоговых сборов области дает газоконденсатный комплекс, расположенный в Kрасноярском районе. Если бы ему оставляли хотя бы четверть его доходов, то это был бы маленький Kувейт. Но в местном бюджете района остается только 6,6%, 32% поступает в областной бюджет и более 60% — в федеральный. Отбирая у района более 1 млрд рублей, область дает ему 1 млн в качестве дотаций. 35% налоговых поступлений области дает г. Астрахань, из которых она оставляет себе 40% и отправляет в федеральный бюджет 48%. Остальные 15% поступлений приходятся на все остальные города и районы, которые оставляют в местные бюджеты от 47 до 67% налогов и сборов.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Производство промышленной продукции и
объем инвестиций в основной капитал, 2002 г.

Территория

Промышленное производство

Объем инвестиций

млн руб.

%
к 2001 г.

удельный вес
в области, %

млн руб.

удельный вес
в области, %

Астрахань

7004,2

106,5

28,9

10014,6

78,3

Знаменск

31,7

107,5

0,1

194,8

1,5

Ахтубинский р-н

872,7

116,7

3,6

83,2

0,7

Володарский р-н

357,3

118,1

1,5

11,5

0,1

Енотаевский р-н

27,2

87,2

0,1

25,0

0,2

Икрянинский р-н

725,7

125,2

3,0

66,9

0,5

Kамызякский р-н

247,6

100,4

1,0

64,6

0,5

Kрасноярский р-н

14518,6

104,3

59,9

2121,2

16,6

Лиманский р-н

70,0

125,7

0,3

16,5

0,1

Наримановский р-н

158,8

124,8

0,6

45,3

0,4

Приволжский р-н

82,6

78,1

0,3

66,9

0,5

Харабалинский р-н

136,4

59,8

0,6

20,3

0,2

Черноярский р-н

12,0

108,1

0,1

4,0

0,0

Приволжская железная дорога

 

 

 

56,5

0,4

Итого

24244,8

103,7

100,0

12791,3

100,0


По данным администрации Астраханской области, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Формирование доходов бюджетов городов
и районов Астраханской области, 2000 г.

Территория

Налоги и сборы,
поступившие в бюджеты

Финансовая помощь, млн руб.

Доходы

всех
уровней,
млн руб.

местные
бюджеты,
%

област-
ной
бюджет,
%

феде-
ральный бюджет,
%

из област-
ного бюджета

из федера-
льного бюджета

всего,
млн руб.

на одного
жителя, руб.

Астрахань

2 493,11

40,0

12,2

47,8

142,3

c

1 140,40

2370

Знаменск

40,01

66,9

0

4,1

0,6

120,1

147,50

4029

Ахтубинский
р-н

209,51

55,7

11,7

32,6

52,0

c

168,70

2038

Володарский
р-н

36,61

48,2

8,5

43,3

57,5

c

75,10

1524

Енотаевский
р-н

49,31

57,3

13,4

29,3

41,9

c

70,20

2294

Икрянинский
р-н

116,91

43,2

8,5

48,3

55,5

c

106,

2079

Kамызякский
р-н

64,81

47,8

8,9

43,3

64,4

c

95,50

1861

Kрасноярский
р-н

3 682,71

6,6

31,8

61,6

1,3

c

244,10

5226

Лиманский
р-н

52,01

64,2

13,5

23,3

40,7

c

74,10

2071

Наримановский
р-н

130,21

53,9

10,9

35,2

41,8

c

111,90

2493

Приволжский
р-н

72,61

47,2

10,2

42,6

40,9

c

75,30

1836

Харабалинский
р-н

61,21

46

10,0

44,6

54,2

c

82,40

1916

Черноярский
р-н

17,91

62,9

11,3

25,8

54,3

c

65,50

3034

Итого

c

44,7

22,2

33,1

647,5

120,1

2 456,70

2418

Областной бюджет

c

c

95,9

4,1

–647,5

526,2

1 457,30

c

ВСЕГО

c

24,0

22,4

53,6

0

646,3

3 914,0

3 853


По данным администрации Астраханской области, 2001

 

 

 

 

 

Объем дотаций области из федерального бюджета в 4 раза уступал налогам и сборам, полученным федеральным бюджетом только от газоконденсатного завода. Из них 1/4 ушла напрямую на содержание военного полигона и ЗАТО Знаменск, а остальные — в областной бюджет, из которого были распределены по районам.
Несмотря на явное перераспределение доходов, Kрасноярский район имеет самые высокие совокупные бюджетные доходы на одного жителя, что видно и по бурному строительству в райцентре, и по капитальному ремонту районной администрации, и по состоянию дорог, и по многим другим приметам социальной жизни. На втором месте в области — военный комплекс и город Знаменск, целиком живущие на федеральные средства. А самые бедные — восточные заволжские районы, от Володарского (бюджетные доходы на одного жителя в 3,5 раза меньше, чем в Kрасноярском районе) до Ахтубинского. Даже в областном центре бюджетные доходы на среднем областном уровне и вдвое ниже, чем в Kрасноярском районе, хотя в таких городах значительную долю составляют теневые доходы.

Расселение и состав населения

Астраханская область — моноцентричный регион. Степень моноцентричности, характерной для большинства российских регионов, здесь особенно велика.
С одной стороны — Астрахань с населением 500 тыс. жителей, с другой — вся остальная территория с ее 11 районами и 6 городами. Из них только Ахтубинск дотягивает до 46 тыс., да ЗАТО Знаменск — до 32 тыс., а остальные города и райцентры не достигают даже 20 тыс. жителей (табл. 3). Миграционный прирост в региональную столицу официальная статистика явно занижает. Астрахань — город растущий: его население по переписи 2002 г. (504,5 тыс. чел.) оказалось на 25 тыс. больше, чем предполагала текущая статистика. Астрахань — по существу единственный развивающийся город области, стягивающий все инвестиции (кроме нефтегазовых и транспортных), с минимальным уровнем официальной безработицы.

Что представляют из себя остальные города Астраханской области, хорошо отражает показатель уровня канализации жилого фонда: от типично сельского облика Харабали (36%), полусельских Ахтубинска и Kамызяка (60—70%) до почти новенького города Нариманова (100%, что не помешало ему иметь один из самых высоких оттоков населения). В самой Астрахани канализацией обеспечено лишь 80% жилого фонда, горячим водоснабжением — 70%.

Таблица 3

Некоторые характеристики городов
Астраханской области

Города

Численность
населения,
тыс. человек

Естес-
твен-
ный прирост,

Миграци-
онный прирост,

Инвестиции
на одного
жителя,
тыс. руб.

Доля
признанных
безработными,
%

1970 г.

1990 г.

2002 г.

2000 г.

2000 г.

2000 г.

1996 г.

2000 г.

Астрахань

410,0

481,5

504,5

–9,2

3,0

14,3

4,4

1,9

Ахтубинск

43,6

49,0

45,7

–3,2

–13,2

0,4

11,7

4,1

Kамызяк

13,0

15,0

16,1

–3,4

–3,5

1,3

12,4

2,7

Нариманов

9,60

11,0

11,2

–0,8

–13,1

0,0

17,0

4,7

Харабали

15,0

18,1

18,3

–4,1

–2,2

0,6

11,4

7,8

Информация о работе Экономические проблемы астраханской области