Земельный фонд Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:55, лекция

Описание работы

Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Работа содержит 1 файл

Лекции_2013.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

 

1. Методические основы государственного  земельного кадастра.

1.1. Общие положения Государственного  земельного кадастра.

 

Государственный  земельный  кадастр  (ГЗК)  –  систематизированный 

свод документированных сведений, получаемых в результате проведения го-

сударственного кадастрового учета  земельных участков, о местоположении,

целевом назначении и правовом положении  земель Российской Федерации и 

сведений о территориальных  зонах и наличии расположенных  на земельных 

участках  и  прочно  связанных  с  этими  земельными  участками  объектов  [2,

ст.1].

1.1.1. Цели, задачи и содержание  ГЗК 

Государственный  земельный  кадастр  создается  и  ведется  в  целях  ин-

формационного обеспечения:

•  государственного и муниципального управления  земельными ресурса-

ми;

•  государственного контроля за использованием и охраной земель;

•  мероприятий,  направленных  на  сохранение  и  повышение  плодородия

земель;

•  государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок

с ним;

•  землеустройства;

•  экономической оценки земель и учета стоимости земли в  составе при-

родных ресурсов;

•  установления обоснованной платы  за землю.

Законом  [2,  статья  4]  установлено,  что  материалы  ГЗК  должны  быть

использованы  в  качестве  информационной основы  при осуществлении всех

функций управления земельными ресурсами.

Таким образом, законодательно определена информационная сущность

Государственного  земельного  кадастра. Из  приведенного понятия  вытекает,  

что Государственный  земельный кадастр – это сложный по своей структуре

документ, включающий информацию о хозяйственном, правовом, природном 

положении земель, качественной и количественной характеристике земель. В 

то же время  указанная документация может быть получена в результате осу-

ществления действий по ведению ГЗК. Ведение ГЗК представляет собой сфе-

ру управленческой деятельности по сбору, документированию, накоплению,

обработке, учету, хранению и предоставлению информации, назначение ко-

торой  –  информационное  обеспечение  принятия  управленческих  решений.

Ведение ГЗК  – производственный процесс.

Следовательно, одна из функций управления земельными ресурсами – 

ведение  Государственного  земельного  кадастра  –  это  система,  представ-

ляющая  собой единство двух неразрывно связанных подсистем: документов

и мероприятий (процесс). Подсистема документации [2, статья 13] включает

следующие группы документов:

•  основные  (единый  государственный  реестр  земель,  дежурные  кадаст-

ровые карты, кадастровые дела - приложение 20);

•  вспомогательные (книги учета  документов, книги учета выданных све-

дений, каталоги координат пунктов  опорной межевой сети);

•  производные (перечень земель федеральной, субъекта федерации и му-

ниципальной собственности, доклады  о состоянии и об использовании

земельных  ресурсов,  статистические  отчеты,  аналитические  обзоры,

производные  кадастровые  карты,  справочные  и  аналитические  доку-

менты).

Процесс ведения ГЗК включает основные технологические действия:

•  Подготовительные работы;

•  Формирование и учет земельных участков;

•  Формирование и учет территориальных  зон;

•  Оценка земель;

Формирование  отчетов об использовании  земель и предоставление  зе-

мельно-кадастровой  информации.

С  учетом  изложенного,  Государственный  земельный  кадастр  как

функция управления земельными ресурсами – это система  документирован-

ной земельно-кадастровой  информации о земельных ресурсах и их оценке, а 

также  мероприятий  по  сбору,  разработке,  документальному  оформлению,

хранению  и предоставлению этой информации.

Государственный земельный кадастр содержит сведения  [2, статья 12]

о  земельных  участках,  территориальных  зонах,  землях  и  границах  террито-

рий  местного  самоуправления,  субъектов  РФ  и  Российской Федерации.  То

есть, земельный кадастр ведется на трех уровнях: федеральном, субъекта фе-

дерации, муниципального образования. Соответственно, содержание и  зада-

чи земельного кадастра зависят от уровня его ведения.

Общая задача ГЗК федерального уровня заключается  во всестороннем

количественном  и качественном описании земельных  ресурсов страны в це-

лом и земельных  участков, расположенных на территории двух и более субъ-

ектов Федерации, характеристика их природного состояния, хозяйственного

использования и правового статуса, организация проведения оценки земель и

использования  ее  результатов,  обеспечение  земельно-кадастровой информа-

цией органов  управления государства.

Решение  этой  общей  задачи  достигается  посредством  решения  част-

ных, к которым  относятся:

•  разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных пра-

вовых актов  Российской Федерации в области  управления земельными

ресурсами, контроль за их соблюдением;

•  разработка, утверждение и реализация федеральных  программ развития

Государственного земельного кадастра;

•  определение перечня основных сведений Государственного земельного

кадастра;

•  установление порядка финансирования деятельности по ведению Госу-

дарственного земельного кадастра;

Задача ГЗК уровня субъекта Российской Федерации заключается в ко-

личественном и качественном описании  земельных ресурсов  субъекта РФ в 

целом  и  земельных  участков,  расположенных  на  территории  двух  и  более 

муниципальных  образований  данного  субъекта  РФ,  характеристика  их  при-

родного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, про-

ведение оценки земель и использование  их результатов, обеспечение земель-

но-кадастровой информацией органов  управления субъекта РФ.

Решение  этой  общей  задачи  достигается  посредством  решения  част-

 ных, к которым относятся: 

•  организация кадастрового деление  подведомственной территории;

•  кадастровый учет земельных  участков;

•  кадастровый учет территориальных  зон;

•  кадастровая оценка земель;

•  хранение,  обработка  и  предоставление  земельно-кадастровой  инфор-

мации (информационно-аналитическая  задача).

Поставленные  задачи  определили  содержание  современного  Государ-

ственного земельного кадастра как  одной из функций управления земельны-

ми  ресурсами  регионального  уровня.  Конституция  Российской  Федерации

(от 12.12.93 г.) устанавливает четкое  разграничение полномочий органов  Го-

сударственной власти и органов  местного самоуправления, подчеркивает са-

мостоятельность последних (статьи 12, 131,132 Конституции РФ). Федераль-

ный  закон  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в 

Российской Федерации» (от 28.08.95 г.) и последующие его изменения  и до-

полнения еще более акцентировали  самостоятельное положение органов  ме-

стного  самоуправления  в вопросах предметов ведения местного  самоуправ-

ления, включая и земельные отношения [5, статья 6].

Широкие полномочия органов местного самоуправления в области зе-

мельных  отношений  на  территории  муниципального  образования  подтвер-

ждены Земельным кодексом [6, статьи 10, 11, 71, 72]. Более того, Федераль-

ным  законом  «О  разграничении  Государственной  собственности  на  землю»

четко определены основания для  отнесения земельных участков к  собствен-

ности  субъекта  Российской Федерации  и муниципальной  собственности  [3,

статьи 4 и 5].

В связи с этим было бы логично  представить содержание ГЗК отдель-

но для уровня  субъекта Федерации  и муниципального образования  следую-

щими разделами:

субъекта Федерации:

•  Кадастровое деление кадастрового округа;

•  Установление (восстановление) границ муниципальных образований;

•  Кадастровый учет земельных  участков;

•  Кадастровый учет территориальных  зон;

•  Кадастровая оценка земель;

муниципального образования:

•  Кадастровое деление кадастрового квартала;

•  Кадастровый учет земельных  участков;

•  Кадастровый учет территориальных  зон;

•  Кадастровая оценка земель.

 

1.1.2. Принципы  ведения ГЗК

Статья 5 Федерального закона «О Государственном  земельном кадаст-

ре» устанавливает, что ведение ГЗК должно осуществляться в соответствии

со следующими принципами:

•  единство системы и технологии ведения Государственного земельного

кадастра на всей территории Российской Федерации;

•  непрерывность  внесения  в  государственный  земельный  кадастр  изме-

няющихся  характеристик земельных участков;

•  открытость сведений Государственного земельного кадастра;

•  сопоставимость  и  совместимость  сведений  Государственного  земель-

ного кадастра со сведениями, содержащимися в других Государствен-

ных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Приведенные  в  законе  принципы  ведения  ГЗК  являются  основными,

определяющими  общие  правила  функционирования  земельного  кадастра.

Применительно  к  ведению  ГЗК  на  региональном  уровне  названные  общие

принципы  необходимо  дополнить  частными  принципами,  которые  в  совре-

менных  условиях реформирования земельных  отношений требуются для бо-

лее четкой ориентации работ:

•  использование  уже  накопленной  земельно-кадастровой  информации,

конвертация имеющихся баз данных ГЗК;

•  последовательная  модернизация  методики  работ  и  структур  баз  дан-

ных;

•  кадастровая  документация ведется на бумажных и  электронных носи-

телях, приоритет  имеют записи на бумажных носителях;

•  постоянное  (вечное)  хранение  земельно-кадастровой  документации

(ЕГРЗ, кадастровые  дела, кадастровые карты).


Информация о работе Земельный фонд Республики Казахстан