Система международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Типы и структуры международных систем.
Содержание закономерностей международных отношений.
Универсальные закономерности международных отношений.

Работа содержит 1 файл

имо.docx

— 48.63 Кб (Скачать)

2. Типы и структуры международных  систем

Раньше уже упоминалось  о том, что разные подходы к  системному изучению международных  отношений обусловливают многообразие различных типологий международных  систем. Действительно, в зависимости  от пространственно-географических характеристик  выделяют, например, общепланетарную международную систему и ее региональные подсистемы-компоненты, элементами которых, в свою очередь, выступают субрегиональные подсистемы.

Так, Ф. Брайар и М.-Р. Джалили считают (см.: 19), что существование планетарной международной системы, накладывающей свой отпечаток на всю международную жизнь, стало бесспорной политической реальностью уже в годы начала глобального противоборства между СССР и США, приобретя новые существенные черты с возникновением на политической карте мира в качестве самостоятельных международных акторов постколониальных государств. В результате планетарная международная система вплоть до начала девяностых годов характеризовалась наличием двух главных конфликтных линий, или "осей", разделяющих, с одной стороны, Запад и Восток (идеологическое, политическое, военно-стратегическое противоборство), а с другой - Север и Юг (т.е. экономически отсталые и развитые страны). Однако, несмотря на относительную целостность планетарной международной системы, в ней неизбежны и определенные разрывы, обусловленные тем, что ряд международных взаимодействий не вписывается в нее, обладает своей автономией. Таково следствие региональных подсистем - "совокупности специфических взаимодействий, в основе которых лежит общая географическая принадлежность" (см.: там же, р. 88). Ф. Брайар и М.-Р. Джалили стремятся выявить и описать факторы, оказывающие влияние на особенности таких взаимодействий в европейской, панамериканской, африканской и азиатских (южно-азиатской, ЮВА, ближневосточной) подсистемах, в карибской и, отчасти, западноевропейских субрегиональных подсистемах.

Авторы книги "Система, структура и процесс развития современных международных отношений" рассматривают региональные (а также  групповые и двусторонние) аспекты  взаимодействий государств как структурные  уровни межгосударственной системы. По сравнению с вышеприведенной  типологией, такой подход выглядит более логичным, так как, обозначая  место такого рода системы в общей  системе международных отношений, он позволяет не сводить последнюю  к межгосударственной системе. Впрочем, в любом случае, основным недостатком  регионального подхода остается отсутствие достаточно четких критериев  для выделения того или иного  региона как объекта изучения, что может иметь негативные последствия  для общего понимания происходящих в них международно-политических процессов (20).

В качестве относительно самостоятельной - функциональной системы - в литературе нередко рассматриваются виды международных (межгосударственных) отношений: экономическая, политическая, военно-стратегическая и т.п. системы (см., например: 12).

В зависимости от целей  исследования, его объектом могут  выступать и такие типы международных  систем, как стабильные и нестабильные (или революционные, по определению  С. Хоф-фмана), конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые и т.п.

В то же время многообразие типологий международных систем не должно вводить в заблуждение. Практически на любой из них лежит  заметная печать теории политического  реализма: в основе их выделения, какими бы внешними критериями оно не руководствовалось, лежат, как правило, определение  количества великих держав или сверхдержав, распределение власти, межгосударственные конфликты и т.п. понятия из словаря  традиционного направления в  науке о международных отношениях. В самом деле, вернемся, например, к работе Ф. Брайара и М.-Р. Джалили. Ее авторы, хотя и не разделяют позиций политического реализма, а скорее относятся к французской историко-социоло-гической школе, в качестве основных детерминант, обусловливающих функционирование и изменение выделяемых ими международных систем, рассматривают именно упомянутые критерии: так, развитие ЮВА в качестве субрегиональной подсистемы зависит от региональных квази-сверхдержав - Японии (с экономической точки зрения) и Китая (с точки зрения демографического потенциала). В южно-азиатском субрегионе международная система определяется бесспорным преобладанием Индии и ее соперничеством с другим полюсом данной системы - Пакистаном и т.д.

Именно политический реализм  стал основой таких широко известных  понятий, как биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. Напомним, что в биполярной системе господствуют два наиболее мощных государства. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в мультиполярную. В равновесной системе, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая "чрезмерные" претензии друг друга. Наконец, в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, экономическим потенциалом, запасом природных ресурсов и т.п.).

Исходя именно из такого понимания  строит свою знаменитую типологию международных  систем М. Каплан. Она включает шесть  типов систем, большинство из которых (за исключением двух) носит гипотетический, априорный характер.

Первый тип - это "система  единичного вето", в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа. В то же время каждый способен и энергично сопротивляться подобному шантажу, каким бы сильным ни было оказывающее его государство. Любое государство способно защитить себя от любого противника. Подобная ситуация может сложиться, например, в случае всеобщего распространения ядерного оружия.

Второй тип - "система  баланса сил" - характеризуется  муль-типолярностью. По мнению М. Каплана, в рамках такой системы должно существовать не менее пяти великих держав. Если же их число будет меньше, то система неминуемо трансформируется в биполярную.

"Гибкая биполярная  система" представляет собой  третий тип. В ней сосуществуют  акторы-государства и новый тип акторов - союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации). В зависимости от внутренней организации двух образующих ее блоков, существует несколько вариантов гибкой биполярной системы. Она может быть сильно иерар-хизированной и авторитарной, когда воля главы коалиции навязывается ее союзникам. И она может быть неиерархизированной, если линия блока формируется путем взаимных консультаций между относительно автономными друг от друга государствами.

Четвертый тип представлен "жесткой биполярной системой". Для нее характерна та же конфигурация, что и для предшествующего  типа, но, в отличие от него, оба  блока организованы здесь строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства, которые существовали в мягкой биполярной системе. Универсальный актор играет здесь весьма ограниченную роль и не в состоянии оказать давление на тот или иной из блоков. В рамках обоих полюсов осуществляется эффективное урегулирование конфликтов, формирование направлений дипломатического поведения, применение совокупной силы.

"Универсальная система"  как следующий тип фактически  соответствует федерации. Она  выражает преобладающую роль  универсального актора. Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора. Например, она соответствует ситуации, в которой была бы существенно расширена в ущерб государственным суверенитетам роль ООН. Организация Объединенных Наций, в частности, имела бы в этих условиях исключительную компетенцию в урегулировании конфликтов и поддержании мира. Такая система предполагает наличие хорошо развитых систем интеграции в политической, экономической и административно-управленческой областях. Широкие полномочия в ней принадлежат универсальному актору, которому принадлежит право определять статус государств и выделять им ресурсы. Международные отношения функционируют на основе правил, ответственность за соблюдение которых лежит именно на универсальном акторе.

Наконец, еще одним типом  международной системы является "иерархическая система", которая, по сути, представляет собой мировое  государство. Национальные государства  утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами, а любые центробежные тенденции с их стороны немедленно пресекаются.

Как уже говорилось, концепция  М. Каплана оценивается в специальной  литературе достаточно критически - прежде всего за ее умозрительный, спекулятивный  характер, оторванность от реальной действительности и т.п. Вместе с тем признается, что это была одна из первых попыток  серьезного исследования, специально посвященного проблемам международных  систем с целью выявления законов  их функционирования и изменения.

2. Содержание закономерностей международных  отношений

Одной из иллюстраций немногочисленности закономерностей, имеющих непосредственное отношение к сфере международных  взаимодействий, может служить попытка  их систематизации, предпринятая Ж.-Б. Дюрозелем. Приведем ее полностью (см. прим. 5, с.309-320):

  1. Любое общество и, следовательно, любая политическая единица, стремятся к технической эффективности.
  2. Любое техническое усовершенствование подчиняется постоян- ной и всеобщей закономерности распространения.
  3. Главным тормозом распространения техники является существо- вание в обществе целостной системы ценностей.
  4. Необходимо уметь обнаруживать закономерность конверсии, то есть условия, при которых социальные общности переходят от одной системы ценностей к другой. Дело в том, что, будучи широко распространенным феноменом в индивидуальном плане, конверсия является исключительно редкой, когда речь идет об общностях, наделенных религией или идеологией. Она осуществляется только при следующих условиях: а) существую- щая идеология находится в процессе полного разложения; б) идущая ей на смену идеология является мощной и привлека- тельной; в) процесс конверсии сопровождается осуществляемым в течение длительного времени насильственным разрушением старой идеологии; г) конверсия начинается с периферических зон, находящихся в стороне от центра наиболее интенсивной веры.
  5. Структурная стабильность общности вызывает у части ее членов ощущение «невыносимости», то есть состояния, при котором многие индивиды готовы рисковать своей жизнью во имя изменений. Так, например, Англия сумела избежать револю- ции между 1830-1835 гг. только потому, что ее правители прово- дили политику широких реформ. Напротив, французский режим эпохи Реставрации вместо трансформации своих институтов пытался укрепить их, что шло вразрез со стремлениями боль- шинства граждан.
  6. Существует постоянный конфликт между эффективностью и человеческим достоинством.
  7. Способы человеческих объединений менее стабильны, чем систе- мы ценностей (религиозные или идеологические), но менее от- крыты для изменении, чем техника.
  8. Закономерность войны, объясняемая существованием замкнутых систем стабильных ценностей, разницей военных потенциалов, регулярностью, с которой в истории человеческий общностей возникает ситуация Невыносимости».

Как видим, из приведенного перечня  закономерностей лишь одна («закономерность  войны») непосредственно касается сферы  международных отношений, тогда  как все другие носят гораздо  более широкий характер, затрагивая социальную сферу человеческих отношений  в целом. Разумеется, в этом своем  качестве они не могут не влиять на международные отношения, более  того, влияние некоторых из них (особенно второй, третьей и четвертой), как  убедительно показывает автор, является настолько ощутимым, что без их анализа и учета трудно понять многие международные события и  процессы. И все же речь идет об общесоциологических  закономерностях, действующих в  области как международных, так  и внутриобщественных отношений. Иное дело - «временные правила». Сравнивая характер международных отношений, свойственных периоду, продолжавшемуся с XVI века до 1914 года, с современными международными реальностями (с 1945 года и до наших дней), Ж.- Б.Дюрозель отмечает, что для современности характерно отсутствие коалиции, направленных против гегемонии одной или нескольких великих держав (то есть «подобия европейского концерта наций»); уже не существует ни одной собственно европейской великой державы; на мировой сцене появляется новая, разрозненная, но вполне реальная международная сила - мировое общественное мнение; происходят радикальные изменения в военной стратегии и т.п. Речь вдет, таким образом, непосредственно о сфере международных (межгосударственных) отношений, однако указанные «временные правила» являются, скорее, хорошо систематизированными наблюдениями, представляющими собой исходный эмпирический. мате- риал, нуждающийся в дальнейшем изучении и обобщении.

Если же попытаться провести более  широкий анализ научной литературы, посвященной международным отношениям, то можно убедиться, что значительная ее часть (напомним, что главным образом  политологического характера) посвящена  в основном анализу проблем, связанных  с войной или ее предотвращением. Этот подход характерен и для Р. Арона (его главный труд, посвященный  исследованию международных отношений, назван «Мир и война между нациями»), который одним из первых предпринял попытку создания социологии международных  отношений. Поэтому закономерности, о которых идет речь в данной литературе, касаются прежде всего именно этих проблем и не выходят за рамки  межгосударственных отношений.

Обобщая в этой связи различные  точки зрения, позиции различных  теоретических школ, можно выделить следующие закономерности.

  • Во-первых, главным действующим лицом международных отношений (с точки зрения некоторых авторов, практически единственным, или, в крайнем случае, единоличным) является государство, а формами его международной деятельности - дипломатия и стратегия.
  • Во-вторых, государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней (международной), между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в силу которых международная политика государства обладает хотя и относительной, но в то же время весьма значительной автономией.
  • В-третьих, основа основ всех его международных действий коренится в национальном интересе, наиболее существенными со- ставными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Поэтому международные отношения - это сфера столкновений, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств.
  • В-четвертых, потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от его природных, экономических и иных ресурсов. Поэтому меадународные отношения - это силовое взаимодействие государств, - баланс сил, - в котором преимущества, с точки зрения национальных интересов, имеют наиболее мощные державы.
  • В-пятых, в зависимости от распределения мощи между наиболее крупными, с точки зрения военного потенциала, государствами - так называемыми великими державами - баланс сил может принимать различные формы, или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д.

Информация о работе Система международных отношений