Тюркский Каганат и Средняя Азия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

В такой молодой стране, но с таким древним народом, как Узбекистан, поиск собственных исторических корней и "начала начал" совершенно закономерен. Процесс этот идет давно, но наиболее интенсивно он начался после обретения страной независимости. Слом самых "твердокаменных" стереотипов прошлого продолжается, время от времени наталкиваясь на подводные рифы общественного сознания.

Содержание

Введение 3
Общественный строй народов Средней Азии 4
Средняя Азия и тюрки 4
Распад каганата 7
Средняя Азия в VI и начале VII в. 8
Культура 9
Тюркская армия 11
Западно– тюркский Каганат 13
Заключение . 16
Глоссарий 17
Тесты 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Тюркский каганат.doc

— 1,005.50 Кб (Скачать)
 

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

На тему:

Тюркский  Каганат и Средняя  Азия.

Выполнил:

Ефремов Владимир

МТО, группа 102-07

Проверил:

Маликов И.Е

С  о  д  е  р  ж  а  н  и  е :

В в е д е н и е

     В такой молодой  стране, но с таким древним народом, как Узбекистан, поиск собственных исторических корней и "начала начал" совершенно закономерен. Процесс этот идет давно, но наиболее интенсивно он начался после обретения страной независимости. Слом самых "твердокаменных" стереотипов прошлого продолжается, время от времени наталкиваясь на подводные рифы общественного сознания. 
        

       Поэтому тема реферата «Тюркский каганат и Средняя Азия» - вопрос совершенно не из области легенд и мифов. Это тема, лежащая на поверхности событий, и дело заключается в доступе наших историков к определенным научным, информационным источникам и во всестороннем анализе всех имеющихся материалов. Его дальнейшая разработка и дополнение новыми доказательствами и историческими материалами – дело ближайшего будущего. 
        

     Почему эта тема важна для  нас в современные дни? Да потому, что тюркский народ явился еще одним звеном в формировании узбекского народа. И  где бы тюрки не находились, они никогда не забывали о своих корнях, о земле, откуда они родом. И, самое главное, они, проявляя изрядную адаптивность и гибкость, несли в себе неугасимый огонь узбекского духа. Все эти ценности очень близки для узбекского народа, который начал свое формирование еще до рождения Христа. И оглянувшись на всю историю Узбекистана можно сделать вывод что основываясь на разных народностях узбекский народ был рожден для Великих дел а не для того чтобы где-то отсиживаться в горных местностях. И всегда для наших предков были важны такие понятия как Гордость, Честь и Слава.

Общественный  строй народов  Средней Азии

 

     Крушение  рабовладельческого Кушанского царства  и завоевание Средней Азии кочевниками-эфталитами были связаны с кризисом рабовладельческого строя и зарождением феодальных отношений в её оседлых земледельческих областях — Хорезме, Тохаристане, Согде и Фергане. Возникновение феодальных форм эксплуатации было процессом длительным и вместе с тем революционным по своему историческому значению. Становление феодальных отношений шло двумя путями. С одной стороны, господа сажали на землю своих рабов, предоставляя им земельные участки и орудия труда. С другой стороны, выделившаяся из общины разбогатевшая часть сельского населения (дехканы) разными способами присваивала землю рядовых общинников и водные ресурсы.

     Об  имущественной дифференциации внутри общины можно судить на основании  открытых археологами жилищ нового типа: в V—VI вв. появились усадьбы-«замки»  больших крестьянских семейств, ограждённые стенами, за которыми находилась жилая башня. Замки дехканов (образцом их является Тешик-кала в Хорезме) строились по такому же плану, но отличались значительно большими размерами, прочностью стен и роскошью отделки. Обедневший земледелец-общинник вынужден был становиться в зависимость от дехкана на началах издольной аренды. Такие издольщики назывались кедиверами, они впоследствии превратились в феодально зависимых крестьян, в то время как из крупных землевладельцев — дехканов сформировался класс феодалов.

     В земледельческих областях Средней  Азии, расположенных в оазисах  по долинам рек, образовалось несколько  десятков владений во главе с феодалами, которые также носили название дехканов. Наиболее сильными из этих феодалов были цари Согда и Ферганы, владетели Осрушаны, Бухары и Мерва. В V в. и в первой половине VI в. все эти местные правители были данниками царя эфталитов. Независимость сохранял только Хорезм, управляемый царями из династии Афригидов.

С р е д н я я   А з и я и т ю р к и

 

     Между 563 и 567 г. Тюркский каганат, образовавшийся в середине VI в. в районе Алтайских гор и в степях Семиречья, заключив союз с сасанидским Ираном, разбил эфталитов и подчинил своей власти Среднюю Азию до реки Аму-Дарьи. Во главе государства стали два брата - Бумынь и Истеми. В середине VI в. они разгромили племена жужанов. Бумынь взял себе титул жужанского властителя - хакан. Центром каганата был Алтай. Истеми завоевал в 60-х гг. VI. Семиречье, Восточный Туркестан и полностью всё государство эфталитов, т.е. Среднюю Азию.  Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный. Первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану1. В VII в. они начинают войны с Китаем. Кочевники-тюрки мало вмешивались во внутреннюю жизнь феодальных владений Средней Азии, довольствуясь взиманием с них дани. В 80-х годах VI в. в тюркском кочевом обществе происходил процесс классообразования. В связи с этим в Семиречье произошло восстание обедневших кочевников против правящей кочевой знати. Во главе движения бедноты стал царевич Абруй (в китайских источниках Або), сын тюркского кагана от рабыни, лишённый прав на престол из-за своего происхождения.

     Потерпев  неудачу в открытой борьбе со знатью за престол, Абруй со своими сторонниками из беднейших кочевников откочевал  в Бухарский оазис. Здесь он соединился с согдийскими крестьянами, поднявшими ещё раньше восстание против местных  феодализирующихся землевладельцев-дехканов. Восставшие крестьяне и кочевники изгнали из Бухарского оазиса местных дехканов и связанных с ними купцов, заняли их земли и выбрали Абруя правителем (583 г.). Бежавшая согдийская знать обратилась за помощью к тюркскому кагану. Тот прислал войска, которые жестоко подавили движение. Вернувшиеся дехканы обратили побеждённых повстанцев в своих кедиверов или в рабов, отняв у них земли. Абруя подвергли мучительной казни, бросив в мешок, наполненный красными пчёлами (586 г.).

     После 588 г. Тюркский каганат распался на Восточный, с центром в Монголии, и Западный, с центром в Семиречье. Средняя Азия вошла в состав последнего. В 634 г. Китайская империя овладела землями восточных тюрок и закрепила свою власть над Восточным Туркестаном (ныне Синьцзян). В 658—659 гг. она одержала победу и над западными тюрками. Китайская империя на время подчинила себе Среднюю Азию, но вторжение тибетцев в Восточный Туркестан и возрождение Восточно-тюркского каганата (в Монголии) во второй половине VII в. положили конец попыткам феодального Китая утвердить свою власть в Средней Азии. От времени Тюркского каганата в Средней Азии остались значительные группы тюркоязычного населения (в Семиречье, Фергане, Балхе и др.), впоследствии вошедшие в состав узбекской и казахской народностей.

     У земледельческих народов Согда, Тохаристана, Хорезма наблюдались в общественных отношениях зачатки феодализма («кашоварзы» свободные общинники, «кедиверы» - зависимые крестьяне). Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве и на рудниках. Начал формироваться класс земледельческой аристократии-дехкане, очень большое .влияние на жизнь общества оказывали купцы (особенно в Согде и Хорезме).

     Кочевники - тюрки жили в степях в войлочных  юртах. Они представляли собой семейные патриархальные общины, в которых назревало социальное расслоение.

     Каганат не был централизованным государством. В основе государственной системы был союз ряда владений ираноязычных и тюркоязычных племён. Во главе этого объединения стоял хакан, опирающийся на военно-административный аппарат (управляющий на основе родо-племенных традиций). Западный каганат (Средняя Азия) включал в себя в основном области с оседлым населением. Постепенно тюркские кочевники стали переходить к оседлому образу жизни, а в системе управления государством - к традициям оседлого среднеазиатского населения, господствовавшим в социально-политической жизни страны.

     В начале VII века была проведена реформа  в системе управления. По ней, во-первых, правителями оседлых - областей («ябгу») назначались представители верховной власти хакана. Во-вторых, хакан для контроля направлял туда своих уполномоченных - «тудунов».

     Помимо  этого, как свидетельствует исторические источники, в Среднеазиатском Междуречье было 9 самостоятельных владений - государств, во главе которых стояли самостоятельные правители: В Самарканде и Фергане - ихшиды, в Тохаристане - маликшахи, в Хорезме - хорезмшахи, в Бухаре - бухархудаты, в Чаче - будуны, в Илаке - дехканы. Это были раннефеодальные владения, которые существовали по законам оседлых областей. Правители жиля в крепостях (кёшках), которые охранялись. Главная задача правителей - выплачивать налог в казну.

     Нужно отметить, что в период Тюркского  каганата началось интенсивное проникновение тюркских племён вглубь среднеазиатского региона и процесс ассимиляции с местным населением, что, в свою очередь, наложило отпечаток на этническое формирование узбекского народа.

     В каганате была широко развита торговля (Пайкенд был городом купцов). А для этого необходима была широкая грамотность (мальчиков в 5 лет обучали письму и счёту, а в 20 лет отправляли в другие страны учиться торговому делу). Попрежнему сохранялся плюрализм письма и религий. В целом, можно сказать, что при Тюркском каганате в Средней Азии был дан толчок в развитии феодализма и что торговля привела к усилению экономических, политических и культурных связей с другими государствами.

Р   а   с   п  а  д     к  а  г  а  н  а  т  а

     В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй . Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка - Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства.

     Суйская дипломатия сразу почувствовала  разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между  ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый  китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго.

     Уже в 558 г. вражда между Кара Чурином, - ханом  западных земель, и старшим ханом  возобновилась. Кара Чурин стремился  к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем — Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать. Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джунгарии и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название "народа десяти стрел".

     Противоречия  между мировыми державами из-за гегемонии  на Шелковом пути привели к образованию  в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между Дулу и Оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге Оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые в свою очередь делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством.

Информация о работе Тюркский Каганат и Средняя Азия