Геополитическое пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог Рудольф Челлен под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году опубликовал книгу «Политическая география». Впервые он употребил термин в 1899 году, но широкую известность он приобрел после выхода книги «Государство как организм» (1916).

А.Дугин проводит такое сравнение: «Марксизм и либерализм равно кладут в основу экономическую сторону человеческого существования… Но в отличие от „экономических идеологий“, она основана на тезисе: „географический рельеф как судьба“. География и пространство выступают в геополитике в той же функции, как деньги и производственные отношения в марксизме и либерализме, к ним сводятся все основополагающие аспекты человеческого существования, они служат базовым методом интерпретации прошлого, они выступают как главные факторы человеческого бытия, организующие вокруг себя все остальные стороны существования1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА В ГЕОПОЛИТИКЕ
1.1.Понятие пространства. Соотношение категорий «пространство» и «территория»

1.2. Категория «пространство» в международной политике
2.ФАКТОР ПРОСТРАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ
2.1.Пространственный потенциал государства как фактор влияния в международной политике
2.2.Проблемы формирования нового геополитического пространства России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     К.Хаусхофер  строил геополитику на определенной системе категорий и аксиом, среди  которых главными были:

     - понятие жизненного пространства,

     - динамика возникновения и становления  крупных блоков (пангерманизм, панславизм, паназиатизм),

     - противостояние континентальных  и морских держав8.

     В начале 50-х гг. Альбрехт Хаусхофер провозгласил сутью геополитики «взаимоотношения между окружающим человека пространством и политическими формами его жизни»9. Но теперь этот тезис стали рассматривать как попытку отыскать еще один фактор, определяющий развитие политических форм.

     Некоторые ученые с пространственных позиций  подходят и к классификации территорий. Так, Н.А.Ушаков выделяет земное и космическое пространства, подразделяя первое с точки зрения юридического статуса на две большие категории: пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

     Международная территория - это пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. Она определяется также как территория, принадлежащая всем (res communis).

     К международной территории традиционно  относятся:

     - открытое море;

     - воздушное пространство над открытым морем;

     - дно морей и океанов за пределами  национальной юрисдикции;

     - Антарктика;

     - космическое пространство, включая  Луну и другие небесные тела.

     Территориями  с международным режимом принято  считать те земные пространства, которые  лежат за пределами государственной территории и, не принадлежа какому-либо государству в отдельности, находятся в соответствии с международным правом в общем пользовании всех государств. К ним относятся, прежде всего, открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское пространство за пределами континентального шельфа.

     Открытое  море. В соответствии с международным правом, слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства (ст.1 Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г.). Открытое море открыто для всех наций и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Запрет национального присвоения гарантирован условиями свободы открытого моря, включающими:

     - свободу судоходства; 

     - свободу рыболовства; 

     - свободу прокладывать подводные  кабели и трубопроводы;

     - свободу летать над открытым  морем (ст.2 Конвенции 1958 г.).

     Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. расширила круг условий свободы открытого моря и изложила их чуть иначе. Отныне свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

     а) свободу судоходства;

     b) свободу полетов;

     c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, с соблюдением Части VI Конвенции;

     d) свободу возводить искусственные  острова и другие установки,  допускаемые в соответствии с международным правом, с соблюдением Части VI Конвенции;

     e) свободу рыболовства, с соблюдением условий, изложенных в Разделе 2 Конвенции;

     f) свободу научных исследований, с  соблюдением Частей VI и XIII Конвенции.

     В частности, верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса. Под границей земного пространства понимают шаровидную поверхность, повторяющую конфигурацию Земли и расположенную на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Обычно исходят из того, что эта шаровидная поверхность должна располагаться на таком уровне, который позволит спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение определяют в 110 км10

     Дно морей и океанов за пределами  национальной юрисдикции провозглашено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. общим наследием человечества (п. 6 Преамбулы Конвенции). Территория дна морей и океанов за пределами континентального шельфа, получившая название международного района морского дна, не подлежит национальному присвоению.

     Ни  одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть (ст. 137 Конвенции).

     Статус  этого вида международной территории характеризуется несколькими важными чертами:

     1) исключение национальной юрисдикции;

     2) деятельность на ней на благо  всего человечества (ст.140);

     3) использование исключительно в  мирных целях (ст.141);

     4) осуществление всех прав на  ресурсы территории (района), принадлежащих человечеству, специальным международным органом по морскому дну (ч. 1 ст. 153);

     5) параллельная разработка ресурсов: международным органом через  свое предприятие и государствами  - участниками Конференции «в  ассоциации с международным органом»  либо государственными предприятиями,  либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств (п. “b” ч. 2 ст. 153);

     6) непризнание многими ведущими  промышленно развитыми государствами мира. Так, в августе 1984 г. США, Великобритания, ФРГ и еще пять государств заключили сепаратные соглашения по обеспечению разработки минеральных ресурсов перспективных районов дна Мирового океана, минуя нормы Конвенции 1982 г.

     Антарктика занимает площадь около 52,5 млн. кв. км, включая в себя ненаселенный материк Антарктиду (площадь 13 975 тыс. кв. км, в том числе 1582 тыс. кв. км - шельфовые ледники и острова, причлененные к Антарктиде ледниками), прилегающие к нему острова (в том числе Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетлендские), а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.

     Границей  антарктической территории обычно считают  зону схождения северных, относительно более теплых, и южных, холодных поверхностных  вод, которая проходит в основном в пределах 48-60° южной широты. Но режим Договора 1959 г. распространен на район южнее 60-й параллели южной широты (ст.VI).

     К Арктике прилегают и имеют  в ней свои сектора пять государств: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания. Арктическим сектором каждого из этих государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Суда и самолеты других государств могут плавать и летать в пределах Арктического сектора лишь с согласия прилежащего государства, причем лишь с мирными и научными целями11.

     Космическое пространство. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел (ст.I Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.). Космическое пространство также не подлежит национальному присвоению.

     Таким образом, категория пространство в геополитике имеет свои специфические черты и отличное значение по сравнению с категорией территория. Категория пространство шире, оно включает как территорию государств, так и территорию за пределами государств. Кроме того, пространство включает внешние связи государств как субъектов международной политики и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ФАКТОР  ПРОСТРАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ  ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ

     2.1.Пространственный  потенциал государства как фактор  влияния в международной политике

 

     Основные  внешние функции государства (как  дипломатическая, так и функция  защиты своей территории от агрессора и потенциальных внешних угроз) прямо отражают потенциал соответствующего государства, в том числе и пространственный. Дж.Бернал, например, относил страны, владеющие огромными территориями и ресурсами, к привилегированным.12. Проблемы городов-государств всегда меркли, в свою очередь, перед проблемами империй. А за понятием «Империя» стояли и стоят не столько определенная форма государства или форма государственного устройства, сколько государственно-территориальная организация очень большого по меркам соответствующей эпохи пространства, еще и населенного, как правило, представителями разных этносов.

     Пространственный  потенциал государства помимо влияния  на его основные внешние функции сказывается и на таких сферах деятельности государства, как:

     - участие в поддержании мира  в международных отношениях либо  осуществление политической или военной экспансии, ведение войны;

     - оказание помощи слаборазвитым  государствам и территориям; 

     - координация внешней и внутренней  политики, а также планов развития экономики с политическими партнерами13.

     При этом пространство - важный, но, конечно  же, не единственный фактор, предопределяющий внешнюю политику. Любое внутренне слабое государство теряет контроль над своим будущим, поскольку вынуждено становиться союзником тех государств, чье влияние распространяется за пределы их собственных государственных границ14.

     Наглядный пример – Соединенные Штаты Америки.

     Еще в начале ХХ столетия Соединенные  Штаты были для европейских стран  не более чем «мировой периферией», но менее чем через двадцать лет в Европе появились американские войска; по окончании Первой мировой войны президент Вильсон, несмотря на экономическую мощь США, все еще оставался младшим партнером европейских политиков, но после Второй мировой войны президент Ф.Рузвельт, обращаясь к нации, скажет «Нападение на Соединенные Штаты может фактически начаться с установления контроля над любой из баз, от которых зависит наша безопасность, будь то на севере или на юге»15.

     Специалисты считают, что основными центрами политической и экономической силы являются сегодня сообщества постиндустриальных государств, к числу которых можно отнести, прежде всего США, страны Западной Европы и Японию. В то время как бывшие страны СЭВ после распада политических и экономических альянсов оказались отброшенными далеко назад, оказавшись на среднем уровне развивающихся стран.

     Известный теоретик научного менеджмента Р.Дафт16 отмечает, что штаб-квартиры большинства международных фирм располагаются в богатых, экономически развитых странах, тогда как рынки потенциальных покупателей - в развивающихся странах.

     Эти процессы нашли отражение в современных  научных теориях. Например, теория мировой  системы Уоллерстайна исходит из концепции мировой капиталистической экономики, которая в Новое время распространилась по всей планете. Интеграция, по его мнению, представляет собой основанную на эксплуатации трехполюсную структуру: центр - полупериферия - периферия.

     Вместе  с тем, на Западе применение классического  геополитического подхода к анализу  международных отношений становится все менее популярным. Заявляется, в частности, что в эпоху глобализации межгосударственные границы становятся неактуальными. Господствовавшая ранее государство-центристская модель мира отходит, по мнению либеральных философов, в прошлое, и заменяется новой, основанной на идее о том, что «коллективное благо международного сообщества должно, в конечном счете, пониматься не как коллективное благо государств, но как благо их членов, [всего лишь] опосредуемое национальной и международной организациями».

     Большинство постиндустриальных государств отказались от территориальной экспансии как самоценной политической цели. Вместо этого они сконцентрировались на экономическом и технологическом развитии17. С этим мнением мы не можем согласиться. Скорее, наоборот, в рамках глобализации путем использования разнообразных  финансовых инструментов происходят постоянные вторжения (экспансии) одного государства в культурное и экономическое пространство другого. В качестве первичных «агентов» таких проникновений выступают транснациональные корпорации.

Информация о работе Геополитическое пространство