Сравнительная характеристика Западно-Сибирского и Поволжского экономических районов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

В состав Западно-Сибирского экономического района входят 9 субъектов российской федерации— Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл., Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО.
Площадь составляет 2427,2 тыс. кв. км.
Население — 15,0 млн. чел. (10,3% от РФ).

Содержание

Введение
1. Географическое положение района
2. Природные условия и ресурсы
3. Население
4. Историко-географический очерк
5. Общая характеристика хозяйства района
6. Внешнеэкономические связи
7. Перспективы развития региона
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат).doc

— 229.00 Кб (Скачать)

В районе большое число городов (93). «Города-миллионеры» - Самара, Казань, Волгоград.

При этом 60% городов района расположены в трёх субъектах – Республике Татарстан, Волгоградской и Саратовской областях, 20 городов имеют население свыше 100тыс. Наиболее крупные города – Самара, Казань, Волгоград, Саратов, а также Тольятти, Ульяновск, Пенза, Набережные Челны, Астрахань (все свыше 500 тыс. жителей). Плотность сети городов невысока (1,73 на 10000 км²), что объясняется, в частности, большой территорией района.         

Поволжский район – один из самых многонациональных. Удельный вес русского населения 73%. Крупными по численности национальностями являются также татары (14%), чуваши, мордва, казахи и марийцы.

4.      Историко-географический очерк

Поволжье – район древнего заселения. Хазарский каганат (VII – X вв.) и Волжская Булгария (X – XIV вв.) – первые крупные государства на этой территории. До конца XV в. район входил в состав Золотой Орды, а после её распада – в Казанское и Астраханское ханство и частично в Ногайскую Орду.

В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Москве, а в 1556 г. войска Ивана Грозного вошли в Астрахань. Астрахань и отчасти Казань становятся для России «воротами на Восток». Чтобы расчленить остатки племенных союзов тюрков, в конце XVI века на месте переправ через Волгу начали строиться первые русские крепости: Самара (1586г.), Царицын (1589г.), Саратов (1590г.). В XVII в. возникают крепости Симбирск (1648г.), Сызрань (1683г.) и др. Завоевав Волгу, Россия долго не могла освоить окружающие её степи. Земли кочевников и казаков в основном удалось закрепить за Россией лишь в XVIII в. При этом степные пространства Нижнего Поволжья осваивались значительно медленнее, чем территории Среднего Поволжья. Этот процесс длился до начала XXв. Приходилось прививать оседлость местным народам, заселять территории выходцами из других районов страны, а также колонистами из Западной Европы (в основном из Голландии и Германии). Во второй половине XIXв. сформировались крупные приволжские экономические узлы, которые вначале выполняли торговые и транспортные функции, а затем стали важными промышленными центрами, при этом ни один из них не желал уступать первенство другим. Так появилась цепь сравнительно одинаковых по уровню экономического развития центров: Казань, Самара, Саратов, Царицын. Вместе с менее крупными промышленными узлами (Астрахань, Пенза, Симбирск, Набережные Челны) они формируют экономический каркас района. В годы Великой Отечественной войны в районе сложился ряд отраслей военно-промышленного комплекса, после войны хозяйственный комплекс пополнился электроэнергетикой, нефтедобычей, нефтехимией.

 

5.      Общая характеристика хозяйства района

В структуре хозяйства экономического района Поволжья ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу (1 место в районе по объёмам производства, 32% от объёма промышленной продукции района). Прежде всего выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей – автомобилестроение.

Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр его – г. Набережные Челны. Этот комплекс производит автомобили большой грузоподъемности.

Вторым крупным центром автомобилестроения является Тольятти, где размещается «ВАЗ», производящий легковые автомобили. Центром автомобилестроения является Ульяновск. Заводы по обслуживанию автомобилестроения находятся в Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов создан в г. Энгельсе. С автомобилестроением связано производство резинотехнической продукции в Нижнекамске. Новый комплекс по производству легковых автомобилей «Ока» построен в Елабуге (на реке Каме).

Крупными центрами авиастроения являются Самара, Саратов. Центры тонкого, точного машиностроения – Казань, Пенза, Ульяновск, судостроения – Астрахань, Волгоград. Сельскохозяйственное машиностроение представлено крупным тракторным заводом в Волгограде. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область).

На втором месте нефтегазохимический комплекс (13% от объёма промышленной продукции района). Имеются следующие подотрасли производства и основные места их размещения:

Нефтепереработка – Самарская, Саратовская, Волгоградская обл., Новокуйбышевск (Самарская обл.);

Производство синтетического каучука – Нижнекамск  (Татарстан, нефтехимический комбинат – крупнейший в России, производитель каучука, полиэтилена, стирола, автомобильных покрышек);

Производство удобрений – Тольятти (удобрения, аммиак), Казань (удобрения, киноплёнка), Волжский (Волгоградская область), Балаково (+ химические волокна).

Энергетика Поволжья имеет общероссийское значение (более 10% производства электроэнергии РФ). Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада: Нижнекамская (Набережные Челны), Самарская (Жигулевск), Саратовская (Балаково), Волгоградская (Волжский).

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является и производство строительных материалов, особенно цемента. Цементные заводы размещаются в Вольске, Жигулевске, Михайловке.

В Поволжских городах издавна сложились лесопиление и деревообрабатывающая промышленность (1,3%). Поволжье производит фанеру, деревянную тару, мебель.

Черная и цветная металлургия представлена заводом в Волгограде. Здесь же находится и алюминиевый завод.

Ускоренными темпами развивается в Поволжье легкая промышленность. В Казани размещается крупнейший меховой комбинат, в Камышине построен хлопчатобумажный комбинат, Балашевский комбинат выпускает плащевые ткани, в Ульяновске находится кожевенно-обувной комбинат. Получила развитие во многих городах Поволжья трикотажная и швейная промышленность, в Ульяновске и Пензе – шерстяная промышленность, в Астрахани развито сетевязальное производство.

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Сельское хозяйство характеризуется в сравнении с другими районами более высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Отраслями специализации являются производство зерна:

- яровая пшеница – основная культура, возделывается в Саратовской, в Волгоградской области и в других областях и республиках;

- рис – Астраханская область и Республика Калмыкия;

- ячмень – возделывается повсеместно, особенно в юго-восточной части района;

- подсолнечник, просо, гречиха, кукуруза – повсеместно;

- горчица – занимает 1 место по производству в России;

- овощебахчевые – томаты, арбузы (Волго-Актюбинская пойма);

- садоводство – Волго-Актюбинская пойма. 

Среди разнообразных отраслей животноводства наиболее широко представлены крупный рогатый скот мясного и молочно-мясного направления и тонкорунное и полутонкорунное овцевод­ство. Развиты также свиноводство, птицеводство, коневодство (особенно в Калмыкии).

 В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Из шести магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Важное значение имеет водный транспорт – по Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям.

Нефть и газ района по трубопроводам поступают в центральные регионы России в страны «ближнего» и «дальнего» зарубежья. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» – от Альметьевска через Самару в Польшу, Германию, Венгрию и Словакию, с ответвлением в Литву и Латвию .

6. Внешнеэкономические связи

В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.

Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление - важное звено Транссибирской магистрали. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране по данным на 2009 год. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы - зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск - Нижний Новгород - Ярославль - Москва - Рязань; Самара - Новороссийск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

7.Перспективы развития региона.

Район обладает рядом преимуществ, характерных для высокоразвитых густонаселенных и хозяйственно освоенных регионов: значительным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с наличием многоотраслевой производственной базы и квалифицированных трудовых ресурсов. Неблагоприятные факторы социально-экономического развития района: постепенное истощение углеводородных ресурсов (нефти и газа) в большинстве добывающих регионов, а также ухудшающаяся экологическая ситуация.

В числе приоритетных направлений развития экономики:

1) повышение конкурентоспособности машиностроения, в первую очередь автомобилестроения и авиастроения, на основе реконструкции производства, а также конверсии оборонного комплекса;

2) интенсификация добычи и переработки углеводородного сырья на основе технологий, увеличивающих извлечение остаточных запасов этих ресурсов и глубину нефтепереработки;

3) изменение ассортимента химической продукции с учетом пользующихся наибольшим спросом конструкционных пластмасс, катализаторов, медикаментов, товаров бытовой химии и др.;

4) реструктуризация АПК на основе увеличения производства твердых сортов пшеницы в Среднем и Нижнем Поволжье, овощебахчевых, риса и хлопчатника - в Нижнем Поволжье, мясной продукции - в республиках Татарстан и Калмыкия;

5) кардинальное оздоровление экологической обстановки, особенно в регионах с развитой нефтехимией и теплоэнергетикой, нефтегазопереработкой.

В результате структурных изменений в промышленном комплексе района ожидается увеличение удельного веса машиностроения, пищевой и легкой промышленности при снижении доли топливных и химических отраслей, диктуемом сокращением разведанных углеводородных ресурсов. Поволжье входит в ассоциацию экономического взаимодействия «Большая Волга», которая ныне активизирует свою организационно-экономическую деятельность. Члены ассоциации активно формируют рыночную инфраструктуру, реформируют АПК.

В перспективе на юге подрайона (Астраханская обл.) ожидается резкий рост нефтедобычи с образованием нового крупного нефтепромыслового района, что должно способствовать здесь общему подъему экономики, в том числе отраслей инфраструктуры. АПК развивается на базе орошаемого и отчасти богарного земледелия, товарного животноводства с преобладанием мясного и мясо-шерстного направлений.

Для успешного развития в подрайоне рыбного хозяйства необходимо оздоровление окружающей среды, усиление борьбы с браконьерским ловом рыбы, а также увеличение искусственного воспроизводства наиболее ценных пород осетровых рыб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

                 Таким образом, можно сделать вывод о важности двух экономических районов для России в географическом и экономическом плане.  Мы   видим,  что  здесь расположены важнейшие очаги  российской  экономики,  без  которых  развитие России просто невозможно.  Оба района относятся   к  наиболее перспективными для страны: имеют выгодное экономико-географическое положение, богаты природными ресурсами (обладают большими запасами нефти и газа), имеют хорошие внешнеэкономические связи, что дает большое развитие не только самим районам, но и всей России.

Информация о работе Сравнительная характеристика Западно-Сибирского и Поволжского экономических районов