Латинская америка в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение роли Латинской Америки в международных отношениях.
Задачи данной работы – проследить экономико-политический рост Латиноамериканского региона с конца XX века, осветить взаимоотношения Ибероамерики с США и Россией, исследовать роль региональных организаций Латинской Америки в международной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. История становления Латинской Америки как участника международных отношении………………………………………………….......4
Глава II. Развитие российско–латиноамериканских отношений …………….18
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Латинская Америка курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I. История становления Латинской Америки как участника международных отношении………………………………………………….......4

Глава II. Развитие российско–латиноамериканских отношений …………….18

Заключение…………………………………………………………………….....27

Список используемой литературы……………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Латинская Америка – регион западного полушария, значительно отстающий от промышленно  развитых государств по многим показателям экономического и социального развития, но в то же время  опережающий освободившиеся страны Азии и Африки. Всю свою историю Латинская Америка претерпевала различные трудности экономического, политического и социального плана. Однако конец XX века в корне изменил судьбу Ибероамерики. В настоящее время рост независимости Латинской Америки стал одной из важнейших геополитических перемен последнего десятилетия. Он сказывается не только на регионе, но и на мире в целом.

  Латинская Америка путем создания и активного развития региональных организаций превращается в мощный блок с собственными интересами и программой. Энергичное участие Латинской Америки в международных отношениях становится актуальным вопросом современности, так как активное «присутствие» этого региона в международной жизни может кардинально изменить ход межгосударственных отношений во всем мире.

  Целью данной курсовой работы является освещение роли Латинской Америки в международных отношениях.

  Задачи  данной работы – проследить экономико-политический рост Латиноамериканского региона с конца XX века, осветить взаимоотношения Ибероамерики с США и Россией, исследовать роль региональных организаций Латинской Америки в международной жизни.

  Объектом  исследования курсовой работы является Латинская Америка в международной политике.

  Предмет исследования – деятельность региональных организаций Латиноамериканского региона на международной арене. 
 

  ГЛАВА I

  ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ  КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ 

  Латинская Америка или Ибероамерика - регион, располагающийся в Западном полушарии между южной границей США на севере, а также Антарктидой на юге. Он включает в себя южную часть Северной Америки, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южная Америка. Здесь расположено 46 государств и зависимых территорий на общей площади около 21 млн. кв. км. Характерной чертой региона является весьма значительное различие в уровнях развития между отдельными странами. Границы между материковыми странами проходят в основном по крупным рекам и горным хребтам. Географическое положение Латинского региона благоприятствует развитию хозяйства благодаря трём аспектам:

  1. выход к морям и океанам и наличие Панамского канала,
  2. близкое расположение США,
  3. огромный природно-ресурсный потенциал, который пока не удалось реализовать во многом из-за долговременного существования колониального режима.

  По  обеспеченности водными ресурсами  страны Латинской Америки принадлежат  к самым водообильным в мире. Реки Латинской Америки относятся к бассейнам двух океанов - Атлантического и Тихого, водоразделом между которыми являются Анды. Крупные водные артерии: Амазонка, Ла-Плата, Ориноко и др.

  Таким образом, экономико-географическое положение  Латинской Америки весьма благоприятно, несмотря на её некоторую изолированность  от других регионов. По государственному устройству латиноамериканские страны представляют собой суверенные республики, государства в составе Содружества, возглавляемого Великобританией, либо владения Великобритании, Франции, США, Нидерландов (в основном острова в Атлантическом океане). Крупных политических или иных конфликтов на этой территории не наблюдается.

  Название  «Латинская Америка» произошло от латинской  основы романских языков, на которых  говорит большая часть населения  этой части континента1. Страны Латинской Америки объединяет общность исторических судеб и многое в современном социально-экономическом развитии.

  На  протяжении всего своего существования  Латинская Америка претерпевала различные трудности в экономическом, политическом и социальном развитии. Однако конец XX века для Латинской Америки ознаменовался подъемом во многих сферах жизни.

  90-е  годы для Латинской Америки  стали десятилетием качественных  сдвигов в политической и экономической  области, существенно повлиявших  на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. Общерегиональный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, а у ведущих государств - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии - он ежегодно как минимум вдвое превышал этот показатель.

  Столь впечатляющий экономический успех  был достигнут благодаря структурным  преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долларов.

  Однако  Разразившийся в конце десятилетия  «азиатский» финансовый кризис  не обошел и Латинскую Америку, относящуюся  к так называемым восходящим рынкам мировой экономики. С особой силой  он поразил Бразилию, где в 1998 г. произошел стремительный отток средств иностранных инвесторов с фондового рынка. Отчетливо обозначились негативные последствия кризиса и для других стран, и прежде всего для главных экономических партнеров этой «региональной супердержавы». В целом в 1998 г. темпы экономического роста в регионе сократились по сравнению с 1997 г. более чем вдвое (до 2,3 %). Тем не менее финансовый кризис не мог полностью перечеркнуть результаты впечатляющего рывка, совершенного в 90-е годы.

  Заметные  перемены произошли и в области социально-политического развития. Начавшийся еще в середине прошлого десятилетия процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е годы привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы.

  Среди определяющих черт международных отношений  в Западном полушарии, безусловно, в  первую очередь следует выделить резкую положительную динамику интеграционных процессов. В начале десятилетия существенно активизировались отношения США с латиноамериканскими странами.

  Резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование южноамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.

  Другим  фактором возросшей взаимозависимости  «двух Америк» стал комплекс проблем  наркобизнеса и наркотрафика. В Западном полушарии находятся самый крупный в мире потребитель наркотиков - США и самые крупные в мире производители - Колумбия, Перу, Боливия и Мексика. К началу десятилетия борьба с наркотрафиком была объявлена Соединенными Штатами в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности, непосредственно связанной с «будущим американской нации».

  Возросшая взаимозависимость Севера и Юга  Западного полушария особенно контрастно проявилась в американо-мексиканских отношениях. Присоединение Мексики  к НАФТА было подготовлено десятилетиями «молчаливой» интеграции, в результате которой сформировался сложный комплекс двусторонних отношений. Его составляющими являлись и проблемы общей границы протяженностью 3 тыс. км, масштабные внешнеторговые связи (объем взаимной торговли на начало десятилетия достиг 60 млрд. долл.), присутствие в США 6-миллионной мексиканской общины, нелегальная иммиграция 1 млн. человек в год, усилившаяся экологическая взаимозависимость, а также проблемы наркотрафика.

  Переговорный  процесс, связанный с присоединением Мексики к НАФТА, завершился в 1993 г. Отметим, что само по себе это означало начало гигантского исторического эксперимента по интеграции двух высокоразвитых государств - членов «большой семерки» - США и Канады и развивающейся Мексики. Первая половина 90-х годов была временем «интеграционной эйфории», охватившей весь континент. Вслед за Мексикой, «уходящей на Север», практически все страны региона выстроились в своеобразную очередь, стремясь присоединиться к НАФТА. Более того, налицо было и обострение соперничества между различными группами стран за первенство в присоединении к североамериканскому интеграционному полюсу. Конкуренция в борьбе за привилегированный статус отношений с США – традиционная черта латиноамериканской дипломатии.

  В целом первую половину 90-х годов  можно было бы охарактеризовать как  этап сближения «двух Америк», гармонизации межамериканских отношений, наивысшей  точкой которого стала встреча глав 34 государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 г. в Майами. В принятой на встрече «Декларации принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте» и в прилагавшемся Плане действий, состоящем из 100 пунктов, было провозглашено создание к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли.  На встрече президентов Америк был принят и ряд других решений. В Майами было провозглашено начало «полномасштабного наступления на коррупцию» и всестороннее противодействие наркобизнесу и наркотрафику.

  Однако  уже вскоре после саммита в Майами повышенные ожидания стали уступать место значительно более прагматичным оценкам и будущего континентальной зоны свободной торговли, и формирующегося миропорядка в целом. В первую очередь это было связано с событиями в Мексике. Вслед за восстанием в штате Чияпас в декабре 1993 г. последовали коллапс фондового рынка и падение мексиканского песо в декабре 1994 г. Безусловно, между присоединением Мексики к Североамериканской зоне свободной торговли и вступлением этой некогда стабильной страны в полосу политической и экономической нестабильности нет прямой связи. Скорее, это было результатом все более углублявшихся противоречий мексиканского общества. Но форсированная интеграция с Севером вполне могла сыграть роль своеобразного катализатора.

  Финансовый  кризис в Мексике, разразившийся  спустя несколько дней после завершения саммита в Майами, вынудил Вашингтон  вновь «вытаскивать» Мексику, как  это уже было в начале 80-х годов. Слишком многое было поставлено на карту в плане будущего Североамериканской зоны свободной торговли. Следует также иметь в виду, что стабильность в Мексике - традиционный компонент национальной безопасности США. На этот раз стабилизация финансового положения в этой стране обошлась почти в 50 млрд. долларов.

  В целом к середине десятилетия все более проблематичным становилось и расширение НАФТА. Конгресс США, по сути, заблокировал вступление в эту организацию Чили.

  В то время как североамериканский интеграционный проект сталкивался  с немалыми внутренними трудностями, все более заметную роль в международных отношениях начинало играть другое интеграционное объединение - Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), объединившее двух южноамериканских гигантов - Бразилию и Аргентину, а также соседние Парагвай и Уругвай. Договор о создании объединения был подписан в марте 1991 г. в Парагвае.

Информация о работе Латинская америка в системе международных отношений