Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать американо-индийские отношения в период после 2000 года.
Задачи работы:
Раскрыть основные параметры американо-индийского
Проанализировать место Индии во внешнеполитической стратегии США

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    Введение

    На  сегодняшний день Индия является самой влиятельной страной в  Южноазиатском регионе. В этом отражаются и превосходство над остальными странами по территории, по численности  населения, а также в области  экономических отношений.

    Еще совсем недавно Индия, проводя крайне миролюбивую политику, основные принципы которой были заложены Джавахарлалом Неру, незначительно участвовала в мировой политической жизни. Да и в регионе проявляла себя достаточно пассивно, если не считать непрекращающегося конфликта с Пакистаном. Однако, после вхождения Индии в круг ядерных держав, которое произошло, кстати при активном сопротивлении США, ее уже нельзя сбрасывать со счетов на международной арене. Особенно, если учитывать, что и другая сторона индо-пакистанского конфликта также владеет ядерным оружием.

    Особенно  актуальным представляется изучение индийской  внешней политики в целом и  отношений с США в частности  после распада СССР, который длительное время был стратегическим союзником  Индии. Именно в это время Индии  пришлось искать новые внешнполитические ориентиры и на роль одного из таких ориентиров претендует США.

    Со  стороны США в последнее время  также произошли значительные изменения  в политике по отношению к азиатским  странам. Рассматривая их как возможных  союзников в антитеррористической борьбе и не в последнюю очередь – в сдерживании растущего влияния Китая, США в значительной степени смягчило свои отношения, в частности с Индией.

    Цель  работы: проанализировать американо-индийские  отношения в период после 2000 года.

    Задачи работы:

  1. Раскрыть основные параметры американо-индийского
  2. Проанализировать место Индии во внешнеполитической стратегии США

    §1 . Американо-индийские отношения на современном этапе

    Активное  сближение между Россией и  Индией, идея создания политического  союза Россия-Индия-Китай как альтернативы модели однополюсного мира, не могли не беспокоить США, что побудило президента Б. Клинтона отправиться в конце марта 2000 г. с визитом в Южную Азию.

    С тех пор, как 30 лет назад Ричард Никсон побывал в Исламабаде, а 22 года назад Джимми Картер заехал в Дели, лидеры США обходили проблемный регион стороной. Нарушил этот обычай Билл Клинтон – 14 марта он прибыл в Дели и до 25 марта побывал не только в Индии, но и в Пакистане и Бангладеш. Поговорить здесь ему действительно было о чем: теперь, после “холодной войны”, когда Пакистан уже не является для США единственным союзником в регионе и противовесом просоветской Индии, отношения с этими странами нужно фактически выстраивать заново5.

    “Я  убежден, что укрепление мира, процветания и свободы в XXI веке будет во многом зависеть от того, в состоянии ли Америка установить партнерство с Южной Азией”, – написал Клинтон в статье для газеты “The Times of India” накануне визита.1 Впрочем, столь глобальные замыслы имели скромное практическое воплощение. Клинтон привез $84 млн. для программы развития энергетики в Индии, Бангладеш и Непале, 97 млн. на продовольственную помощь Бангладеш и еще 6 млн. – для защиты тропических лесов.

    Шестидневный  визит не обещал Клинтону легкой жизни  – решить беспокоящие США вопросы не удалось. В первую очередь это касается темы ядерной безопасности. Индия и Пакистан провели успешные испытания ядерного заряда, но Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не подписали. Уговорить Дели или Исламабад подписать договор было бы настоящей победой администрации Клинтона. Но это, по-видимому, невозможно. “До тех пор, пока существует угроза нашей безопасности, никакое давление не заставит нас принять такое решение”, – заявил за несколько часов до прилета Клинтона индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи.2 Теоретически Вашингтону проще было добиться подписания ДВЗЯИ у Исламабада – здесь еще свежи воспоминания о “многолетней дружбе” с американским народом в годы советской войны в Афганистане. Но на такую уступку Исламабад мог пойти, если, например, Вашингтон стал бы посредником в урегулировании территориального спора Пакистана с Индией из-за штата Джамму и Кашмир. Но этого не произошло.

    Выступая  на совместном заседании обеих палат  индийского парламента, Клинтон, затронув кашмирскую проблему, признал, что только “Индия и Пакистан могут ее решить”. По его словам, США готовы в случае обращения к ним за помощью содействовать восстановлению спокойствия в Кашмире. Главный документ, подписанный в ходе поездки Клинтона в Индию, – совместное заявление “О видении мира”. При наличии ряда острых вопросов, разногласия по которым у “двух величайших демократий”, как величали себя лидеры США и Индии, остаются, документ отражает максимальное сближение точек зрения обеих сторон на многие проблемы. Вместе с тем и американцы, и индийцы констатировали принципиально различные подходы к ядерным вопросам. “Индия и Соединенные Штаты, – отмечается в заявлении, – разделяют мнение о том, что необходимо стремиться к сокращению и полному уничтожению ядерного оружия, но не всегда согласны друг с другом в отношении путей достижения этих общих целей”3. В частности, Вашингтон не согласен с утверждениями Индии, что ядерное оружие необходимо ей для обеспечения безопасности в Южной Азии.

    Попутно Клинтон объявил Индию “форпостом демократии в Азии”. Это и почетно, и не очень противоречит модели “многополярного мира”, приверженцем которой считает себя Индия, и не задевает стратегических целей США. Однако в речи на обеде в честь лидера США президент Индии Нараянан достаточно определенно высказался о приверженности его страны идее многополярности современного мира.

    В целом сложилось впечатление, что  Вашингтон и Дели в ходе визита Клинтона ставили перед собой  задачу как можно меньше затрагивать  темы, вызывающие взаимное раздражение. И это им явно удалось. Премьер Ваджпаи дал высокую оценку результатам визита главы Белого дома и подписанным документам, предусматривающим широкое развитие индийско-американских отношений. Как отметил в этой связи один из видных политологов Индии Брахма Челланей, “у индо-американских отношений новый старт, но в ограниченных рамках”4. Вторя ему, бывший заместитель министра иностранных дел страны Диксит, комментируя слова совместного заявления о том, что “стороны переходят к новой фазе длительного и динамичного сотрудничества”, заявил: “Посмотрим. Для динамики нужно реальное наполнение, а не политические лозунги”5.

    В Индии, конечно, есть круги и прозападные, и провосточные по убеждениям, по политическим соображениям. Но для них сейчас на первом плане стоят интересы своей страны, а не прозападные или провосточные шатания. То же можно сказать и в отношении российско-индийских связей. Да, эти связи укрепляются и расширяются, но не за счет других стран. Мы не требуем, чтобы Индия дружила только с нами и порвала с другими. Они не требуют от нас того же. Каждый волен выбирать себе друзей в зависимости от своих интересов. А эти интересы могут совпадать, но по некоторым вопросам могут и не совпадать. Хотя к консенсусу и надо стремиться.

    Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но и развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной энергетики и космических программ.

    Индия – одна из наиболее развитых стран  в области ядерной технологии, включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный ядерный цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления отходами. Сложный циклотрон переменной энергии в Калькутте и ускоритель средней энергии “пеллетрон” в Мумбае – это ведущие исследовательские центры страны. Сейчас в Индии действуют 8 атомных электростанций, производящих 8 млрд. кВт электроэнергии, планируется строительство еще 4-х. У Индии есть и своя атомная бомба, и ее носители. Известны успехи Индии и в освоении космоса. Индия – единственная страна в третьем мире, сумевшая создать собственные спутники дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас там завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников, способной вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн.

    Прогресс  Индии в области атомной энергетики и космических программ привлек  внимание во всем мире, в том числе  и в России. Заключаются лизинговые соглашения по конкретным проектам, в  частности по маркетингу информации индийских спутников, на предоставление космических услуг. Естественно, успешно продвигаются и совместные проекты в области атомной энергетики. И то, и другое вызывает нескрываемое раздражение на Западе, особенно в США. А индийско-российский корабль идет своим курсом.

    Соединенные Штаты уже сняли ряд ограничений на экспорт в Индию высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в космических программах и на объектах атомной энергетики. Соответствующее соглашение подписали в Вашингтоне секретарь министерства иностранных дел Индии Шиам Саран и заместитель государственного секретаря США Марк Гроссман.

    В совместном заявлении, в частности  подчеркивается, что заключению соглашения способствовали действия Индии, нацеленные на нераспространение оружия массового  уничтожения. В результате США сочли возможным частично изменить политику экспортных лицензий, что, на взгляд Вашингтона, будет способствовать развитию двустороннего сотрудничества в сферах коммерческого использования космического пространства и атомной энергетики. Тем самым индийское космическое агентство автоматически исключается из списков организаций, на которые распространялись американские торговые ограничения, введенные после серии ядерных испытаний в Индии.

    Стороны договорились также о создании совместной рабочей группы по реализации инициативы "Новые шаги в стратегическом партнерстве". Она была объявлена двумя странами в январе и предусматривает экспорт в Индию технологии двойного назначения. Осуществление этой инициативы, отмечается в заявлении, "будет содействовать экономическому развитию Индии и США, а также укреплению региональной и международной безопасности"6.

    США уже направили в Индию постоянного  представителя министерства торговли США для координации обменов  в области высоких технологий, в том числе двойного назначения. Об этом заявил в Нью-Дели заместитель американского министра торговли Кеннет Джастер.

    Он  прибыл в Индию с официальным  визитом для участия в переговорах  по вопросам двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий, обороны, атомной энергетики и освоения космического пространства.

    В январе 2003 Нью-Дели и Вашингтон одобрили совместную программу под названием "Новые шаги в стратегическом партнерстве", предусматривающую постепенную отмену американских санкций, введенных в отношении Индии после серии ядерных испытаний в мае 1998 года.

    В соответствии с первым этапом США  исключили индийское космическое  агентство из списка организаций, на которые распространяются ограничения  в области поставок высокотехнологичного оборудования. Конкретная договоренность об этом была достигнута на недавней встрече премьер-министра Индии Манмохана Сингха с президентом США Джорджем Бушем в кулуарах сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

    Индия и США добились "существенного  прогресса" в реализации совместной программы "Новые шаги в стратегическом партнерстве", разработанной с целью развития торговли в области высоких технологий. Такой основной вывод содержится в опубликованном заявлении министерства иностранных дел по итогам переговоров в Нью-Дели помощника госсекретаря США Кристины Рокка с индийским руководством. Стороны договорились провести в ближайшее время очередную встречу, посвященную этой проблематике.

    Индийско-американская программа "Новые шаги в стратегическом партнерстве", одобренная в январе этого года, предусматривает развитие сотрудничества в области атомной энергетики, коммерческом использовании космического пространства и торговле высокими технологиями. Она предполагает также постепенную отмену санкций, введенных США в отношении Индии после проведения ядерных испытаний в этой южноазиатской республике. В результате реализации первого этапа программы Вашингтон в прошлом месяце исключил индийское космическое агентство из списка организаций, на которые распространяются такие санкции.

    По  данным Кристины Рокка, если в 2002 году в США было выдано 423 лицензии на продажу Индии высокотехнологической продукции на общую сумму 26,8 млн долларов, то в нынешнем году число сделок увеличилось до 912. В стоимостном выражении это составляет 90 млн долларов.7

    По  мере того, как США, Китай и Россия продолжают маневрировать в процессе своего соперничества за власть и влияние в Евразии, Индия начинает проявлять себя на политической арене как новый игрок, способный существенно повлиять на исход этой Евразийской игры. Остававшаяся на протяжении десятилетий привязанной к Советскому Союзу, а затем к России, теперь эта страна начинает демонстрировать определенную гибкость своей внешней политики, активно ища новые связи и обнаруживая в лице США весьма заинтересованную в стратегическом партнерстве сторону. Причем, упрочнение американо-индийских отношений отвечает геостратегическим и экономическим интересам как Вашингтона, так и Дели.

Информация о работе Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года