Социально-экономическое развити Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика социально-экономического развития Испании. Задачами, поставленными при написании работы, являются:
- изучение экономико-географического положения Испании;
- изучение основных экономических показателей страны;
- исследование природного и ресурсного потенциала Испании, его влияние на функционирования хозяйственного комплекса страны;
- характеристика современного состояния хозяйственного комплекса страны;
- изучение внешнеэкономических связей Испании, участия страны в международной торговле и интеграционных союзах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общие сведения о стране. Ресурсно-сырьевая база как основа развития хозяйственного комплекса страны 4
1.1 Общие сведения о стране 5
1.2 Природные ресурсы как основное сырье для функционирования хозяйственного комплекса страны 7
1.3 Трудовые ресурсы Испании 11
Глава 2. Характеристика хозяйственного комплекса страны 14
2.1 Характеристика промышленного комплекса 15
2.2 Сельское хозяйство 19
2.3 Развитие сферы услуг 22
Глава 3. Внешнеэкономические связи Испании 25
3.1 Характеристика международной торговли Испании 25
3.2 Участие Испании в интеграционных союзах 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 1 Рейтинговая таблица стран по размеру ВВП (2009 г.) 36
Приложение 2 Испания – южноевропейское «экономическое чудо» 37
Приложение 3 Распределение энергопотребления по видам энергии в 2009 году 39
Приложение 4 Распределение потребления энергии по главным видам деятельности 40
Приложение 5 Доходы от туризма 41
Приложение 6 Структура рыночного сектора Испании по стоимости продукции (2009 г.) 42
Приложение 7 Прямые иностранные инвестиции некоторых европейских стран (млн. долларов) 43

Работа содержит 1 файл

курсовая оригинал.doc

— 995.00 Кб (Скачать)

    Животноводство  в основном малотоварное и экстенсивное. Слабое развитие животноводства в Испании объясняется малой продуктивностью естественных пастбищ, плохой кормовой базой, особенно в «сухой Испании», а также раздробленностью земельных участков. Производство мяса отстает от потребности, покрываемой в значительной мере за счет импорта . Животноводством занимаются в основном на северо-западе страны. Основные пастбища и луга находятся в Стране Басков, в Кантабрии и Луго. Разводятся крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, мулы и ослы, специальное поголовье быков для корриды, домашняя птица. Мулы, ослы и лошади используются в качестве тягловой силы почти во всех районах Испании. Производство скота и птицы на душу населения в убойном виде – 118 кг. В 2003 г. в Испании насчитывалось 58 млн. представителей домашней птицы, 5,1 млн. представителей большого рогатого скота, а также 16,1 млн. свиней и 24,5 млн. овец. На данный момент животноводству Испании присуще перемещение из горных районов на равнины и из северных областей — в южные.

    Рыбная  промышленность – одна из самых  крупных в Европе (1% ВВП). Рыболовство развивается на Канарских островах, вблизи побережья Страны Басков и Галисии [6, c.223]. В 2003 г. среднегодовой вылов рыбы достиг 6 млн. т. Однако импорт рыбы в страну в разы превышает экспорт. Переработкой рыбы занимаются в основном в Эль Ферроле, Виго и Ла Корунье. Консервируют 20—25% всего вылова.

    Таким образом, темпы развития сельского  хозяйства Испании в последние  годы замедляются. Об этом свидетельствует  сокращение удельного веса сельского хозяйства в структуре ВВП, а также сокращение количества занятых в этой сфере. Однако страна все ещё входит в число стран-лидеров по выпуску и экспорту некоторых видов сельскохозяйственной продукции, что в определенной степени влияет на развитие хозяйственного комплекса страны и экономики в целом.

    2.3 Развитие сферы услуг

    На сферу услуг в Испании в 2010 году пришлось 71,6%. Следует отметить, что ежегодно удельный вес данного сектора в структуре ВВП возрастает. Так, в 2000 году данный показатель равнялся 66%. Доля занятых в сфере услуг в 2009

году  равнялась 71,7% [29]. Ведущими отраслями сферы услуг являются торговля и общественное питание (22,5% ВВП), туризм (11% ВВП), денежно-кредитная сфера (7% ВВП) [6, c.223].

    Испания – один из самых крупнейших регионов международного туризма. Уже на протяжении нескольких лет Испания входит в тройку мировых лидеров по туристским прибытиям и по доходам от туризма. Туризм является в Испании самой крупной отраслью экономики, а его доля в размере ВВП составляет 11%. Десятка стран-лидеров по доходам от туризма представлена в приложении 5.

    В 2009 году доходы от туризма в Испании  составили 53,2 млрд. долларов, что позволило  занять ей 2-ое место в рейтинге стран  по доходам от туризма. Однако следует  отметить, что в 2008 году данный показатель был на 13,7% выше. На данное явление в большой степени повлиял мировой экономический кризис [26].

    В туристской отрасли занято около 2,6 млн. человек, что составляет более 10% всего активного населения. При  этом большую часть всех занятых  в этой сфере составляют женщины.

    Сфера туризма в Испании находится  под контролем государства, что  в значительной мере объясняется  возможностями самой страны развивать  туристический бизнес, стремлением сохранить исторические памятники своей культуры. Внушительные результаты в области туризма достигнуты благодаря государственной поддержке. Также следует отметить, что в Мадриде находится штаб-квартира Всемирной туристской организации (ЮНВТО) [19].

    В денежно-кредитной системе Испании насчитывается около 150 банков с общей численностью филиалов 17 727. Центральный банк разрабатывает и реализует кредитно-денежную политику с учётом введения в стране евро. Характерная особенность банковской системы Испании — исключительно высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. После вступления Испании в ЕС, этот процесс ещё больше усилился. На долю 4 ведущих испанских банков приходится свыше 60% банковских депозитов страны. Высокий уровень централизации капитала характерен и для испанских сберегательных касс. Банковская система Испании — одна из самых стабильных и ликвидных финансовых систем в Европе. Ее отличительные особенности – значительный уровень валютных запасов (13,9 млрд. евро), разветвленная сеть филиалов частных банков и государственных сберкасс. Доминирующую роль играют банки со 100% испанским капиталом. Лидер по стоимости рыночных активов — финансовая группа «Банко Сантандер Сентраль Испано».

    Испания занимает третье место по объему ипотечного рынка среди стран ЕС (уступая  Германии и Великобритании). Объем  ипотечного кредитования - около 634 миллиардов евро. Среднегодовой рост объемов выдачи ипотечных кредитов – примерно 16% в год. Испания занимает четвертое место по количеству выпускаемых в оборот банкнот среди стран, присоединившихся к Европейскому союзу (1,9 млн. банкнот – 2002 г.) [19].

    Не  смотря на кризис в мировой экономике, которого Испании не удалось избежать, сегодня денежно-кредитная система  Испании развивается умеренными темпами. Политика государства касательно общественного спроса оказалась действенной, поэтому можно сказать, что страна медленно, но верно выходит из рецессии. Вместе с тем, денежно-кредитная политика нуждается в изменениях, которые бы помогли финансовому сектору страны вернуть прежние позиции.

    Транспорт. Внутренние перевозки в стране осуществляются в основном автодорожным и железнодорожным транспортом, а внешние — преимущественно морским транспортом. По объему перевозок грузов и пассажиров первое место занимает автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог составляет 666 тыс. км., из них 8 тыс. км. — высокоскоростные трассы; железных дорог – 15 тыс. км. (в том числе 11919 км. с широкой колеей). Большая часть железнодорожной сети проложена в горных районах, где много тоннелей (самый длинный — Подернело — 6 км), крутых подъемов и мостов, которые затрудняют работу. Основная часть железных дорог принадлежит государственной компании РЕНФЕ.

    Большая протяженность береговой линии  Испании определяет важность морского транспорта, который обслуживает  около 90% всех внешних и примерно 30% внутренних перевозок. Морским транспортом перевозится 80% импортных и 70% экспортных грузов, задействовано 1502 морских торговых судна общим водоизмещением св. 2 млн. т. Порт города Барселоны занимает второе место по общему объему перевозок среди 26 основных портов Испании и находится на 1 месте среди всех портов Средиземного моря по объему контейнерных перевозок.

    Воздушный транспорт занимает ведущее место. Число аэропортов – 154 (включая частные), их ежегодная пропускная способность  свыше 80 млн. пассажиров [2, c.157].

    В 2009 году на торговлю пришлось 34,7% стоимости  всех рыночных услуг. Вслед за торговлей  наибольшая доля стоимости рыночных услуг принадлежит сектору транспорта и складирования (14,5%), а также  сектору профессиональной, научной и технической деятельности (13,3%) [22]. Структура рыночного сектора по стоимости представлена в приложении 6.

    В 2008 году 0,3% компаний, представляющих секторы торговли, туризма, транспорта, информационных технологий и розничной торговли принадлежали иностранным компаниям. Товарооборот их составил 21,6% от общего товарооборота сектора услуг. Что касается занятости, то на протяжении 2008 года 10,8% экономически активного населения работали по найму в компаниях, контролируемых иностранными инвесторами.

    Ведущую роль среди иностранных компаний в сфере услуг Испании играют европейские страны. Они производят 80,4% от товарооборота всех иностранных филиалов (2008 г.). Американские компании контролируют 14,9% товарооборота. Ведущая роль в инвестировании испанского сектора услуг принадлежит Франции (25,1% товарооборота всех иностранных компаний). Французские филиалы играют важную роль в таких секторах, как розничная торговля и аренда. Вслед за Францией наибольшее инвестирование сектора услуг принадлежит Германии (14,4%) и США (13,5%) [28].

    В последние годы наблюдается заметный рост сферы услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках Испании. Повысился спрос на такие секторы сферы услуг, как туризм, финансы и отдых. Множество других секторов, ранее занимающих незначительную долю рынка, стали гораздо более  значительными. Они включают производство компьютеров и программного обеспечения, рекламу, исследование рынка, проведение выставок, презентаций и конференций.

    В целом, развитие и функционирование хозяйственного комплекса Испании стабильно. Наблюдается сокращение удельного веса сельского хозяйства в структуре ВВП, а также сокращение занятости населения в данной отрасли, его компенсирует все возрастающая роль сферы услуг. Страна входит в число мировых лидеров по производству и экспорту некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, является одним из крупнейших регионов международного туризма. Однако по некоторым показателям страна все ещё отстает от других стран Западной Европы.  
 
 
 
 

Глава 3 
Внешнеэкономические связи Испании

    3.1 Характеристика международной торговли Испании

    Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. характеризовались  значительными сдвигами во внешнеэкономической сфере Испании, все возрастающей степенью участия в международном разделении труда по всем его основным направлениям (мировой торговле, технологическом обмене, международном движении капиталов и услуг). Страна входит в 20-ку ведущих экспортеров и импортеров во внешней торговле (2009 г.). Испания занимает 16 место среди ведущих стран-экспортеров (219 млрд. долларов; 1,7% мирового экспорта) и 13 место среди стран-импортеров (288 млрд. долларов; 2,3% мирового импорта). Что касается коммерческой службы, то Испания занимает 7 место среди стран мира по экспорту (122 млрд. долларов; 3,6% мирового экспорта) и 9 место среди стран-импортеров (87 млрд. долларов; 2,8% мирового импорта) [27].

    Особенно стремительно процесс интеграции Испании в мирохозяйственные отношения развивался по линии международного движения капиталов и интернационализации производства. К 2004 г. общий объем накопленных зарубежных активов страны составил  весьма  внушительную  цифру –  свыше 207 млрд. долларов (соответственно 2,5% мировых и 5,1% европейских). При этом за последние пять лет общий объем вывезенного предпринимательского капитала более чем на 50 млрд. долларов превышал показатель ввоза ПИИ,  что само по себе означает ( при сохранении тенденции) переход Испании в совершенно новое для нее качество – из нетто-импортера  в нетто-экспортера  предпринимательского капитала.

    С 1975 г. по 2003 г. доля внешней торговли в ВВП увеличилась с 24,5% до 63%, а ее стоимость превысила 320 млрд. евро. Интересно отметить, что если в 80-е годы наращивание этого показателя происходило главным образом за счет более чем двукратного превышения темпов роста импорта над экспортом, то с середины 90-х годов среднегодовые темпы роста экспорта превышали 10%, в то время как по импорту они упали до 8%.

    Структура испанского импорта определяется крайней  ограниченностью собственных энерго-сырьевых ресурсов, а также все еще сохраняющимся техническим отставанием от других промышленно развитых стран Евросоюза. Свыше 80% товарного импорта составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть и нефтепродукты) и наукоемкая машинно-техническая продукция, ставшая основой модернизации промышленности. Что касается экспорта, то за последние 10 лет он превратился в главный конъюнктурообразующий фактор экономического развития страны [9].

    В системе международного разделения труда Испания ныне фигурирует в первой десятке ведущих мировых производителей и поставщиков (от 6 до 15% мирового экспорта) судов, автомобилей и других транспортных средств, кузнечнопрессового оборудования, станков, оборудования для АЭС, газовых компрессоров, нефтепродуктов, химических товаров, продукции черной и цветной металлургии, стройматериалов, цемента, ряда потребительских товаров, не говоря уже о традиционно конкурентоспособной аграрной продукции. Основными партнерами по экспорту являются Франция (19.27%), Германия (11.11%), Португалия (9.21%), Италия (8.24%), Великобритания (6.18%). Основные партнеры по импорту – Германия (15.02%), Франция (12.82%), Италия (7.17%), Китай (5.8%), Нидерланды (5.22%), Великобритания (4.7%) (2009 г.) [31].

    Одним из решающих факторов, высокой динамики и конкурентоспособности испанского экспорта  на мировых товарных рынках стал начавшийся  после вступления в ЕС бум  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Испании, основная масса которых приходилась на страны-члены ЕС.

    Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Испании и других странах представлены в приложении 7.

    Став  решающим фактором роста производительного  капитала, внедрения передового технического и управленческого опыта, повышения  производительности труда, концентрации и централизации производства и капитала, иностранный капитал обеспечил повышение конкурентоспособности, создание новых отраслей экспортной специализации страны и, как следствие этого, завоевание ею устойчивых позиций на мировых товарных рынках. Наиболее яркий пример – испанская автомобильная промышленность, с 80-х годов практически полностью контролируемая иностранным капиталом и вышедшая в последние годы по объему производства и экспорта легковых автомобилей на 3-е место в Европе и 6-е в мире. В 2003 г. было произведено свыше 3 млн. автомобилей, из которых 2,3 млн. (82%) пошли на экспорт, чему в известной мере способствовала содержащаяся в национальном законодательстве «либеральная поправка» – специальное требование к крупным иностранным вкладчикам обязательного экспорта до 80% произведенной продукции [20].

Информация о работе Социально-экономическое развити Испании