Геополитическое положение России в середине 90х годов XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что геополитика понимается как инструмент, который используется при разработке внешней политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент также весьма полезен при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.

Работа содержит 1 файл

Министерство Транспорта Российской Федерации.docx

— 64.66 Кб (Скачать)

Таким образом, современный российский экспорт  машинотехнической продукции в  значительной степени является заложником мировой политической конъюнктуры  и сильно зависит от реализации отдельных крупных проектов по линии технического содействия зарубежным странам. Экспортные перспективы отечественной машинотехнической продукции и готовых изделий осложняются отсутствием действенной государственной поддержки в этой области, что особенно необходимо в связи с проведением агрессивной проэкспортной политики основными конкурентами России.

Неудовлетворительная  структура экспорта приводит к тому, что из-за падения цен приходится вывозить все больше сырья. Так, падение  мировых цен на алмазы в 1995 г. на 42% привело к тому, что Россия увеличила  физический объем экспорта алмазов  на 70%, но получила выручку меньше на 12,7%.

Ясно, что угроза превращения России в « сырьевой придаток» — это не преувеличение. Перед нами действительно возникает  перспектива занять в мировой экономике нишу, жестко ограниченную сырьевыми возможностями. При этом Россия может быть поставлена в положение жесткой зависимости от тех государств и экономических блоков, которые занимают ключевые позиции в мировой экономике.

Как видно из табл. 6, российский импорт в 1997 г. составил 52,9 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1996 г. на 14,4%. При этом все увеличение импорта произошло за счет резкого (наиболее высокого за весь период 90-х годов) роста поставок из дальнего зарубежья, перекрывшего почти 3%-ное снижение ввоза из стран СНГ. Наиболее динамичными статьями российского импорта, спровоцировавшими его бурный рост в 1997 г., были закупки машин и оборудования, продовольствия, сигарет, медикаментов, мебели. В структуре российского импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольствие и сельскохозяйственное сырье (см. табл. 6).

Географическое  распределение внешней торговли России характеризуется высокой концентрацией торговли с небольшим числом государств. На Германию, США, Китай, Италию, Нидерланды приходится 27% всего внешнеторгового оборота. На 13 стран, включая упомянутые, а также Финляндию, Великобританию, Швейцарию, Японию, Польшу, Ирландию, Францию, Венгрию приходится половина его стоимостного объема.

Широкие торговые связи Россия имеет с Европейским  союзом, на который в 1996 г. приходилось 32% всего объема внешней торговли и 42% внешнеторгового оборота с «дальним зарубежьем».

В торговле со странами Центральной и Восточной Европы прослеживается замедление роста: за 1995 и 1996 гг. стоимостной прирост внешнеторгового оборота по отношению к предшествующему году составил соответственно 38,2 и 4,7%. Среди стран этого региона в число двенадцати важнейших торговых партнеров России в 1997 г. вошла лишь Польша.

Особый интерес  для России представляет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Внешнеторговый оборот с этим регионом в 1996 г. составил около 18% всего объема. Среди этих стран наиболее высокими темпами в 1996 г. развивалась торговля с Китаем (рост 34,7%) и Сингапуром (5,4%).

В то же время  сохраняется крайне опасная тенденция  в наших отношениях со странами СНГ. Экспорт России в СНГ фактически неуклонно сокращается по сравнению  с экспортом на «дальний Запад» и  сегодня составляет всего лишь примерно 19% от общего объема экспорта, При этом оказались разорванными многие исторически сложившиеся хозяйственные связи. В число двенадцати основных торговых партнеров России в 1997 г. входили всего две страны СНГ — Украина и Беларусь. Следовательно, наша промышленность утрачивает даже рынок бывших советских республик, который, как и российский рынок, постепенно заполняется продукцией дальнего зарубежья.

Следует также  учитывать, что экспорт в СНГ  — это не только производственные объемы, это — занятость в стране. Возрождение российской промышленности будет весьма затруднено, если этот наш «естественный рынок» будет  окончательно потерян. Ведь через нескол ько лет может произойти окончательная  переориентация бывших советских республик на других экономических партнеров.

Вместе с тем  в нашем экспорте в СНГ также  преобладают энергоносители, без которых экономика большинства бывших советских республик просто не может функционировать. Однако экономический кризис в странах Содружества сделал их неплатежеспособными. На долю России приходится 52% населения СНГ, но примерно 85% объема внешней торговли, около 90% добычи нефти и более 85% добычи природного газа, В результате возник значительный долг стран СНГ Российской Федерации. В 1992—1994 гг. он достиг 6 млрд долл. (в том числе Украина 2223 млн долл., Казахстан 1147, Узбекистан 620, Беларусь 440 млн долл.), а к концу 1995 г. увеличился еще на 3 млрд долл. Это означает, что Россия фактически безвозмездно субсидирует страны СНГ. Большинство этих долгов в ближайшем будущем, судя по всему, не будет возвращено, в то время как российские долги «дальнему зарубежью» растут как снежный ком.

Постсоветские государства включаются в целый  ряд геополитических союзов, альтернативных СНГ (европейская, тюркская, исламская  и другие виды интеграции). Их роль недооценена  в России, где еще сильно убеждение, что "никуда они от нас не денутся". На границах РФ возникают новые региональные системы сотрудничества. В некоторых  из них она принимает посильное  участие — балтийская, черноморская, каспийская, азиатско-тихоокеанская  системы, но в ряде случаев объединение  идет без ее присутствия. Активно  взаимодействуют страны Центральной  Азии. Здесь регулярно проходят встречи "тройки" (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и "пятерки" (те же плюс Туркмения и Таджикистан), формулирующих  свои особые интересы. Как альтернативу СНГ в данном регионе рассматривают  собственный Центрально-азиатский  союз, тюркскую интеграцию (включая  Турцию) или в объединение мусульманских  стран в рамках Организации Исламская  конференция. Характерное событие  — встреча в Душанбе (декабрь 1999 г.) глав правительств Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, посвященная развитию Центрально-азиатского сообщества в XXI в.

Важное геополитическое  явление — консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (объединение  названо ГУАМ); в 1999 г. к процессу присоединился Узбекистан (отныне —  ГУУАМ). Этот блок задуман как геополитический  противовес российскому влиянию  в постсоветском пространстве. Здесь  очень активна Украина, чьи руководители неоднократно обменивались визитами с  главами стран, составивших ГУУАМ. Официальный Киев при поощрении  Запада пытается играть роль геополитической  альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает: в Восточной  Европе идеи союза любой конфигурации, но без России, — это, как правило, проекты союза против России, значит, перспективы воссоздания средневекового Балто-Понтийского пояса ("санитарного кордона" вдоль западной ее границы) должны вызывать у нашего государства озабоченность.

Уже решается важная задача преодоления странами СНГ  транспортной зависимости от России. Например, центрально-азиатские государства "прорубают окно" к Индийскому океану. Построена железная дорога Теджен – Серахс - Мешхед, соединяющая Туркмению с Ираном, что дает странам региона выход к этому океану (что в перспективе полезно и России, особенно в случае строительства транспортного коридора "Север - Юг" по относительно короткому маршруту казахский Ералиев - Красноводск -Кизыл56 Атрек - Иран). Рассматриваются варианты альтернативной коммуникационной оси, соединяющей Туркмению и Узбекистан через Афганистан с Пакистаном. Реанимирована идея Великого шелкового пути (ВШП), который почти полностью выводит южных соседей РФ изпод ее влияния на коммуникации. Маловероятно, что через Россию будет осуществлен транзит каспийской (азербайджанской) нефти: многообещающими сейчас считаются нефтепроводы, выходящие в Грузию (Супса) и Турцию (Джейхан). Только экспорт нефти из Казахстана может идти через порт Новороссийск. Кроме того, закономерно и введение Туркменией виз для россиян. Повод к таким акциям дала сама наша страна, обвинив Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских сепаратистов и инициировав процесс установления визового режима с этими странами. Фактически это означает их выход из СНГ.

В итоге участники  СНГ "разбегаются", переориентируясь на другие геополитические центры. Лишь ось Москва - Минск остается геополитически устойчивой: она скрепляет единство Евразии на пророссийском базисе и препятствует созданию Балто-Понтийского пояса. Россия явно идет по пути к утрате геополитической роли центра Евразии. Исходя из этого обстоятельства, многие западные исследователи уже полагают, что основные глобальные процессы определяются отношениями Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Под вопросом геополитическое  единство самой Российской Федерации, Национальные республики развивают  свои внешние связи, руководствуясь этнокультурными критериями. В ряде из них усилилось турецкое влияние, особенно на Северном Кавказе и в  Волго-Уральском регионе (Татарстан, Башкортостан). В республиках с мусульманским населением ощущается влияние Саудовской Аравии и Ирана (в меньшей степени). Исламские страны даже конкурируют за такое влияние. Результатом геополитического расслоения российского пространства явилась фактическая "автаркия" Чечни, а Северный Кавказ в целом стал зоной риска в пределах российских границ.  

Геополитические проблемы связаны и с другими  регионами РФ. Так, Дальний Восток остается заброшенной окраиной России и вынужден самостоятельно развивать  связи с Китаем, Японией и др. В сложном положении пребывает  эксклавная Калининградская область, вместе с тем сохраняющая роль западного военного форпоста страны. В этой проблемной ситуации усиливается  давление соседних стран, претендующих на части российской территории (Карелия, Псковская область, граница с  Китаем, Сахалин и Курильские острова).  

После распада  СССР выходы России к морю были сильно ограничены. Роль геополитических "окон" выполняют: на Балтике Санкт-Петербург с Ленинградской областью (понятно, что Калининградский эксклав здесь не в счет); на Черном море - Краснодарский край (Новороссийск) и Ростовская область (попытки возрождения Таганрога); на Каспийском - Астрахань (Дагестан выпадает из за этнополитических проблем); на Тихом океане - Приморский край и (гораздо меньше) Хабаровский край, Сахалин и Камчатка. При этом важно, что Балтийское и Черное моря относятся к числу "закрытых", ибо проливы контролируют другие державы (отсюда минимальная геополитическая значимость Балтийского и Черноморского флотов). "Закрытым" является и Японское море. Поэтому особое военно-стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова - единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана: здесь базируются соответственно Северный и Тихоокеанский флоты .

Проблемной становится и роль нашей страны в качестве транзитного узла. Реально действующие  международные коммуникации сейчас минуют Россию. Связи между Европой  и АТР в основном осуществляются по морю в обход ее территории (морские  перевозки достаточно дешевы). Не действуют  и российские сухопутные коммуникации. Зато воссоздается ВШП в виде трансевразийского коридора, связывающего Восточную Азию и Европу по суше. Начинается работа по реализации проекта транспортного коридора - "Европа - Кавказ - Центральная Азия" (ТРАСЕКА), которая находит поддержку как в Китае и Японии, так и в Европейском союзе (особенно в Германии). Проект ТРАСЕКА был одобрен в 1993 г. на конференции в Брюсселе (участвовали руководители восьми государств Закавказья и Центральной Азии; позднее к программе примкнули Монголия, Украина и Молдова). А в сентябре 1998 г. в Баку прошла встреча лидеров Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии, где было принято соглашение о развитии транспортного коридора, транзита и коммуникаций.

III.Заключение

Новые геополитические  реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых  государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому  и Черному морям. Крупнейшие порты  на Черном и Балтийском морях стали  для России иностранными. Из крупных  портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 2 железнодорожных переходов, современная  же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в  Польшу. Главные пере. валочные железнодорожные  узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня  пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас -16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Задача, которую  Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций  на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

 
 
          

IV.Список  литературы 

1)Абалкин Л.  Россия в меняющемся мире: (Материалы  к докл. на конф. "Россия в  cоврем. мире", проведенной Конгрессом  рус. общин 3 нояб. 1995 г. в Москве) // Безопасность. - 1995. - N 11;

2)Внешнеэкономический  комплекс России: современное состояние  и перспективы. ВНИКИ, 1997. №2;

3)Внешняя торговля  России в 1996 г.//Экономика и  жизнь. 1997. № 16;

4)Гаджиев К.С.  Геополитика. М., 1997;

5)ИнфоТЭК. 1997. №  10;

6)Кириллова И. Рынок топливно-энергетической продукции России //Внешняя торговля. 1997. № 10—12;

7)Колосов В.А.  Российская геополитика: традиционные  концепции и современные вызовы / / Общественные науки и современность. 1996. № 3

8)Могилевкин  И.М. Метастратегия: проблемы пространства  и времени в политике России / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1997;

9)Новиков А.  Разделенная нация // Москва. –  1998;

10)Россия в  мировой экономике начала 1990-х  годов. Межстрановой сравнительный  анализ. М.: ИМЭМО РАН, 1995;

11)Сорокин К.Э.  Геополитика России в "ближнем"  и "среднем" зарубежье: праксиологические  измерения // Полис. 1995 № 3;

12)Тихонравов  Ю.В. Геополитика: Учеб. пособие. - М., 1998. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Оглавление                                                                                          стр.                                      

I.Введение………………………………………………………………..3-5 

        II.Главная часть…………………………………………………………..5-18

         

      IШ.  Заключение………………………………………………………………18

       IV. Список литературы………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Геополитическое положение России в середине 90х годов XX века