Национальная безопасность в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;

2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;

3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;

4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;

5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;

6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.

Содержание

Введение.

Глава 1.

1.1 Концепция Национальной безопасности РК.

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.

Глава 2.

2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.

2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ.doc

— 343.50 Кб (Скачать)
 
 

    ПЛАН. 

Введение.

Глава 1. 

    1.1 Концепция Национальной безопасности РК.

    1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.

Глава 2.

    2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.

    2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.

    Заключение.

Список  использованной литературы. 
 

ОБОСНОВАНИЕ

     Актуальность выбранной мною темы, по моему мнению очевидна, так как       если наша страна не обеспечит свою безопасность, говорить об устойчивом    развитии страны не будет возможным и интеграционные процессы, протекающие на постсоветском пространстве, являются следствием тенденций в системе международных отношений, связанных с интернационализацией социальной жизни и нарастанием  взаимозависимости и потребностью интегрирующихся государств в укреплении национальной государственности и безопасности.

     В послании Президента Н.А.Назарбаева  “Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев” первый долгосрочный приоритет связан с укреплением базы национальной безопасности. В Послании сказано, что “лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. А также большое внимание  будет по-прежнему  уделяться укреплению интеграционных процессов в СНГ”. Послание Президента Страны народу Казахстана. Стратегия 2030. С. 

   С окончанием эры холодной войны и биполярной конфронтации  угроза возникновения в мире различного рода военных конфликтов, не исчезла, но возросла. Нарушилось годами складывавшееся глобальное равновесие. С распадом одной из систем закончилось противостояние, но в мире еще не найден новый баланс сил и интересов. И поэтому обеспечение национальной безопасности для Казахстана, как молодого суверенного государства, окруженного со всех сторон сильными, многонаселенными государствами, является первостепенной задачей. После получения независимости перед Казахстаном неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. И поэтому, одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период было обеспечение безопасности. Стройная система национальной безопасности, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также давала возможность сконцентрироваться на решении проблем переходного периода.     

     Таким образом, руководство страны за короткий срок, в 10 лет, выполнило задачу исторической важности: по периметру границ сформирован пояс безопасности, добрососедства и дружбы, основанный на прочном международно-правовом фундаменте. И сегодня можно говорить о том, что в основных параметрах система обеспечения национальной безопасности в Казахстане создана.

     Но говорить о том, что все проблемы по обеспечению национальной безопасности решены, было бы преждевременно. Так как, Казахстан со всех сторон окружен сильными, густонаселенными странами, с великодержавными амбициями и не имеет достаточного политического и военного веса в регионе, поэтому обеспечение национальной безопасности, по большей мере, дипломатическими средствами является наилучшим методом и поэтому наше государство проводит, так называемую многовекторную политику.             

    Особую значимость интеграция государств, в подобные объединения приобрела в связи со сложной политической ситуацией в центрально-азиатском регионе, где прослеживается тенденция к усилению международного терроризма, религиозного экстремизма, присутствует неурегулированность территориально-пограничных вопросов с соседними государствами. И очень важно не допустить разрастания разного рода споров в конфликты, а использовать дипломатические методы и средства.

    Таким образом, актуальность темы данной работы, исходя из вышесказанного, является очевидной. Интеграция стран СНГ в деле обеспечения национальной безопасности Казахстана является важнейшим аспектом защиты интересов и приоритетов страны в международных отношениях.

     Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.

    В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1. Осуществить  сбор эмпирических материалов, статистических  данных по     проблемам безопасности и интеграции;

    2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;

    3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;

    4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;

    5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;

    6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.

   Что касается метода исследования данной проблемы, то я использовал общенаучные методы исследования, такие, например, как метод анализа и синтеза, сравнительно- исторический метод. А также экспликативные методы: контент-анализ - систематизированное изучение содержания устного и письменного текста с фиксацией наиболее часто встречающихся в нем сюжетов; когнитивное картирование - анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему; экстраполяция -  экстраполяция событий прошлого на будущий период.

   Новизна работы состоит в попытке структурного и системного анализа национальной безопасности Казахстана в контексте интеграции стран  СНГ в военно-политическом направлении. Было написано много работ на тему интеграции и сейчас, также проводится исследований связанных с этим явлением. Но по большей части, это исследования экономических связей стран СНГ. Концепция национальной безопасности РК претерпела эволюцию, несмотря на то, что в течение 10 лет была жестко привязанной к ДКБ и СНГ. Вследствие своей многовекторной политики РК изменило свое видение национальной безопасности, благодаря взаимодействию с Шанхайской Организацией Сотрудничества и программой НАТО “Партнерство во имя мира”.

    Был введен ряд зарубежных  материалов, осуществлен перевод  и адаптация данных материалов  касающихся темы.

    Разработан будущий сценарий  национальной безопасности в  условиях глобализации.

    Моя работа является только  началом более основательного  исследования, мною была осуществлена  попытка рассмотрения данной  проблемы, исследование которой  будет продолжено.

       Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования материалов магистерской диссертации в подготовке специальных курсов для студентов специализирующихся в области международных отношений, а также для принятия политических решений соответствующими органами.

    Структура работы. Работа состоит из Введения, двух основных глав, включающих параграфы, и Заключения. В конце работы поставлен список использованной литературы и глоссарий.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Интеграционные  процессы, протекающие в СНГ, являются следствием тенденций  в системе международных отношений, связанных с интернационализацией социальной жизни и нарастанием взаимозависимости, и потребностью интегрирующихся государств в укреплении национальной государственности и безопасности. Значимость исследования данной проблемы связана с особенностями трансформационного периода, проходимого государствами СНГ и сопряженных с этим процессом этнических, экономических, экологических и геополитических вопросов.

      Интеграционная практика, накопленная в мире, актуализирует для стран СНГ вопрос изучения и адаптации имеющегося опыта к региональным условиям. Институционально-правовая оформленность немаловажный фактор, но она не является самодостаточным условием для функционирования интеграционной группы. В мировой практике из более чем 80 интеграционных инициатив (за период с середины 1950 гг.) менее 10 интеграционных объединений смогли продемонстрировать относительно успешную реализацию поставленных целей.

      Особенности интеграционных процессов в регионе Содружества связаны с общностью исторических, культурных, социально-политических, экономических основ государственности новых независимых стран.

      Поскольку рассматривается тема интеграции постсоветских  государств в связи с обеспечением национальной безопасности, было бы кстати рассмотреть что, означает "интеграция", с разных точек зрения.

      Как известно, термин "интеграция" был  впервые применен в 30 -х годах  ХХ века рядом немецких и шведских ученных. Журавская Е.Г. Региональная интеграция  в развитвающемся мире: немарксисткие теории и реальность (на примере АСЕАН). - М.: Наука. - 1990. - С.7 Понятие интеграции, применяемое к социальной жизни, определение достаточно емкое и включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Выделяют интеграцию групповую, социальную, межэтническую, межгосударственную. Кроме того, интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической и т.д., т.е. охватывает самые разнообразные стороны функционирования современного социума.

      Политологические  аспекты изучения интеграционных процессов  связанны преимущественно с внутри- и внешнеполитическими, протекающими в различных странах. Интересующая нас проблематика связана с вопросами  межгосударственной интеграции и входит в круг проблем международных отношений. Для выделения специфической области вопросов, связанных с политологической проблематикой, исследователи межстрановых интеграционных процессов стали выделять понятие "политическая интеграция".

      Как отмечает Барановский, "по существу установился некоторый интуитивно очерченный и далеко не одинаковый у разных исследователей круг проблем, который охватывается понятием "политическая интеграция". Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1983. - С. 31 Тем не менее, Барановский подразумевает под интеграцией "состояние связанности отдельных дифференцированных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию". Данное определение, по сути отражает приобретающий популярность в настоящее время системный подход.

      К примеру, понятие интеграции, предлагаемое основателем структурного функционализма Т. Парсонсом, включает два основных компонента. Во-первых, сохранение и поддержание специфических условий, при которых интеграционная система выделяется от внешнего окружения". Там же. С.32

      В то же время, трактовка данная американским политологом М. Капланом, самая краткая, но, по нашему мнению, не достаточно конкретная. На взгляд Каплана, - интеграция - это объединение двух или нескольких частей в единое целое или же поглощение одной системы другой. Там же. С. 32

      Очевидно, что интеграция в системе международных  отношений должна подразумевать, прежде всего, создание некоей целостности системного характера. Основным составляющим элементом этой целостности в настоящее время, учитывая характер протекания международных отношений, может быть государство. Исследователями отмечалось, что здесь может возникнуть ложное представление о системе международных отношений и межгосударственной интеграции как о равноценных величинах. Не исключено, что существует определенная разница между этими понятиями. Несмотря на то, что понятия "целостность" и "системность" имеют семантическую близость, все же первое уже, чем второе определение. Целостность, таким образом, предполагает определенную скрепленность и предельно допустимый уровень устойчивости связей в системе международных отношений. Можно согласиться с мнением Барановского, что "участие некоторых государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует одновременно об их интеграции. В этом случае можно говорить, что интеграция всегда есть система, но система не всегда есть интеграция. Структурность, иерархичность, автономность элементов - все эти принципиально важные параметры уже не столь существенны при проведении грани между интеграцией и не интеграцией." Там же. С. 35

Информация о работе Национальная безопасность в РК