Геостратегическая политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909 г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип «сильное нейтральное государство свободно в своей политике».
На рубеже XX - XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. История российско-китайских отношений………………………….6
2.Специфические условия развития Китая…………………………….9
3.Внешнеэкономическая и демографическая политика Китая………12
4. Сущность геополитики Китая……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………31
Список использованных источников…………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Геополитика Китая.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Результатом этого официального визита стало  возобновление приграничной торговли между Тибетом, КНР и северным штатом Индии Утлар Прадеш в районе Гунджи.

Однако, коль скоро Китай и Индия едины  в стремлении урегулировать эту проблему, ее можно будет разрешить на равноправной основе, путем дружественных консультаций, и КНР будет неизменно стремиться к этому.

В конце  октября - начале декабря 1992г. состоялся 5-й раунд переговоров. Стороны  договорились подписать Соглашение об уменьшении численности войск вблизи границы, а также решили удалить от нее ряд находящихся «слишком близко» друг от друга пограничных постов. Было достигнуто согласие открыть больше пунктов для приграничной торговли между двумя странами и принять другие меры, чтобы способствовать ослаблению напряженности вдоль линии границы.

24-27 июня 1992г. в Дели состоялся 6-й  раунд переговоров СРГ. Стороны,  в частности, договорились о  заблаговременном уведомлении друг  друга о предстоящих военных манёврах и передвижениях войск в районах, прилегающих к совместной границе, установлении линии «горячей связи» между Генеральными штабами обоих государств, одновременном принятии мер по предотвращению нарушений воздушного пространства боевыми самолетами как ВВС Индии, так и КНР.

Однако  по одному из ключевых вопросов в ходе переговоров - проблеме двустороннего  сокращения численности войск, размещенных  вдоль индийско-китайской границы  в Гималаях, каких-либо сдвигов не было. Участники переговоров отметили, что решение о сокращении войск может быть принято на самом высоком политическом уровне.

В Пекине 2 сентября 1993г. заместитель премьера Госсовета КНР, министр иностранных  дел Цзянь Цичэнь в связи с  предстоящим визитом в Китай  премьер-министра Индии П.В. Нарасииха Рао заявил, что Китай и Индия создадут совместную группу дипломатических экспертов, чтобы содействовать поддержанию мира и спокойствия на границе между двумя странами.

Важным  шагом в создании атмосферы доверия  между Пекином и Дели явился визит  в Китай премьер-министра Индии Нарасииха Рао (6-9 сентября 1993 .). В результате китайско-индийских переговоров на высшем уровне в Пекине 7 сентября был подписан ряд важных документов, в том числе главный - Соглашение о поддержании мира и спокойствия в пограничных районах вдоль линии фактического контроля.

С 28 ноября по 1 декабря 1996г. в Индии с официальным  визитом находился Председатель КНР Цзян Цзэминь. Это был первый визит главы Китайского государства  за последние 50 лет с момента установления дипломатических отношений. Визит Цзян Цзэминя знаменовал собой дальнейшее развитие двусторонних отношений, которые поднялись на новый уровень - «партнерство, направленное на конструктивное сотрудничество в XXI веке». По окончании переговоров 29 ноября было подписано Соглашение о создании мер доверия в военной области на линии фактического контроля в районах китайско-индийской границы, которое явилось дальнейшем развитием Соглашения от 1993г.

Нужно сделать важные замечания по соглашениям 1993 и 1996 гг.: они ограниченны в масштабе и применении, в целом меры являются декларативными и содержат минимум ограничивающих положений. Реализация и проверка отражены в Соглашениях скудно. Эти два документа функционируют больше как меры по избежанию конфликтов, чем как меры по созданию доверия. Эти ограничения отражают позиции сторон относительно строительства доверия, военной прозрачности, проверке и специфическим условиям, в которых проходят переговоры. Стимул переговоров по созданию мер доверия между Китаем и Индией был в первую очередь политическим и только потом военным.

В марте 2000г. Китай и Индия впервые  вступили в диалог по вопросам безопасности.

Контакты  между политическими лидерами двух стран смогли придать уникальные импульсы улучшению отношений. В  ходе переговоров главы правительств двух стран обсудили широкий круг двусторонних отношений, международных и региональных проблем, а также принципы взаимоотношений и основные направления сотрудничества. С обеих сторон было заявлено, что Пекин и Дели придают особое значение взаимоотношениям друг с другом и вопросам сохранения стабильности и безопасности в южно-азиатском регионе.

По итогам переговоров были подписаны 9 совместных китайско-индийских документов, среди  которых - меморандум о взаимопонимании  по вопросу о сотрудничестве между Верховной народной прокуратурой КНР и Министерством Юстиции Индии; программа сотрудничества в области образования; протокол о сотрудничестве между Главным управлением контроля, инспекций и карантина КНР и Министерством сельского хозяйства Индии в области экспорта фруктов из Индии; меморандум о взаимопонимании относительно упрощения порядка выдачи виз; меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в области возобновляемых источников энергии между Министерством водных ресурсов КНР и Министерством нетрадиционной энергетики Индии.Также были подписаны документы о сотрудничестве в области океанографии и морских технологий, развитии научно-технологического взаимодействия, создании культурных центров двух стран в Пекине и Дели, а также программа культурных обменов между КНР и Индией до 2005г.

Большое значение Китай придает развитию отношений с Японией. В 1978 г. между  странами был заключен договор о  мире и дружбе. Япония превращается в крупнейшего кредитора КНР. Свидетельством этому являются переговоры заместителя премьера Госсовета КНР Гу Му в сентябре 1979г. о предоставлении Японией крупных займов Китаю на сумму более 5 млрд. долларов. Японская сторона благожелательно отнеслась к этой китайской просьбе. В августе 1979г. заместитель премьера Госсовета КНР Юй Цюли заявил в Пекине японским представителям, что Китай приветствует иностранный капиталовложения в промышленные предприятия в любом объеме.

Общая сумма предоставленных Японией  Китаю средств за 13 лет с 1979г. составила 3,3 трлн. иен, что равно 30 млрд. долларов. Иеновые кредиты для китайской стороны имеют рад привлекательных сторон: масштабы, правительственные гарантии, сферы приложения, условия взаиморасчетов.

В соответствии с китайскими расчетами в 1995 году экспорт в страну восходящего  солнца был равен 28,5 млрд. долларов, а импорт - 29,0 млрд. долларов. Сотрудничество между двумя странами практически охватило все сферы деятельности (торговля, инвестиции, наука и техника, образование, культурные обмены и т.д.). Обе стороны постоянно выражают удовлетворение состоянием отношений.

На самом  деле за внешним благополучием скрываются такие мощные подводные рифы, что  столкновение с ними может полностью  разрушить “корабль китайско-японской дружбы”, осколки от которого затронут всю систему международных отношений  не только в регионе, но и в мире.

На поверхности  отношения осложняют «старые  проблемы». Среди них постоянно  напоминает о себе «исторический  синдром» - память о Второй мировой  войне, точнее об агрессии Японии против Китая в 1931-1945 гг. По мнению официального Пекина и китайского населения, Япония в целом не осознала свою преступность в ходе агрессии, по крайней мере, не сумела выразить “публичного извинения” в достаточно убедительной форме перед азиатской общественностью.68 Тема “извинения” вряд ли может быть понята европейцами или американцами, но она весьма важна для азиатских народов, особенно бывших жертв японской агрессии.

Китайскую сторону не удовлетворяли формальные официальные извинения Японии в 1994 г., а также личное извинение  премьер-министра Томити Мураяма в  ходе его визита в Пекин в мае 1995г., причем после того, как парламент отклонил, точнее, отложил «резолюцию с извинениями». Дело в том, что многие члены либерально-демократической партии в парламенте, а также немало деятелей - членов кабинета, не чувствует никакой вины за события пятидесятилетней давности.

Нежелание правящих и правых кругов Японии однозначно признать свою вину за агрессию в Азии рассматривается как оправдание этой агрессии, а также как возможность  повторения ее в будущем, что связывается  с продолжающимся наращиванием военных сил Японии. Причем поведение японских деятелей как будто нарочно провоцирует всплески антияпонизма, особенно в китайско-говорящей среде.

В 1998 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Японию, в 1999 г. премьер-министр Японии Кэйдзо Обути - в Китай. Стороны определили рамки отношений дружбы, сотрудничества и партнерства, направленные на мир и развитие, подчеркнули приоритеты и направления активизации делового сотрудничества в разных областях и таким образом заложили прочную основу для развития двусторонних отношений в XXI веке.

В 1999 г. объем торговли между Китаем и  Японией составил 66 млрд. долларов США. Япония неизменно является главным  источником капиталовложений Китай. По состоянию на конец июня 1999г. Китай утвердил примерно 20 тыс. проектов инвестиций японских предприятий в КНР. Договорная сумма капиталовложений составила 37 млрд. долларов, а объем практических капиталовложений превысил 26 млрд. долларов.

31 мая  2003г. Председатель КНР Ху Цзиньтао  и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми провели переговоры в Санкт-Петербурге. Как сказал Коидзуми на пресс-конференции по итогам встречи, они с Ху пришли к единому мнению относительно необходимости мирного и всестороннего разрешения противостояния вокруг ядерной программы КНДР. Кроме того стороны обсудили китайско-японские отношения и некоторые международные вопросы.

Среди отношений с соседними странами Китай придает важное значение отношениям с Вьетнамом. Они были осложнены  из-за китайско-вьетнамского конфликта в Камбодже в 1979г., а также из-за разногласий между странами по поводу принадлежности Парасельских островов и островов Спратли. В ноябре 1991 г., после полутора десятилетий острой китайско-вьетнамской конфронтации, произошла, как оценивали это событие обе стороны, «полная нормализация» отношений между двумя странами.

 В  Ханое имели основания полагать, что появились необходимые предпосылки  для мирного урегулирования спора  из-за островов. Тем более что  в условиях распада Советского  Союза фактор «социалистической солидарности» в отношениях между Вьетнамом и Китаем приобретал стратегическую значимость.

В феврале 1992 г. всекитайское собрание народных представителей приняло «Закон о  территориальных водах и прилегающих  к ним районах», согласно которому острова Парасельские и Спратли являются неотъемлемой частью территории КНР и включены в провинцию Хайнань.

В конце  сентября 2000 г. состоялся рабочий  визит в Китай премьер-министра Вьетнама Фан Ван Кхай, Цзян Цзэминь  назвал переговоры между главами  правительств Китая и Вьетнама плодотворными и выразил уверенность в том, что визит Фан Ван Кхая в Китай внесет новый вклад в дальнейшее развитие добрососедства, дружбы и сотрудничества между двумя странами.

Также во время визита в Китай премьер-министр  Вьетнама встретился с главой правительства Китая Чжу Жунцзи. Глава правительства КНР выразил удовлетворение в связи с успешным развитием китайско-вьетнамских отношений и отметил, что китайское правительство будет и дальше уделять большое внимание укреплению двусторонних связей с Вьетнамом как приоритету в своей внешней политике. Касаясь двусторонних торгово-эконо-мических связей, Чжу Жунцзи указал, что торгово-экономическое сотрудничество является важной составной частью фундамента китайско-вьетнамских отношений. Он подчеркнул, что обе стороны должны принять эффективные меры с тем, чтобы обеспечить осуществление намеченных целей - увеличить товарооборот между двумя странами до 2 млрд. долларов США, приложить значительные усилия по реализации крупных проектов экономического сотрудничества. Одним из важнейших вопросов внешней политики Китая является урегулирование вопроса с островами Спратли. Австралийский журнал «Пасифик Рисерч» выдвинул идею совместной Администрации. В публикации отмечается прежде всего невозможность военного решения вопроса. Основой же мирного регулирования могут служить двусторонние обязательства заинтересованных государств. Администрация Спратли была бы призвана устранять конфликты, содействовать расширению совместных работ по освоению ресурсов морского дна.

Говоря  в целом, предложенный «Пасифик Рисерч»  вариант совпадает в своей  сущности с выдвинутой в свое время  Дэн Сяопином формулой «совместного освоения без разрешения вопросов суверенитета».

Китай и Вьетнам имеют общие взгляды  по вопросу строительства социализма и стремятся развивать отношения по восходящей линии. Китай заинтересован в стабильной и спокойной обстановке в соседних странах.

В 2002 г. КНР решительно поддержала смягчение  в двусторонних отношениях Севера и  Юга Корейского полуострова и  начало обмена между ними, поддерживает самостоятельное и мирное объединение полуострова. Китай граничит с корейским полуостровом и будет продолжать прилагать свои усилия в способствовании мира и стабильности на нем. В мае 2002г. Генеральный секретарь Трудовой партии Кореи, Председатель Государственного комитета обороны Ким Чен побывал в Китае с успешным визитом. Традиционная китайско-корейская дружба получила дальнейшее укрепление и развитие. В октябре того же года премьер Чжу Жунцзи посетил Республику Корея с официальным визитом. Обе стороны единогласно согласились продвинуть партнерское сотрудничество между Китаем и Республикой Корея на новый этап сотрудничества.

Несмотря  на географическую близость, между  Китайской Народной Республикой  и соседними странами существуют большие различия в плане численности населения, площади, истории и культуры, политического и социального устройства, а также, соответственно в уровне экономического развития, следствием чего является комплексность и сложность его отношений с соседями. Долговременная стабилизация и интенсивное развитие этих добрососедских отношений относятся к фундаментальным задачам и китайской внешней политики.

  Демографическая  политика Китая

В основе промышленно-экономической стратегии  Китая лежит концепция ресурсо-сбержения. Но для того чтобы выйти на уровень материального достатка среднеразвитых стран Европы, о чем объявило китайское руководство, КНР потребуются природные ресурсы еще одной планеты «по имени Земля». Отсюда и выдвижение тезиса «демографического империализма». Авторы этого тезиса У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге «Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем» пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китайцев устремятся за пределы своей страны. Этот тезис уже реализуется в Сибири и на нашем Дальнем Востоке. Если Пекину даже удастся ужесточить демографическую политику «одна семья - один ребенок», то к 2015 г. численность населения КНР возрастет как минимум на 300 млн. человек. Примерно на 125 - 140 млн. человек увеличится армия наемных работников.

Информация о работе Геостратегическая политика Китая