Латинская америка в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение роли Латинской Америки в международных отношениях.
Задачи данной работы – проследить экономико-политический рост Латиноамериканского региона с конца XX века, осветить взаимоотношения Ибероамерики с США и Россией, исследовать роль региональных организаций Латинской Америки в международной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. История становления Латинской Америки как участника международных отношении………………………………………………….......4
Глава II. Развитие российско–латиноамериканских отношений …………….18
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Латинская Америка курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

  Ведущие страны Латинской Америки и в первую очередь, Аргентина относятся к числу тех немногих государств мира, которые, несмотря на исторические различия и внешнюю непохожесть, в экономическом и социально-политическом плане имеют немало общего с Россией. Латинская Америка и Россия, как никто на земном шаре, располагают уникальными и разнообразными природными ресурсами, но их длительная экстенсивная эксплуатация и недостаточно эффективное использование человеческого потенциала в обоих случаях привели к «проеданию» большой части национального богатства, техническому и социальному отставанию от мировых лидеров.

  Лейтмотивом российско-латиноамериканских сравнений  стало то обстоятельство, что в начале 90-х годов в РФ и Латинской Америке был дан старт  неолиберальным реформам, основные идеи которых носили имитационный характер, поскольку были заимствованы из идеологии «вашингтонского консенсуса», а затем во многом механически имплантированы в российскую и латиноамериканскую действительность. Именно оторванность «выписанных» монетаристских рецептов от специфических национальных условий явилась главной причиной тех кризисных потрясений, через которые пришлось пройти россиянам и латиноамериканцам. К этому нельзя не добавить пренебрежение «верхов» к социальной политике, что привело к крайнему имущественному расслоению и подрыву фундамента и без того хрупкой общественной стабильности.

  Становление российско-латиноамериканских отношений происходило с начала 90-х годов. В первые годы оно носило достаточно противоречивый характер. Провозглашенный в тот период курс на «стратегическое партнерство» с Соединенными Штатами, а также поспешный «уход с Кубы», выразившийся в свертывании экономических связей , голосовании в 1992г. в ООН за резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в этой стране, а также ряде других недружественных акций по отношению к своему бывшему союзнику, интерпретировались в регионе как утеря интереса России к Латинской Америке.

  Однако  были и объективные факторы, затруднявшие развитие отношений в те годы. К ним в первую очередь следует отнести выявившуюся разнонаправленность в целом схожих процессов внутренних реформ в России и ведущих государствах Латинского региона. В то время как Россия во многом в результате примененной в 1992г. «шоковой терапии» все глубже погружалась в беспрецедентный по масштабам социально-экономический кризис, такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, успешно проводили масштабную приватизацию, привлекали иностранный капитал. Более того, эти государства неоднократно ставились в пример России. Так, на встрече «большой семерки» в 1992 г. Дж. Буш предложил России «учиться» у Мексики. Все это порождало в регионе иллюзии не только быстрого присоединения к Северу, но и изменения весовых категорий в отношениях с Россией.

  И все же, несмотря на не слишком успешный старт и целый ряд факторов, объективно ограничивавших активное начало в политике России в Латинском регионе, у российско-латиноамериканских отношений уже к середине десятилетия обозначились перспективы, далеко выходящие за рамки протокольных связей.

  Речь  идет о значительно расширившейся  общности стратегических целей и  интересов России и ведущих государств Латинской Америки, вытекающей из того обстоятельства, что и Россия, и большинство стран региона оказались в одной переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решают однотипные задачи модернизации на основе формирования гражданского общества и рыночных реформ. Общие парадигмы развития создают принципиально иное поле для партнерства, тем более что исчез мощный идеологический барьер, существенно осложнявший отношения между сверхдержавой Востока и хрупкими демократиями Западного полушария.

  Россия  и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, приобрели сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Более того, по своему реальном весу в мировой экономике они оказались соизмеримыми величинами. Наряду с Китаем и Индией они составляют группу стран-гигантов, идущих вслед за «большой семеркой». Отсюда вытекают и общие вызовы безопасности, и, соответственно, новые возможности партнерства. Речь идет, в первую очередь, об опасности маргинализации в нарождающемся мире мегаблоков. В меньшей степени Мексика, а в большей - государства юга континента, так же как и Россия, оказываются в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского. Другой базисный фактор, расширяющий поле для партнерства, - общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке и стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов. Государствами Латинской Америки в этой области накоплен большой опыт. Россия, как известно, в 90-е годы неоднократно испытывала на себе «силовые приемы» Вашингтона.

  Наконец, в 90-е годы выявилась, хотя пока недостаточно реализовалась на практике, взаимодополняемость  экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Несмотря на все  сложности, связанные с периодом становления отношений в экономической области и, в частности, с переходом на иные, соответствующие современному этапу формы делового сотрудничества, Латинская Америка в 90-е годы оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг.; в 1996 г. он превысил 4 млрд. долл.).

  Немаловажную  роль в использовании благоприятных  условий для партнерства сыграла  происшедшая в середине десятилетия  корректировка внешнеполитического  курса российского руководства, направленная на ликвидацию образовавшихся диспропорций и более многопрофильную включенность России в международные отношения.

  Важную  роль в этом плане сыграл визит  министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова в Мексику, на Кубу и  в Венесуэлу в мае 1996 г. В ходе поездки не только состоялся столь необходимый сегодня политический диалог, но и были подписаны важные пакеты соглашений, существенно обновившие международную правовую базу сотрудничества.

  В целом вторая половина десятилетия  характеризовалась интенсификацией взаимных обменов визитами, и главное - повышением их результативности, выражавшейся в расширении сферы сотрудничества. Важную роль в этом отношении сыграл второй по счету визит Е. М. Примакова в этот регион - на этот раз в Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику в ноябре 1997г. В ходе визита в Бразилию двумя государствами были подписаны Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI в., а также ряд соглашений по сотрудничеству в конкретных областях.

  В 90-е годы появляются и новые перспективные  формы сотрудничества России и Латинской  Америки на многосторонней основе. С 1992 г. Россия обрела статус постоянного  наблюдателя в ОАГ (Организация Американских Государств). В условиях, когда эта старейшая региональная организация с начала десятилетия как бы обрела «второе дыхание» и играет все более значимую роль в процессах политической и экономической интеграции Западного полушария, присутствие России на этом форуме расширяет ее внешнеполитические возможности в этом районе мира. С 1995 г. начались контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия также призвана сыграть заметную роль.

  Другой  формой многосторонних отношений стал диалог России с Группой Рио, который  в основном разворачивался на сессиях  Генеральной Ассамблеи ООН. Так, 24 сентября 1997г. в рамках ежегодной сессии ООН состоялась встреча Е. М. Примакова с министрами иностранных дел стран - членов «координационной тройки» Группы Рио: Боливии, Панамы и Парагвая. В ходе 52-й сессии ГА ООН стороны подчеркнули близость подходов России и Группы Рио к проблемам формирования многополярной структуры современного мира, приняли решение о создании механизма регулярных консультаций министров иностранных дел России и стран - членов «координационной тройки». С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры.

  В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства. Перспективность этого региона для российских интересов во все большей степени начинала определяться его растущей ролью в мировой политике и экономике, стремлением за счет внерегиональных связей укрепить свой «переговорный потенциал» в мировом сообществе и получить дополнительные источники внутреннего развития.

  В настоящее время Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 независимыми государствами ЛАКБ. Это – отрадный факт, свидетельствующий о высокой  активности нашей внешнеполитической службы на латиноамериканском направлении. В то же время во многих случаях двусторонние связи носят формальный характер, не наполнены конкретным политическим и экономическим содержанием. Такое положение характерно для наших отношений с большинством карибских и центральноамериканских стран, что часто вполне объяснимо:  у партнеров пока отсутствует реально выполнимая программа сотрудничества, включающая вопросы, представляющие взаимный интерес.

  Однако  «погоду» в российско-латиноамериканских отношениях определяет пережившее немало перепадов взаимодействие с группой  стран, являющихся нашими партнерами в самых различных областях. Состав этой группы не остается неизменным, в нее могут входить новые государства, сотрудничество с которыми по тем или иным причинам приобретает особый характер. Яркий пример – Венесуэла. Эта страна буквально «ворвалась» в число приоритетных партнеров России в Латинской Америке, став крупным клиентом российских энергетиков и производителей вооружений.

  Положительная динамика наблюдается в отношениях РФ с Мексикой, государствами, входящими  в МЕРКОСУР: полноправными участниками  блока – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Парагваем, Уругваем - и отдельными ассоциированными членами – Перу, Чили и Эквадором. Значимость для Москвы взаимодействия с Общим рынком юга была продемонстрирована в ходе официального визита в Буэнос-Айрес и Бразилиа (12-15 декабря 2006 г.) министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. Он не только провел переговоры с руководителями двух наших крупнейших партнеров в Латинской Америке, но и подписал Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и МЕРКОСУР.

  Особое  значение приобретают российско-бразильские  отношения. В последнее время  в политический лексикон прочно вошла  аббревиатура БРИК (по «инициалам»  Бразилии, России, Индии, Китая), объединяющая эти государства в группу восходящих стран-гигантов, которые – в силу их растущей экономической и политической мощи – в обозримом будущем сыграют ключевую роль в создании нового миропорядка. Учитывая это важнейшее обстоятельство, Москва и Бразилиа выстраивают свои отношения в контексте стратегического партнерства, охватывающего все стороны двусторонних связей. Показательно, в частности, что в ходе визита в Бразилию В.В. Путина в ноябре 2004 г., была поставлена задача формирования российско-бразильского «технологического альянса». В русле данной инициативы рассматриваются такие вопросы, как участие российских предприятий в разработке бразильских ракетоносителей и модернизации  космодрома «Алкантара», сборка в России самолетов фирмы «Эмбраер» и многое другое. Президент Бразилии (наряду с мексиканским лидером) принял участие в расширенном сегменте саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. Это – принципиальные моменты, характеризующие и новую роль Латинской Америки в мире, и новое качество наших связей с регионом.

  Примеры Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики  указывают на значительные резервы, существующие в российско-латиноамериканских отношениях. Государства региона  (благодаря высокой конкурентоспособности своих продовольственных товаров) будут играть растущую роль в насыщении российского рынка теми продуктами, которые наша страна импортирует. В свою очередь, российские товаропроизводители  осваивают латиноамериканские рынки, поставляя в регион преимущественно машинотехническую продукцию, энергоносители, металлы и удобрения.  В последнее время значительных масштабов достигли продажи в Латинской Америке российской военной техники.

  Будущее двусторонних отношений, их перевод  на более высокий уровень напрямую зависят от широкого выхода на латиноамериканские рынки лидеров отечественного бизнеса – ведущих энергетических, машиностроительных, металлургических, химических, военно-технических и других предприятий. Этот процесс уже начался. Причем речь идет не только об экспорте. Присутствие в Латинской Америке таких компаний, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть», РУСАЛ, «Автоваз», «Рособоронэкспорт» и др., означает масштабные инвестиции, создание совместных предприятий, обеспечение наших производителей новыми источниками сырья, расширение географии российского бизнеса и укрепление в целом его международных позиций.

  Другой  перспективной сферой российско-латиноамериканских отношений может стать военно-техническое  сотрудничество. Бразилия уже закупила в России зенитные ракетные комплексы  “Игла”, а Колумбия и Эквадор – партию вертолетов. Имеются и другие примеры. Однако углублению этого сотрудничества мешают конкуренция и жесткое давление на латиноамериканские государства со стороны США, отменивших введенное во второй половине 70-х гг. президентом Дж. Картером эмбарго на поставку странам Латинской Америки современного вооружения. Хотя контакты России с латиноамериканскими государствами по военной линии ныне носят сугубо коммерческий характер, Пентагон всячески препятствует их развитию и углублению.

  Положительное воздействие на российско-латиноамериканские отношения может оказать и развитие связей с кругами местной русской эмиграции, а равно и с латиноамериканцами-выпускниками российских (советских) вузов, число которых достигает нескольких десятков тысяч человек. Многие из них уже давно заняли видное положение в обществе, государственном аппарате, бизнесе, науке и культуре, вошли в состав местной правящей элиты. Этой же цели будет содействовать и реализация проектов по массовой контрактации специалистов из России, разрабатываемых в настоящее время в Аргентине, Бразилии, Чили, Венесуэле и других странах региона.

Информация о работе Латинская америка в системе международных отношений