Геостратегическая политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909 г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип «сильное нейтральное государство свободно в своей политике».
На рубеже XX - XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. История российско-китайских отношений………………………….6
2.Специфические условия развития Китая…………………………….9
3.Внешнеэкономическая и демографическая политика Китая………12
4. Сущность геополитики Китая……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………31
Список использованных источников…………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Геополитика Китая.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

В Китае  проживает около 1/5 населения земного шара, но в то же время эта страна располагает лишь 7% пригодных к сельскохозяйственному производству земель. Так, только по официальным данным, от 15 до 35% всего городского населения страны составляют избыточную рабочую силу.

Как писал  китайский исследователь З. Йи, “в расчете на душу населения территория составляет лишь 1/3 от среднемирового, земля, пригодная для сельскохозяйственного производства, — 1/3, пастбища — 1/4, леса — 1/9, а водные ресурсы — 1/4. По сравнению с Соединенными Штатами они еще ниже. Среднедушевая площадь обрабатываемых земель в Китае составляет лишь 1/8 от уровня США, а лесов — только 1/10. При нынешнем уровне производительности и технологии чрезмерный рост численности населения неизбежно приведет к усилению давления на среду и ресурсы”. Нестабильность в Китае, вызванная какими бы то ни было причинами, может распространиться на соседей и привести к непредсказуемым последствиям для всего региона.Сегодня Китай, по сути дела, переживает серьезный энергетический голод. Он стал чистым импортером нефти.

В стране существует острый дефицит электроэнергии (не менее 20%). Большинство электростанций работает на каменном угле, который является главным энергоносителем КНР. Однако его использование ведет к обострению экологической ситуации. В начале века Китай станет главным загрязнителем атмосферы. Как известно, это ведет к парниковому эффекту, следствием которого является общее потепление климата и повышение уровня мирового океана. Специалисты считают, что, если положение не изменится, то к 2050 г. возникнет угроза полного затопления 14 городов в дельте реки Чжуцзян, 30 городов и уездов в Восточном Китае.

Естественно, что в основе промышленно-экономической  стратегии Китая лежит концепция  ресурсосбережения. Но для того чтобы  выйти на уровень материального достатка среднеразвитых стран Европы, о чем объявило китайское руководство, КНР потребуются природные ресурсы еще одной планеты по имени “Земля”. Отсюда появление тезиса о “демографическом империализме”. Его авторы У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге “Китай после Дэн Сяопина: десять насущных проблем” подчеркивают, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китайцев устремятся на ее территорию.Это предупреждение имеет под собой реальную основу. Даже если Пекину удастся и дальше проводить жесткую демографическую политику: “одна семья — один ребенок”, то к 2015 г. численность населения КНР возрастет как минимум на 300 млн. человек. Примерно на 125-140 млн. человек увеличится армия наемных работников, что неминуемо приведет к дальнейшему росту безработицы. Сегодня по официальным данным ее уровень равен почти 250 млн. чел., что составляет четверть взрослого городского населения.

Такое сложное социальное явление как  безработица толкает население  к эмиграции. Она существует в  Китае как официальная, так и  нелегальная. Китайцы чрезвычайно трудолюбивы, быстро адаптируются к новой обстановке, легко приспосабливаются даже к экстремальным условиям, неприхотливы в еде, легко переносят жару и холод и т.п.Одно из направлений эмиграции это – Россия. По некоторым данным на ее территории, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн. китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство. Если называть вещи своими именами, идет тихая, “ползучая” китаизация приграничных земель России. Всего же китайцы с помощью официальных и неофициальных каналов “осваивают” 72 страны мира.

3.Внешнеэкономическая   и демографическая  политика Китая

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее, иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На середину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл.6

Главными  прямыми инвесторами в экономику  Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где  больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня, Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60 - 80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние  годы Тайвань превратился во второго  после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга в геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25 - 30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней  торговле формировалось менее 10% ВНП  страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) -- более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе, Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5%, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1%.Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность  между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме  экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и  особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в. Островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а Китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10 - 8% в год.Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае  Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношении  КНР со странами АСЕАН и «четырьмя  малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того, он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, то есть превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции.

В Китае  тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом  в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в. вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в самую мощную финансово-экономическую империю.

Основной  целью китайской внешней политики в 80-е годы была задача создания и  сохранения долгосрочного внешнего мирного окружения страны, благоприятного для дальнейшего экономического развития и модернизации КНР. Вслед  за улучшением советско-китайских отношений, Китай стремился нормализовать отношения с Индией.

Отношения с Индией были осложнены из-за нерешенности пограничного вопроса между Китаем и Индией.

Ключевым  во внешней политике Китая становилось  то, что он стремился решить трудные вопросы мирным путем переговоров. Проходившие с 1981 по 1987гг. регулярные встречи официальных делегаций Китая и Индии для обсуждения территориальнопограничной проблемы привели обе стороны к заключению, что усилиями одних лишь экспертов решить проблему невозможно, что она должна рассматриваться с более высоких позиций всего комплекса отношений между двумя великими азиатскими державами, а для этого необходим диалог на политическом уровне, и, чем выше - тем больше шансов добиться успеха. Для разрешения пограничного вопроса требовалась политическая воля руководства обеих сторон.

Крупнейшим  событием китайско-индийских отношений  явился визит индийского премьер-министра Раджива Ганди этого визита продолжалась целый год, предпринимались усилия совершить «прорыв» в главной, пограничной проблеме. Однако сделать этого не удалось ни до, ни после визита.

По-мнению китайской стороны, визит Раджива  Ганди имел огромное значение. Впервые  после 34-летнего перерыва состоялся  официальный визит премьер-министра Индии в Китай, был нанесен удар по «параллельной политике» Индии в отношении Китая (то есть мерой нормализации отношений становилось разрешение пограничного вопроса); был «проложен путь» к всестороннему восстановлению и развитию двусторонних отношений.

В совместном информационном коммюнике от 23 декабря 1988г. Китай и Индия заявили, что руководители государств согласились путем мирных и дружественных консультаций разрешить пограничный вопрос.

Одновременно  с поиском обоюдоприемлемых способов разрешения пограничной проблемы активно развивать отношения в других областях, активно создавать атмосферу и условия, которые способствовали бы правильному и справедливому разрешению пограничного спора. Для того, чтобы принять некоторые конкретные меры, стороны создали совместную рабочую груму по пограничному вопросу (СРГ), а также совместную рабочую группу по торгово-экономическим и научно-техническим вопросам. Обе стороны подтвердили свою заинтересованность в сохранении мира и стабильности на границе. Для обеих сторон также было важным решение о возобновлении взаимных визитов на высшем государственном уровне, что должно было способствовать откровенному диалогу между странами.

По неполной статистике со второй половины 1989 г. до конца 1990 г. состоялись более 10 взаимных визитов на высшем политическом уровне (выше заместителя министра), включая заместителя премьер-министра КНР У Сюэцяня в октябре 1989г. и министра иностранных дел Цянь Цичэня в марте 1990 г. В Индию. Индия заявила, что события на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г. являются внутренним делом Китая. Таким образом, отношение Индии к событиям на площади Тяньаньмэнь дало мощный импульс для развития китайско-индийских отношений и поиска путей разрешения пограничного спора.

Первое  заседание СРГ состоялось в Пекине с 30 июня по 4 июля 1989г. В ходе встречи было достигнуто соглашение, что военные эксперты выработают меры для обеспечения «мира и стабильности» вдоль линии фактического контроля.

Для улучшения  ситуации на границе в начале 1990г. Китаем и Индией было осуществлено значительное взаимное сокращение войск по обе стороны границы, в особенности на восточном ее участке. В конце августа - начале сентября 1990г. в Дели проходило вторе заседание СРГ. Было достигнуто соглашение о создании механизма по обеспечению регулярных встреч между представителями вооруженных сил двух стран с целью исключить возможность различных военных инцидентов на китайско-индийской границе.

Третье  заседание СРГ проходило в  мае 1991г. в Пекине. На переговоры серьёзное  влияние оказала сложная внутриполитическая обстановка в Индии. Ни одна из стран не ожидала каких-либо серьёзных решений.

Важнейшим событием в китайско-индийских отношениях явился первый после 31 года перерыва визит  главы правительства КНР Ли Пэна в Индию (11-16 декабря 1991г.). В совместном коммюнике стороны вновь подтвердили намерение посредством дружественных консультаций поскорее достигнуть взаимоприемлемого способа разрешения пограничного вопроса. Это означало, что стороны опять не используют ни принцип «взаимопонимания и взаимных уступок», ни принцип «взаимных интересов».

С 20 по 22 февраля 1992г. в Дели состоялся 4-ый раунд китайско-индийских переговоров  по пограничной проблеме.

Важным  событием в китайско-индийских отношениях явился визит в Китай президента Индии Р. Венкатарамана с 18 мая  по 23 мая 1992 г.

В конце  июля 1992 г. состоялся первый в истории  китайско-индийских отношений официальный  визит министра обороны Индии  Шараф Павара в Пекин. Основной целью  поездки явился поиск путей снижения напряженности на китайско-индийской  границе и укрепление мер доверия в военной области.

Информация о работе Геостратегическая политика Китая