Внеурочная деятельность школьников по географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности

Содержание

Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

внеурочная деятельность по географии.docx

— 50.80 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

"Внеурочная деятельность школьников по географии" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

 

Содержание 

Введение

I. Психолого-педагогические  особенности внеурочной  деятельности

1.1 Современное проведение  внеурочной деятельности

1.2 Формы проведения  внеурочной деятельности  школьников по  географии

1.2.1 Научные исследовательские  географические общества

1.2.2 Географические конференции  и географические  вечера

1.2.3 Экскурсия

1.2.4 Неделя географии

1.2.5 Игры на уроках  географии

II. Проведение недели  географии в школе

2.1 Подготовительный  период

2.2 Проведение недели  географии

2.3 Критерии оценки. Подведение итогов

Заключение

Список  литературы

 

Введение 

     Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она  продолжается во внеурочное время разнообразных  формах воспитательной работы. Внеклассная  деятельность является частью всего  учебно-воспитательного процесса, при  котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся  внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых  знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию  социальной деятельности школьников в  пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении  воспитательных функций каждой дисциплины.

     Внеклассная работа проводится в свободное время  с целью развития интересов и  способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

     В современной школе очень важно  заинтересовать учебным предметом  учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и  остается актуальной в наше время.

     Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.

     Из  выше изложенной цели вытекают следующие  задачи:

     1) Охарактеризовать особенности внеурочной  деятельности по географии

     2) Выяснить роль внеурочной деятельности  в обучении и воспитании

     3) Разработать неделю географии  - как одну из форм внеурочной  деятельности

 

I. Психолого-педагогические  особенности внеурочной  деятельности 

     Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто  также дидактическими системами. Дидактическая  система составляет совокупность элементов, образующих цельную единую структуру  и служащую достижению целей обучения.

     В традиционной системе обучения главную  роль играет преподавание, деятельность учителя. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводиться учению - деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение (1).

     Изучение  курса географии нужно строить  не как преподнесение,

     заучивание  и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Структура

     процесса  обучения должна включать "педагогику действия". Школьникам в

     возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действия и слушать только учителя. При изучении географии есть возможность разнообразить формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеучебное время: работа с картами, выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры выпадение осадков, изменение температуры окружающей среды, ориентирование на местности и т.д. Перед учителем стоит проблема (особенно в начальной стадии изучения курса "география") - научить детей работать со справочной литературой, сформировать проблему и найти пути ее решения. Что дает возможность формировать и развивать исследовательское мышление, навыки самостоятельной деятельности учащихся, но при этом обязательно надо учитывать способности и возможности каждого ученика исходя из уровня развития и способности в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом (8). 

1.1 Современное проведение  внеурочной деятельности 

     В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной  частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании  и воспитании школьников и позволяет  разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня  необходимо формировать коммуникативные  навыки, создавать условия для  самоорганизации и развитии творческих способностей.

     География как учебный предмет имеет  большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как  ее содержание тесно связано с  окружающей природой, с хозяйственной  деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей  стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить  интересы школьников, помочь им всесторонне  познать многообразие и богатство  родной природы.

     Внеурочная  деятельность отличается от урочной  целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

     На  внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады  по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники  совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты  для подтверждения теоретических  положений, составлять планы и конспекты  по тексту. На экскурсиях и в походах  они закрепляют некоторые исследовательские  методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и  т.д. Участие в походах по родному  краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают  чувство гордости за нашу страну (19). 

1.2 Формы проведения  внеурочной деятельности  школьников по  географии 

     Формы внеурочной деятельности различаются  целями, охватом учащихся, методикой  подготовки и проведения внеклассных  занятий. Формы развиваются и  совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают  наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном  участке, географической площадке, экологической  тропе, в микрозаповеднике, на территории прилегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальных парков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

     Наблюдения  в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические  и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных  дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных  материалов наблюдений состоит в  вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные  за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками  замерзания и вскрытия водоемов, началом  вегетации растений и другими  явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ  на уроках. Кроме того, они могут  быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в  школьном краеведческом музее (6).

     Система практических работ на местности - необходимое  условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических  знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению  расстояний, съемки простейшего плана  местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для  показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

     Особый  интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической  тропы в близлежащем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь  разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы  должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических  знаков, текста информационных досок, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута экологической тропы, ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами и ведется довольно продолжительное время (5).

     Можно рассмотреть несколько форм проведения внеурочной работы: научные исследовательские  географические общества, географические конференции и географические вечера, экскурсии и, наконец, неделя географии (14). 

1.2.1 Научные исследовательские  географические общества

     Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной  работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы".

     Цель  научных исследовательских географических обществ - удовлетворить познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Научные исследовательские географические общества имеют постоянный состав и  могут объединять как учащихся одного возраста, так и школьников разных классов. Наиболее приемлемое число  учащихся в научно-исследовательском  географическом обществе 15-20 человек. При большем количестве школьников учителю трудно уделить должное  внимание каждому из них.

     Организации научно-исследовательского географического  общества может предшествовать проведение какого-либо географического мероприятия, которое должно повысить интерес  к географии, например экскурсия  в природу, посещение краеведческого музея, географический вечер, КВН и  т.д. Если же на уроках учащиеся проявили повышенный интерес географии, то при организации научно-исследовательского географического общества учитель может опереться на них.

     На  первом организационном заседании  избирают председателя, совет научно-исследовательского географического общества, разрабатывают  устав. Успех работы научно-исследовательского общества зависит во многом от тщательной разработки его плана, который составляют на четверть, полугодие, год. В нем  должны найти отражение все виды деятельности научно-исследовательского географического общества. При составления плана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность и местные условия, т.е. прежде всего местоположение школы в городе или в селе. Для выявления интересов и умений школьников целесообразно провести анкетирование.

     Анкеты  содержат перечень вопросов и проблем  географической науки, предлагаемых для  изучения в научно-исследовательском  географическом обществе, а также  вопросы по выявлению умений учащихся рисовать, чертить, фотографировать  и т.д. Школьники подчеркивают в  анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие их, тем самым, помогая определить содержание тематики работы научно-исследовательского географического общества. Тематика работы научно-исследовательского общества может иметь различные направления, а может быть посвящена изучению одной географической проблемы. В  первом случае в кружке выделяют секции, например: история географических открытий, изучение стран и народов мира, занимательная география, туристско-краеведческая, охраны природы, геологическая метеорологическая  и т.д. Если научно-исследовательское  географическое общество работает над  какой-либо одной проблемой, учащиеся имеют возможность изучить ее наиболее глубоко и целенаправленно. Начинающему учителю не следует  увлекаться одновременно многими географическими  проблемами, так как это вызовет  затруднения при подготовке занятий  научно-исследовательского географического  общества.

Информация о работе Внеурочная деятельность школьников по географии