Китай и другие страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, «Срединное царство» принадлежало к Rimland, береговой зоне Тихого океана, а с другой -- Китай никогда не был талассократическим государством, так как всегда ориентировался на кон-тинентальные архетипы. Само историческое название Китая -- «Срединная империя» -- говорит о его теллурокритических, уст-ремлениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОПОЛИТИКА КИТАЯ 5


1.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЯ 5


1.2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КНР 8


1.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ 10


ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 12


2.1. ИСТОРИЯ РОССИКО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ 12


2.2. СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКО - КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 14


ГЛАВА 3. КИТАЙ И ДРУГИЕ СТРАНЫ 20


3.1. «БОЛЬШОЙ КИТАЙ» 20


3.2. КИТАЙ И США 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

китай.doc

— 113.84 Кб (Скачать)

В Китае тоже имеется аналогичный план -- «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР Журнал «Полис». 1995. ¹ 7. С. 21.. 

1.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ 

В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбержения. Но для того чтобы выйти на уро-вень материального достатка среднеразвитых стран Европы, о чем объявило китайское руководство, КНР потребуются при-родные ресурсы еще одной планеты. Отсюда и выдвижение тезиса «демографического империализма». Авто-ры этого тезиса У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге «Китай по-сле Дэн Сяопина: десять сущностных проблем» пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китай-цев устремятся за пределы своей страны. Этот тезис уже реали-зуется в Сибири и на нашем Дальнем Востоке. Если Пекину да-же удастся ужесточить демографическую политику: «одна семья -- один ребенок», то к 2015 году численность населения КНР воз-растет как минимум на 300 млн. человек. Примерно на 125-- 140 млн. человек увеличится армия наемных работников. 

КНР преодолевает немало трудноразрешимых проблем. В ча-стности, по официальным данным, почти четверть взрослого юродского населения -- безработные, это почти 250 млн. чело-век. Такое сложное социальное явление порождает настроения эмиграции. Она есть в Китае: официальная и нелегальная. Ки-тайцы чрезвычайно трудолюбивы, быстро адаптируются в новой обстановке, легко приспосабливаются даже к экстремальным условиям, неприхотливы в еде, легко переносят жару и холод и т.п. 

По данным экспер-тов на территории РФ, особенно на Дальнем Востоке и в Забай-калье, нелегально проживает около 4 млн. китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство. 

 

ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 

2.1. ИСТОРИЯ РОССИКО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ 

История первых отношений между народами России и Китая начинается с XIII в., а межгосударствен-ных -- с первой половины XVII в. Русское правительство пыта-лось установить с Пекином тесные дипломатические отноше-ния. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. осно-вали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завоевания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом от-ношении Албазинский острогода Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в При-амурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе. 

Для решения этих и других отношений между Россией и Ки-таем царское правительство в начале 1686 года отправило на Амур посольство, наделенное широкими полномочиями -- «великое и полномочное посольство» -- во главе с Ф. А. Головиным. Желая избежать судьбы предыдущих русских посольств, часто терпев-ших неудачи из-за отказа русских представителей выполнять различные обряды, принятые для послов при цинском дворе, граф Головин предложил провести переговоры на русско-китайской границе. Цинские правители затягивали начало пе-реговоров, действуя с помощью военных угроз, пытаясь занять крепость Албазин. Эти попытки не увенчались успехом и 12 августа 1689 года близ Нерчинска переговоры закончились под-писанием первого русско-китайского договора. 

Это был первый случай, когда Китай вступал в официальные равноправные переговоры с европейской державой. Переговоры велись не только под давлением 15-ти тысячной армии богдыхана, поддерживаемой артиллерией и речной флотилией, фактиче-ски осадившими Нерчинск, но и под пристальным контролем иезуитов -- испанца Перейро и француза Жербильона, состояв-шими на службе у Цинов. Они принимали активное участие в переговорах и выступали против соглашения с Россией. Но благодаря искусству русских дипломатов, мужеству сопровож-давших посольство стрельцов переговоры завершились заключе-нием мирного Нерчинского договора, который в равной степени был необходим и России и Китаю. 

Договор состоял из семи статей. В первых двух Россия соглаша-лась на территориальные уступки на Амуре, русский город Албазии должен быть срыт. Особое значение имела пятая статья договора, по которой подданным обеих сторон разрешалась взаимная торгов-ля: всем людям с проезжими грамотами «разрешалось и покупать и продавать, что им надобно»'. Кроме того, Нерчинский договор установил порядок разрешения возможных пограничных столк-новений между двумя странами, способствовал развитию мирных взаимоотношений. 

За 170 лет после подписания Нерчинского договора русские замлепроходцы освоили севереный берег Амура, побережье Охотского моря и Татарского пролива. На этих землях были возведены военные городки и укрепления. Англичане проявили пристальный интерес к низовьям Амура. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский убедил китайских представителей в необходимости размежевания по Амуру. Пе-кинское правительство, не видя выгод от левобережья Амура, а также понимая, что собственными силами Китай не сможет защитить Приамурье от английской экспансии, пошло на согла-шение с Россией. 

По Айгунскому договору, подписанному 16 мая 1858 года, левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья при-знавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур до моря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами». По сути договор 1858 года возвращал России территорию, отданную Китаю по Нерчинскому договору. Плавание по рекам Амуру, Сунгари, Уссури разрешалось только судам России и Китая. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле подданных обоих государств. 

В 1858 году был подписан Тяньцзиньский, в 1860 году -- дополни-тельный Пекинский договоры, которые подтвердили Айгунский договор. 

2.2. СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКО - КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 

Огромная часть российской границы от Казахстана до Япон-ского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) -- Китаем. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитиче-ских интересов. 

России в кон-це 1997 года в Китай наметился сдвиг; он заключается в более тес-ном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. 

С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Огромная российская террито-рия -- это запустение, заброшенность гигантских регионов Си-бири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т. д. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти одна треть мировых запасов нефти и газа Журнал «Русская Азия». 1995. ¹ 17.. 

Геополитика Китая носит на себе отпечаток моря и конти-нента. Во внешней политике он никогда не был последователь-ным сторонником талассократии, а больше ориентировался на континентальные теллурократические принципы, потому и на-зывается он с давних времен «Срединной империей». Но с нача-ла XIX в., с тех пор как страна попала под влияние колониаль-ных держав, до октября 1949 года (Провозглашение КНР) геополи-тика Китая характеризовалась как проатлантистская. С 1949 по 1959 годы -- ориентация на просоветскую внешнюю политику. С 1960 по 1979 годы его внешняя политика во многом носила конфронтационный для СССР характер. Вершиной этой конфрон-тации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 года. В середине 70-х годов XX в. Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской «трехсторонней комиссии», т. е. снова выступал как сторонник атлантистской геополитики. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией, по отношению к которой проводился «зондаж» настроений правительственных кругов РФ по «спорным территориям», т. е. по сути предъявлялись Рос-сии территориальные претензии. Наш южный сосед -- замкну-тая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народами. Это и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все это вместе взятое, плюс динамичное развитие с 1979 года делают Китай потенциаль-ным геополитическим противником России на юге и на востоке Журнал «Деловая Сибирь». 1995. ¹ 15. 

С одной стороны границы -- динамично развиваю-щийся Китай, добивающийся с 1979 года самых высоких результа-тов в мире в экономической сфере, располагающий самым значительным людским потенциалом -- более 1 млрд. 300 млн. че-ловек, с другой стороны -- слаборазвитая и нестабилизирован-ная экономика при отличной ресурсной базе, растянутости ком-муникаций (железных и автодорог, неразвитости авиационной связи и т. д.), примитивная разрушающаяся инфраструктура, стихийное развитие рыночных отношений («дикий капитализм») -- вот реальность этого огромного геополитического простран-ства. К этому добавляется несовершенное военно-техническое обустройство границы, значительное ослабление мощи россий-ской армии и военно-морского флота. Таким образом, Восточ-ный регион -- самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее нацио-нальной безопасности. Значит, связывание этих пространств в единую геополитическую, геоэкономическую структуру должно определять стратегию правительства РФ до середины XXI в. В сравнении с этой проблемой бледнеют другие геополитические вопросы, решаемые Россией. 

Трудности, которые необходимо преодолеть правительству России, состоят в том, что на 62% ее территории проживает всего 9% трудоспособного населения страны. Эти 9% производят до 50% продукции большинства стратегических отраслей Солженицын А. Как обустроить Россию // Комсомольская правда. (Спецвыпуск), 1990. Июль.. 

Сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке России во многом обусловлена отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития региона. Чтобы подготовить такую программу, надо предварительно выработать концепцию участия РФ как евразийской державы в жизни АТР, а вместе с тем выбираться из экономического кризиса, охватив-шего страну с 1992 года. Все это надо делать параллельно, выби-раться из кризиса, преследуя дальние цели, готовясь к восхож-дению на стратегически важные экономические и геополитиче-ские вершины. 

При подготовке подобной стратегической программы, рассчи-танной на десятилетия, на первое место выдвигается цель стратегии развития. По нашему мнению, этой целью должно стать развитие экономического и военного потенциала России с учетом огромной ее роли в жизни АТР в XXI в. В отношении Китая должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально дружественных и тесных отношений, на присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но если не удастся коренным образом переломить создавшуюся в РФ социально-экономическую ситуацию в 90-х годах, то страна войдет в АТР только в качестве второстепенной региональной державы или сырьевой колонии Японии, Китая и других стран АТР. Стать до-минирующей страной этого региона РФ сможет только в том случае, если сформирует процветающую экономику. Главное звено в стратегии развития России -- социально-экономическое и экологически продуманное освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти идеи в свое время были в общих чертах скорее на эмоциональном, чем ра-циональном уровне, сформулированы А. Солженицыным Дальний Восток: программа развития // Российская газета. 1995. 17 августа.. 

Подъем производительных сил Сибири и Дальнего Востока -- дело всего общества. Подобную цель ставил ЦК КПСС в 1967 года. Это была комплексная социально-экономическая про-грамма подъема производительных сил на базе улучшения соци-альных, экономических характеристик, совершенствования об-раза жизни жителей этого региона, создания им льготных усло-вий в процессе освоения огромных просторов Забайкалья, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Сейчас нужна аналогичная го-сударственная программа освоения дальневосточных регионов России. Но эта программа не должна наносить ущерб ни одному другому региону РФ. Пока же в России нет продуманной регио-нальной политики. 

Для России координация внешнеэкономической деятельно-сти двух мощных регионов Сибири и Дальнего Востока важна в силу ряда объективных условий: она способна существенно стимулировать экономический подъем в Восточной Сиби-ри и на Дальнем Востоке, обеспечивая экономическую основу для обустройства обширных российских территорий; необходимо учитывать, что внешнеторговый оборот России и КНР начиная с 1993 года ежегодно падал. Его подъем начался с 1998 года после заключения в декабре 1997 года крупной сделки по строительству Россией в Китае АЭС на легкой воде. 

Долгосрочное сотрудничество в таком направлении несет для РФ большие экономические выгоды и дает большие стратегиче-ские геополитические преимущества, ставя партнеров в опреде-ленную технико-эксплуатационную зависимость. Создавая два мощных региональных экономических комплекса (Западная Си-бирь и Восточно-Сибирско-Приморский), федеральные власти не должны допустить разрыва в экономическом развитии этого огромного геополитического пространства, что будет способст-вовать решению внешнеполитических проблем. Кроме того, го-сударству надо в короткий срок позитивно решить проблему кредитной поддержки поставщиков на внешний рынок машин, оборудования, услуг по капитальному строительству и др. По нашему мнению, эффективность контактов со странами АТР возросла бы многократно, если бы государство не просто выделяло льготные кредиты поставщикам, но взяло бы на себя функции координатора их усилий, если не объявило монополию на внешнюю торговлю. Несогласованность действий экспорте-ров на западных и восточных рынках ведет к утрате торговой выгоды, так как поставщики часто конкурируют друг с другом, сбивая цены на товар и услуги, чем снижают эффективность внешней торговли, ее масштабы. 

Правительству РФ надо в самые короткие сроки подготовить программу стратегического развития политических, экономических, культурных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего с Китаем. Внутренняя и внешняя политика России должна быть выстроена в единую логическую непротиворечивую систему с четко сбалансированными взаимо-связями и обозначенными целями. Эта программа должна пре-дусмотреть совместные действия двух великих государств-соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям супердержавы США. 

Информация о работе Китай и другие страны