Национальная безопасность как системный объект геополитических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Объектом нашего исследования выступает не безопасность вообще, а - национальная безопасность. Термин “национальная безопасность” впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами “национальной безопасности” США.

Содержание

Введение 3
Сущность и особенности национальной безопасности 3
Влияние механизма гомеостазиса на систему национальной безопасности. 8
Сущность и особенности подсистем национальной безопасности. 10
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Слово «гомеостазис» можно перевести  как «сила устойчивости».

     Соответственно, влияние механизма гомеостазиса на систему национальной безопасности, можно охарактеризовать как деятельность внутренних механизмов этой системы, которые не позволяют ей разрушаться под влиянием внешних факторов.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Влияние нарушения гомеостазиса на национальную безопасность, основные риски, опасности и угрозы нарушения гомеостазиса

Сущность  и особенности  подсистем национальной безопасности.

 

     Для обеспечения национальной безопасности России Концепция национальной безопасности (далее – Концепция) выделяет 5 основных подсистем, интересы которых должны быть защищены:

     - геополитическая подсистема

     - социальная подсистема

     - экономическая подсистема

     - политическая подсистема

     - военная подсистема

     Данный  перечень располагает подсистемы общества в иерархическом порядке от самой важной к менее важным.

     Поскольку потребности людей в среде  обитания и ресурсах наиболее значимы, то на первом месте стоит геополитическая  подсистема (территория + люди + ресурсы).

     На  втором месте после нее стоит  социальная подсистема с ее потребностями  (люди + потребности), в первую очередь – биологическими. 

       

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Потребности социальной подсистемы Концепция разделяет  на 5 групп:

     группа  – индивидуальные биологические  потребности для жизнеобеспечения организма. Т.е. потребности в воде, тепле, пище, средствах труда и т.д.

     группа  – индивидуальные потребности социального  уровня, так называемые «высшие», человеческие потребности. Сюда входят потребности  человека в общении, его эстетические запросы, потребности в карьерном  росте и др.

     группа  – индивидуальные социальные потребности, те потребности, которые предъявляет к индивиду общество. Это рамки, которыми ограничивает общество деятельность индивида: законы, кодексы, правила, нормы и т.д.

     группа  – социум-социальные потребности, т.е. потребности, предъявляемые сообществом к отдельным группам, например: требования творческой интеллигенции к учителям дошкольного образования.

     группа  – социум-индивидуальные потребности. Высшая группа потребностей. Это потребности  индивида к развитию социальной организации, позволяющие ей быть готовой к реализации внешних требований к ней, не выходя за пределы внутренних возможностей. Это тот случай, когда происходит осознанное совпадение целей индивида и социальной организации.

     Необходимость более полного удовлетворения потребностей создала в пределах геополитического пространства экономическую подсистему (люди + орудия труда + предметы труда).

     Вопрос  обладания властью в отношении  распределения орудий труда и  предметов труда породил политическую подсистему (люди + власть политическая + власть законодательная + власть исполнительная + власть судебная) и государство как таковое.

     И, наконец, необходимость защиты перечисленных  подсистем от внешних и внутренних угроз создала военную подсистему (люди + оружие).

     Концепция определяет понятия основных подсистем общества, интересы которых должны быть защищены:

     Геополитическая подсистема – функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по контролю этого пространства, необходимого для использования его ресурсов с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, групп, институтов, организаций. «Территория + люди + ресурсы»

     Социальная  подсистема – функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций в процессе совместной деятельности по достижению определенного  результата, необходимого для удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, групп, институтов, организаций. «Люди + потребности»

     Экономическая подсистема – функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по извлечению, преобразованию и обмену ресурсов этого пространства. «Люди + орудия труда + предметы труда»

     Политическая  подсистема – функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве и вступающих в отношения по поводу распределения власти. «Люди + власть политическая + власть законодательная + власть исполнительная + власть судебная» (т.е. государство как таковое)

     Военная подсистема – функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по защите этого пространства, своей экономической и политической системы от внутренних и внешних угроз. «Люди + оружие»

     Цели  системных субъектов

     В геополитической подсистеме:

     - Гарантировать целостность Российской Федерации

     - Полный контроль за использованием ресурсов пространства Российской Федерации – «Ресурсы государства должны обеспечивать потребности его граждан»

     В социальной подсистеме:

     - Гарантировать устойчивое состояние, при котором количественно и качественно каждое последующее поколение граждан страны было больше и лучше, чем предыдущее. 

     В экономической подсистеме:

     - Гарантировать устойчивый масштаб цен на внутреннем рынке, основанном на соотношении уровня энергообеспеченности экономики России и размере денежной эмиссии рубля.

     - Осуществлять торговлю российскими товарами на внешнем рынке только за рубли, стимулировать таким образом развитие кредитно-финансовой системы страны.

     - Гарантировать доходность в кредитно-финансовой сфере только на основе роста реального производства товаров и услуг.

     - Гарантировать устойчивый рост благосостояния всех граждан страны.

     - Гарантировать максимальное соотношение в размере оплаты труда между наиболее богатой и наиболее бедной частями граждан не более чем 5:1.

     В политической подсистеме:

     - Обеспечить гражданам страны такой уровень управления, при котором гарантированно будут достигаться цели функционирования социальной подсистемы.

     - Обеспечить гражданам страны равную возможность участия в управлении Российской Федерацией.

     - Гарантированно обеспечить неотвратимость наказания за совершенные преступления.

     В военной подсистеме:

     - Обеспечивать такой уровень боеспособности вооруженных сил, при котором гарантированно можно противостоять военным угрозам Российской Федерации.

     - Обеспечивать высокий ядерный потенциал Российской Федерации и готовность его применения в случае масштабного вмешательства во внутренние дела России или открытой военной агрессии против государства.

     Опасности и угрозы национальной безопасности России

     Опасности и угрозы национальной безопасности России разделяются в Концепции  на внутренние и внешние.

     Внутренние  опасности и угрозы – опасности и угрозы, которые порождаются внутренними факторами и источниками, а также направлены на внутренний для системы объект. 

     Внешние опасности и угрозы – опасности  и угрозы, которые порождаются  внешними факторами и источниками.

     Опасностями и угрозами геополитической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб территориальной целостности Российской Федерации, ослабить контроль на определенном географическом пространстве, лишить возможности использовать его ресурсы с целью удовлетворения исходных потребностей индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций Российской Федерации.

     Критериями  оценки опасностей и угроз геополитической  подсистеме России являются размер территории государства, размеры недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности России за пределами страны, доступность мировых коммуникационных и инфраструктурных объектов, выходы в мировой океан, количество космических и орбитальных систем, запасы сырьевых ресурсов и др.

     Опасностями и угрозами социальной подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные  нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций Российской Федерации с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций.

     Критериями  оценки опасностей и угроз социальной подсистеме России являются средняя  продолжительность жизни граждан, уровень заболеваемости, в т.ч. хроническими заболеваниями, уровень смертности от различных причин, в т.ч. от насильственных, средний уровень образования граждан, доступность бесплатного образования, коэффициент полезности информации и сбалансированность видов информации в средствах массовой информации Российской Федерации, доступность бесплатного медицинского обеспечения граждан, рождаемость, уровень преступности, количество рождающихся с различными патологиями и нарушениями, уровень бедности, размер минимальной оплаты труда, уровень доступности культурного наследия, уровень обеспеченности жильем, стоимость коммунальных услуг и др.

     Опасностями и угрозами экономической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций Российской Федерации по извлечению, преобразованию и обмену ресурсов с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций.

     Критериями  оценки опасностей и угроз экономической  подсистеме России являются размер инфляции рубля, уровень внутренней и внешней  задолженности, размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, стоимость минимальной потребительской корзины, размер пенсий, размер ВВП, размер ВНП, сырьевая доля в экспорте, уровень безработицы, в т.ч. скрытой, доля иностранных собственников в стратегических отраслях экономики, соотношение в уровне оплаты труда между наиболее обеспеченной и наименее обеспеченной частями населения и др.

     Опасностями и угрозами политической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные  нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций вступающих в отношения по поводу распределения власти в Российской Федерации.

     Критериями  оценки опасностей и угроз политической подсистеме России являются сохранение конституционного строя, возможность прямого волеизъявления народа Российской Федерации, уровень ограничения граждан в участии управления государством, продолжительность судебных процедур, продолжительность процедуры отстранения от власти лиц, в результате деятельности которых ухудшаются показатели оценки состояния социальной подсистемы Российской Федерации, уровень коррумпированности власти и др.

     Опасностями и угрозами военной подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные  нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций по защите Российской Федерации, своей экономической и политической системы от внутренних и внешних угроз.

     Критериями  оценки опасностей и угроз военной  подсистеме России являются численность вооруженных сил и их боеспособность, количество военных конфликтов с их участием на территории России и за ее пределами, количество и качество ядерного потенциала страны, уровень подготовки личного состава, уровень обеспеченности современными видами вооружений, количество космических и орбитальных военных комплексов, потери личного состава и боевой техники в военное и мирное время и др.

Информация о работе Национальная безопасность как системный объект геополитических исследований