Геополитические идеи Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Геополитические идеи античного мира представляют огромную ценность для современных исследователей и политиков-теоретиков, так как с их помощью можно проследить антологию политических мыслей, на основании которых, во многом, строятся и нынешние теории. Также в работах античных историков и политиков были заложены методологические основы для изучения исторических процессов. Таким образом, актуальность данной темы заключается в сохранении преемственности и развитии тех базовых принципов изучения истории и политики, которые были заложены античными авторами.

Содержание

Введение.
Геродот.
Фукидид.
Ксенофонт.
Аристотель.
Полибий.
М. Т. Цицерон.
Страбон.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

контрольная, Чесноков А.А., 9201.docx

— 539.90 Кб (Скачать)

     Аристотель (384-322 гг. до н.э).

     С точки зрения геополитики, в сочинениях Аристотеля вызывает интерес обнаруженная им связь между природной средой и государственным устройством, между количеством населения и его качествами, площадью территории и силой государства.

     По  Аристотелю «наилучший государственный  строй не может возникнуть без  соответствующих внешних условий». При этом под внешними условиями  греческий философ понимал как  природные, так и  социальные характеристики.

     Важнейшими  социальными условиями безопасного  существования государства является количество населения и его качественные характеристики, в первую очередь, соотношение  свободных людей, которые в случае необходимости могут стать гоплитами (тяжеловооруженными воинами), метеков (не граждан) и рабов.

     Среди свободного населения полиса также  следует выдерживать пропорцию  между количеством земледельцев, ремесленников, торговцев и т.д., ибо то государство, в котором  много ремесленников, но мало тяжеловооруженных  воинов, нельзя считать государством большим и могучим.

     Важнейшими  природными условиями являются характеристики территории полиса. Территория должна быть  труднодоступна для вторжения, но иметь удобные выходы. «Город надлежит устроить так, чтобы он был  расположен одинаково хорошо и по отношению к морю, и по отношению  к остальной части государства».

     У Аристотеля мы опять встречаем обоснование  роли морской силы для усиления мощи государства. «Ведь гораздо легче  … выдержать неприятельское нападение, когда можно получить помощь с  обеих сторон одновременно – и  с суши и с моря; равным образом  нанести удар… когда для государства открыты оба пути».

     Геополитическим выглядит его подход к обоснованию  гегемонии островного критского  государства в Греции в конце 1-го тысячелетия до н.э. «Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой – от Азии, именно от Триопийской местности и Родоса. Вот почему Минос и утвердил свою власть над морем, а из островов одни подчинил своей власти, другие населил …». 

     Полибий (210-128 гг. до н.э).

     Полибий, известный древнегреческий историк и политический деятель, родился в полисе Мегаполис (Южная Аркадия) в семье известного политика и военачальника.

     Как ученый, Полибий прославился своей Всеобщей историей в 40 книгах, описавшей события, свидетелем и непосредственным участником которых он был. Но история Полибия – это не только описание последовательности политических и военных фактов. В ней он ставит и разрешает важную политическую проблему: «Как Рим в короткое время стал самым могучим государством ойкумены - известного тогда обитаемого мира?» В ней он также ставит вопросы, находит закономерности, которые много позже назовут геополитическими, например: «В чем причины могущества государства и Римской республики в частности?». Но прежде, чем оценить эту силу и характер боевых действий, которые ведет государство, по Полибию, следует говорить о земле, её свойствах и положение. «Мы лучше поймем отдельные события, если заранее описаны будут страны и самые места событий».

     Только  геополитически мыслящий человек может утверждать, что для лучшего понимания отдельных военно-политических событий следует заранее описать «страны и самые места событий», что все сведения о земле и географическом положении описываемых мест даются «с той целью, дабы сделать рассказ… понятным для людей, незнакомых с этими странами». Описывая, например, поход Ганнибала, Полибий находит необходимым географически детерминировать исторический процесс. Он утверждает: «дабы изложение наше не осталось совершенно непонятным для читателей, не сведущих в этих странах, нам необходимо рассказать, откуда вышел Ганнибал, сколько и какие страны были пройдены им, и в какие местности Италии он прибыл». 

     М.Т. Цицерон (106-43 гг. до н.э).

     Марк  Туллий Цицерон – известный древнеримский  политик, юрист, оратор, родился в  состоятельной, но не очень знатной  семье, принадлежавшей к сословию всадников.

     В политическую жизнь Рима Цицерон  вошел без чьей-либо поддержки, благодаря  своему ораторскому дару. Свою политическую деятельность он начал с участия  в оппозиции диктатуре Суллы (81 г. до н.э.).

     Известность к нему пришла в тридцатишестилетнем  возрасте после выступления на судебном процессе против представителя сулланской партии Варреса (70 г. до н.э.). Первую политическую речь в Сенате он произнес в поддержку Помпея в 66 г. до н.э.  Вершиной его известности как политика (и оратора) стала серия сенатских выступлений против заговора Катилины (63 г. до н.э.). В дальнейшем его роль в Сенате начинает снижаться, а с образованием первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь; 60 г. до н.э.) ему даже пришлось почти на два года удалиться в изгнание (57-58 г. до н.э.). Цицерон пытался выступать примирителем Помпея и Цезаря, но с победой последнего отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря (44 г. до н.э.) Цицерон вновь становится вождем республиканской партии в Сенате. К этому времени относятся его речи-филиппики против узурпатора Марка Антония. В 43 г. до н.э. после поражения Сената в борьбе со вторым триумвиратом (Марк Антоний, Октавиан Август, Лепид) Цицерон был убит во время репрессий.

     Основными политологическими сочинениями  Цицерона, кроме речей и писем  считаются его диалоги «О государстве» и «О законах». Политика, по его мнению, тесно связана с географией, чему есть немало примеров. Так, при основании Рима Ромул чрезвычайно удачно выбрал место будущей столицы. Цицерон в связи с этим отмечает, что «каждый, пытающийся создать долговечное государство, должен намечать весьма осмотрительно». Особенно следует обратить внимание на положение города относительно моря, желательно наличие реки, родников с пресной водой, холмов и здорового климата. Для безопасности государства следует принять хорошие законы и править твердо, но справедливо. 

     Страбон (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. до н.э).

     Выдающийся  древнегреческий географ и историк  Страбон родился в г. Амасии (Понтийское царство) в знатной и богатой греческой семье, многие покорения которой служили понтийским царям.

     За  свою жизнь Страбон немало путешествовал. Он проехал, как он сам выражался, от Армении до Сардинии и от Черного моря до Эфиопских гор на Верхнем Ниле. Несколько раз и подолгу жил в Риме, где вращался в среде известных политических деятелей и ученых.

     Первое  его сочинение – «Исторические  записки», которое оказалось утерянным, было задумано как продолжение «Всеобщей  истории» Полибия и охватывало широкий круг событий от разрушения Коринфа и Карфагена до морского сражения при Акциуме (31 г. до н.э.),

     Другое  сочинение Страбона «География»,  состоящая из 27 книг, носит явный геополитический оттенок, заключающийся в связи географического и политического, опосредованной человеком. Так, в книге 1-ой он отмечает, что «большая часть географии служит нуждам государства, ибо арена деятельности государства – земля и море – место обитания человека». Правда, человек – посредник между географией и политикой у Страбона – это деятель, не народ, населяющий описанные им страны, а правитель, решающий судьбы этого народа. Именно он, политик-правитель и испытывает острую нужду в географии. А она, в свою очередь, «как целое имеет прямое отношение к деятельности властителя: ведь она размещает на карте материки и моря…».

     Очень интересна дискуссия о границах ойкумены (обитаемого мира) и ее делении  на определенные части. Страбон приводит точки зрения Эратосфена («География»), Гиппарха, Посидония («Об океане»), Полибия. По мнению Страбона: земля вместе с морем шарообразна. Ее условно можно поделить на северное и южное полушарие, а также на пять климатических поясов, ограниченных северным и южным полярным кругом, северным и южным тропиками; все они, проложенными параллельно экватору. Из пяти климатических поясов два (полярных) являются холодными и необитаемыми. Два умеренных пояса «могут быть обитаемы», как считает Страбон и жаркий пояс между северным и южным тропиком (т.е. экваториальный пояс) необитаем из-за излишней жары.

     Учитывая, что второй умеренный пояс практически  не исследован географами, ойкумена по Страбону простирается от Иберии (нынешняя Испания) до Индии, располагаясь в умеренном и, частично, в жарком климатических поясах. По форме ойкумена напоминает хламиду (древнегреческий плащ), вписанную в параллелограмм. Ойкумена сужается к западу и востоку и расширяется на север и на юг по линии, проходящей через Нил.

     Эратосфен (III в. до н.э.) представлял мир, состоящим  из четырех сфаригд (частей), которые выделены условными линиями: «север - юг» и «запад - восток», включающими определенные страны, населенные определенными народами. На карте Эратосфена (см. схему 2) хорошо видно, что северо-западную сфаригду составляет Европа, включающая и Элладу, юго-западную – Либия (или Ливия), соответствующая современной Африке, известной грекам только до верховьев Нила. Северо-восточную сфаригду образует Малая Азия с приморскими греческими полисами, другими государствами, контролируемыми Персидской державой и, расположенная значительно севернее, Скифия, простирающаяся на всю современную Великую русскую равнину, Западную и Восточную Сибирь. Юго-восточная сфаригда, по Эратосфену, состоит из Арианы - страны ариев (современный Иран) и Индии. Таким образом, проблемы соотношения и взаимоотношений «Запад – Восток» и «Север – Юг» были известны уже в античную эпоху.

     Страбон решает и другую геополитическую задачу - проблему соотношения географического положения, расположения страны по отношению к морю, влияния географической среды на развитие общества. Он утверждает, что море определяет очертания суши, делает их удобными или неудобными для обитания. Море в сочетании с реками, природный ландшафт (горы, долины), острова и проливы создают «свойства…, связанные с местностью и не являющиеся делом рук человеческих». Изменчивость этих природных свойств (т.е. географических условий) влияет на развитие человеческих обществ, полисов, государств. Ухудшение среды обитания, а также природные катаклизмы (землетрясения, извержения вулканов, цунами) могут замедлять развитие полисов или уничтожать целые страны (например, Атлантиду).

     Завершает Страбон исследования ойкумены описанием административно-территориального деления Римской империи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 2. Карта Эратосфена (III в. до н.э.)

       

     Заключение.

     Истоки  формирования геополитических концепций  античными философами  привели к постепенному осознанию неразрывной взаимосвязи почвы и крови, пространства и власти, географии и политики. Так происходит формирование теории влияния среды на политическую историю, которую излагают Фукидид, Ксенофонт, Аристотель, Полибий, Страбон и другие античные авторы. Во многом их теоретические построения — результат обобщения событий политической истории того времени, но некоторые идеи, несомненно, являются интеллектуальными изысканиями самих авторов, носят печать их индивидуальной прогностической интуиции и обладают эвристическим потенциалом, востребованным и в наши дни.

     Античные  философы остро чувствовали значение почвы, среды обитания — пространства для формирования социокультурной и политической идентичности человека.

     Также необходимо отметить большое влияние  идеи и теории античных авторов на последующие поколения политических и общественных деятелей, которое  не прекращается и сейчас.

Информация о работе Геополитические идеи Древней Греции и Рима