Геополитические отношения России и стран Восточной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Россия не только утрачивает роль первостепенного «ментального центра» и главного генератора политических импульсов в Восточной Европе, но, что самое важное, превращается из неотъемлемого компонента внутренней организации этого пространства в, условно говоря, «рядового» внешнего игрока наравне со США или Евросоюзом.
Целью данной работы является рассмотрение геополитических отношений России и стран Восточной Европы

Содержание

Введение 4
1 Восточная Европа: общий обзор 6
1.1 Общая характеристика стран Восточной Европы 6
1.2 История развития взаимоотношений России и стран
Восточной Европы 10
2 Геополитические отношения России и стран Восточной Европы на современном этапе 13
2.1 Основные тенденции развития геополитических отношений 13
2.2 Геополитические отношения России и Польши 15
2.3 Геополитические отношения России и Болгарии 19
3 Перспективы развития геополитических отношений России и стран Восточной Европы 23
3.1 Политическое сотрудничество 23
3.2 экономическое сотрудничество 25
Заключение 28
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Особенностью позиции Словакии является большая степень ориентированности на развитие торговли с Россией, поэтому прирост товарооборота составил 35,2%.

Болгария и Румыния играют скромную роль в товарообороте России.

Важнейшими факторами, оказавшими влияние на темпы роста взаимного обмена, явились: оживление хозяйственной конъюнктуры в странах Центральной Европы; снижение внутреннего потребления топлива и сырья в России и уменьшение поставок энергоресурсов в ближнее зарубежье вследствие продолжения там экономического спада; значительный рост внешнеторговых цен. Внешнеторговый товарооборот России со странами Центральной Европы за 1992-1995 гг. увеличился на 21,2%, в том числе экспорт - на 9,3%, импорт - почти на 60% и составили 7748 млрд. долл. и 3488 млрд. долл. соответственно.

В импорте продукции  из стран Центральной Европы наибольший удельный вес приходится на группу продовольственных товаров (38% его  общего объема). Доля машин и оборудования в структуре импорта невелика, особенно по сравнению с ввозом из развитых стран мира, и имеют тенденцию к сокращению. По объему поставок машин и оборудования в Россию лидируют Польша, Венгрия, Чехия. В импорте химических товаров преобладают товары высокой степени обработки - медикаменты, парфюмерно-косметические, пластмассы и др. В товарной структуре импорта вновь появились традиционные позиции: суда из Польши, глинозем из Венгрии.2

Значительные возможности  для расширения товарооборота созданы  новой договорно-правовой базой взаимного сотрудничества, восстановлением и развитием инфраструктуры товарооборота (межправительственные комиссии, рабочие группы, совместные торгово-промышленные палаты, банки, торговые дома и др.). Растет роль создания крупных совместных пред приятии в развитии взаимного товарооборота. Созданные за последние два года торговые дома, акционерные общества, такие, как: "Панрусгаз" в Венгрии, "Топэнерджи", "Росбуль-нефть" в Болгарии, "Европольгаз", "Топгаз", "Газдрейдинг" в Польше способствуют реализации российских нефти и особенно газа. Небольшие по размерам торгово-посреднические СП не оказывают заметного влияния на развитие взаимного товарообмена.

Техническое содействие Россия оказывает в основном Болгарии (на сумму 9,5 млн долл.) в реконструкции  таких объектов, как АЭС "Козлодуй", Кремиковский металлургический комбинат и др.

На территории России организации из Болгарии, Польши, Словакии и Румынии осуществляют в небольших объемах работы по строительству и реконструкции (на Магнитогорском металлургическом комбинате, объектах газовой промышленности и жилищного строительства).

Наряду с небольшими объемами сохранившихся производственных связей (выпуск автомобилей ВАЗ), в последние два года были восстановлены кооперационные связи между родственными предприятиями России и стран Центральной Европы. Так, с Болгарией налажено производство контрольно-кассовых аппаратов, со Словакией - учебного самолета Як-130Д, с Польшей - автобусов, троллейбусов, автомобилей УАЗ, с Венгрией - автобусов "Икарус". Объемы кооперационных поставок и сотрудничество в этой области невелики в силу действия факторов, сдерживающих развитие этой прогрессивной формы сотрудничества (высокие налоги, неконкурентоспособность выпускаемой продукции, переход на стандарты ЕС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Геополитические  отношения России и стран Восточной  Европы на современном этапе

2.1 Основные тенденции развития геополитических отношений

Прежде всего  нужно определиться с геополитикой, как понятием, ибо вокруг него сейчас много спекуляций.

Одни – геополитику  абсолютизируют доводя до мистики, другие – сводят ее к частностям -  экономике, идеологии, текущей политике, то есть к сиюминутным в историческом отношении интересам,  третьи рассматривают геополитику только как науку, а четвертые ее отрицают вовсе.

Между тем геополитика  является и наукой и сферой деятельности общества.

Как практическая социальная деятельность людей геополитика является такой областью деятельности которая связана с определением целей и задач развития наций и государств на длительную историческую перспективу, выработкой и проведением в принципов, методов и способов геополитической деятельности общества,  формирование и руководство  деятельностью государств и народов по достижению геополитических целей.

Как наука геополитика  исследует развитие цивилизации  в целом во взаимосвязи всех аспектов – идеологических, экономических этно-культурных и других во взаимосвязи с конкретными географическими условиями. Ее предметом исследования являются  геополитические сущности – геополитические цивилизации и пространства, рассматривая которые геополитика исследует цели, задачи, методы, способы и формы геополитической деятельности. Ее объектом является планета Земля, как единая социально-природная сущность.

Из сказанного вытекает роль и место геополитики  как науки в системе областей деятельности общества:

-          ее роль состоит в том, что это наиболее общая наука о жизнедеятельности Человечества в целом, как составной части единого земного организма;

-          ее место – она формулирует наиболее общие закономерности, проявляющиеся в различных формах во всех частных сферах деятельности общества.

Главными понятиями, которыми оперирует геополитика  являются морская и континентальная  цивилизации, как геополитические  сущности.

Поэтому с геополитической  точки зрения США и Россия вечные антагонисты.

Роль геополитики  как сферы деятельности общества состоит в том, что  она формирует устойчивость в развитии общества задавая длительно действующие  цели-ориентиры для других более частных по отношению к ней областей – политики, экономики, науки.

В структуре  деятельности общества геополитика  занимает высшее по иерархии место в системе методов, способов и форм социальной деятельности общества. Она выступает интегратором социальных систем применительно к конкретным географическим условиям.

С этих позиций  рассмотрим основные геополитические  реалии определяющие развитие Цивилизации на “стыке” тысячелетий, роль и место России в мире с точки зрения геополитики, ее геополитические интересы, союзники и противники, возможные геополитические цели и задачи, способы и формы действий при проведении в жизнь российских геополитических интересов.

 

 

 

2.2 Геополитические  отношения России и Польши

Собственно, начало русско-польского противостояния (геополитического, военного, идеологического) напрямую связано с генезисом Московской Руси. Создание централизованного русского государства отозвалось на его западных границах польско-литовской Унией 1569 года и формированием шляхетской республики во главе с выборным королем. На протяжении четырех веков польско-литовская держава была главным соперником Руси на Западе, что подкреплялось приданием ей Ватиканом статуса главного проводника католической экспансии на Востоке3. Еще в XIII-XIV веках Литва отвоевала у Золотой Орды большую часть древнерусского государства, и после заключения в 1386 году польско-литовской унии началась быстрая полонизация древнерусских земель. При этом войны с Литвой и «ляхами» для Московского царства изначально были войнами не только за единство «русской земли», но и за интересы «всех православных христиан» — то есть юная Московия видела в Польше своего двойника-антагониста в славянском мире.

После заключения Люблинской унии предпосылки для расширения Польско-Литовской державой своего «жизненного пространства», казалось бы, были налицо — но в итоге обладающий многими талантами и воинской доблестью польский народ оказался в геополитическом тупике. Многочисленные войны с Московским государством за обладание украинскими и белорусскими землями, со Швецией — за Ливонию, с Пруссией — за ее восточные владения окончились для Польши поражением. При этом Россия после воцарения династии Романовых на протяжении XVII века постепенно отвоевывала восточнославянские земли, пока не лишила Речь Посполитую остатков государственности. В итоге Польша стала частью российской политики и предметом осмысления для русской геополитической мысли.

Между тем, сам образ  Польши в «традиционной» русской  политической мысли менялся.

Так, после трех разделов Польши и до восстания 1830-1831 годов  она рассматривалась как составная часть славянского мира (пусть и «иноверная», католическая). Такой взгляд на Польшу высказал Николай Данилевский в своей книге «Россия и Европа», посчитав Польшу составной частью предлагаемой им «Славянской Федерации» с будущей столицей в Константинополе. Лишь русские оппозицинеры-декабристы (и прежде всего идеолог «Северного общества» Кондратий Рылеев) идеализировали Польшу как некий эталон борьбы за свободу и европейские ценности против реакционного самодержавия.

После восстания 1830-1831 годов  восприятие Польши заметно усложнилось. Так, в частности, просвещенно-патриотически настроенные деятели, начиная с А. Пушкина, считая «польский вопрос» и «польское восстание» «спором славян между собою», при всей сложности своего отношения, сохраняли надежду на реинтеграцию Польши в «общерусское пространство». Если в период реформ 1860-х годов русские революционные идеологи (А. Герцен, А. Огарев, В. Белинский) воспринимали Польшу как эталон борьбы за свободу и пример для России, то идеологи «официальной народности» (С. Уваров, К. Победоносцев, М. Катков) — как пример деструктивной деятельности, направленной против стабильности и прочности Российской Империи. Славянофилы же, при всей их оппозиционности имперско-петербургским порядкам (А. Хомяков, И. Киреевский, С. и К. Аксаковы и др.), относились к Польше с известным недоверием, считая ее заблудшей частью славянства вследствие иной конфессиональной принадлежности, вылившейся в многовековую вражду с Россией. Ряд идеологов укрепления Империи и монархии (Д. Толстой, П. Столыпин) рассчитывали решить «польский вопрос» путем поэтапной «деэтнизации» поляков, а русские революционеры (народники, впоследствии эсеры и социал-демократы) видели в польском движении катализатор для подрыва силы и влияния Российской Империи.

В свою очередь, сложившиеся  в качестве самостоятельного направления  мысли в 1920-е годы русские евразийцы, стремились определить систему геополитических приоритетов, исходя из логики «месторазвития» континента России-Евразии, и, постулируя несовместимость «евразийского национализма» с экспансивным характером устремлений романо-германских народов, оценивали Польшу как часть чужеродного «романо-германского мира», выводя ее за пределы «евразийской ойкумены». При этом, подчеркивая геополитическую «самодостаточность» «континента Евразии» и выступая против экспансии за пределы естественных границ], евразийцы отказывались от идеи «покорения Польши» как проявления отвергаемой ими панславистской идеологии.

Однако восстановление Польши в «версальских границах» не могло не вызвать явного раздражения со стороны ее соседей с Запада и с Востока. В конце концов, экспансионизм сторонников экспорта «мировой революции» пришел в столкновение с планами Польши как «последнего бастиона Европы» на пути большевизма. Польский поход против Советской республики 1920 года при «благожелательном нейтралитете» и скрытой поддержке Антанты едва не привел Польшу к военной катастрофе. Подтвержденный Рижским миром 1921 года военный успех позволил Польше сохранить за собой Западную Украину и Западную Белоруссию, предопределив ее враждебность по отношению к СССР. Последняя особенно укрепилась после совершенного в 1926 году Пилсудским «санационного переворота» и вследствие ее участия в «Малой Антанте».

Определенные изменения  геополитических ориентиров польской элиты все же происходили. Находившиеся в оппозиции к режиму Пилсудского национал-демократы в условиях нарастающего давления Германии после 1933 года видели гарантии безопасности Польши в союзе с Францией, Чехословакией и, с определенными оговорками, сталинским СССР. Однако в условиях, когда монопольным правом на формирование внешней политики обладал Пилсудский, сохранявший приверженность многовековой «ягеллонской идее», враждебность официального курса Польши в отношении СССР была предопределена.

В то же время, поддержание  «равновесия» и на западном и восточном  направлениях, к чему стремилась польская дипломатия в этот период4, выглядело утопией. Единственный шанс на политическое выживание Польши в тех условиях был связан с созданием общеевропейской коалиции, противодействующей завоевательным планам Третьего рейха. По иронии судьбы, именно Польше суждено было сыграть роль главного препятствия на пути создания подобного союза.

Польские элиты, надеявшиеся  определять европейскую политику на Востоке, после подписания этого договора начали активный «торг» с Брюсселем и Вашингтоном. Премьер-министр Польши Казимир Марцинкевич выступил в Давосе с планом создания «Энергетического НАТО» («Пакт мушкетёров») — организации в духе «Соглашения по углю и стали». Предполагалось, что эта организация должна управлять поставками газа на территории стран-членов, координировать и финан-сировать постройку газопроводов и заниматься диверсификацией поставок энерго-носителей. В ее состав также предлагается включить также Украину и Грузию.

Именно Польша и ее единомышленники, публично обвинив  Россию в «агрессии против суверенной Грузии, добились проведения 1 сентября 2008 года «чрезвычайного саммита» ЕС, требуя жестких санкций в отношении Москвы. Однако руководство стран «Старой Европы» не поддалось призывам радикалов, приняв относительно мягкую для того момента резолюцию, содержащую осуждение Москвы за «непропорциональное применение силы», но все же не определявшую ее как «агрессора».

Таким образом, попытка  Польши и ряда связанных с ней общими «геополитическими интересами» бывших стран «Восточного блока» и советских республик выступить в роли инициатора создания новой версии «железного занавеса» не удалась. Но была весьма характерной и показательной.

 

2.3 Геополитические отношения России и Болгарии

В настоящее  время Болгария стоит перед президентскими выборами, которые пройдут 23 октября  этого года. В России также надвигается  выборный сезон, от которого будет многое зависеть, в том числе и применительно  к дальнейшему выстраиванию внешнеполитической стратегии Москвы на черноморском направлении.

Информация о работе Геополитические отношения России и стран Восточной Европы