Национальная безопасность в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;

2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;

3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;

4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;

5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;

6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.

Содержание

Введение.

Глава 1.

1.1 Концепция Национальной безопасности РК.

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.

Глава 2.

2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.

2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, несомненна заслуга  Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

     СНГ выступило структурообразующим  фактором создания принципиально  новых межгосударственных отношений  при сохранении складывавшейся веками дружбы народов государств-участников.

      По словам министра иностранных  дел - государственного секретаря  РК К. Токаева, глобализация  привела к осознанию того неоспоримого  факта, что ни одна страна , какой бы мощной в военном  и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества и самое главное в рамках СНГ. [19, 28]

     На состоявшейся встрече глав государств СНГ в Ялте 18 августа 2000 года были обсуждены вопросы, касающиеся интеграции на региональном и субрегиональном уровне, что позволяет эффективно реализовывать преимущества глобализации и устранять ее негативные последствия прежде всего в экономической и социальной сферах.  [ 20, 24]

    А на неформальном саммите  глав государств СНГ, Президент  РФ В.В. Путин сказал: «Достаточно  вспомнить, что на просторах  бывшего СССР за пределами  России проживает свыше 20 млн.  русских, и того , как строятся  взаимоотношения этих государств с РФ, очень многое зависит в их судьбе. Кроме того, мы с вами хорошо знаем, что между странами Содружества и РФ, были, есть, и, я надеюсь, будут развиваться очень тесные контакты в сфере экономики, финансов и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз подчеркнуть: во внешней политике России взаимоотношения со странами СНГ - приоритет номер один». .  [21, 9 ]                                 

     В ежегодном послании президента  Российской Федерации В.В. Путина  Федеральному собранию Российской Федерации есть такие слова: «Не только историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром интеграционных процессов в Содружестве.

     Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в направлении и дальше».   [22, 8 ]

    Советник президента Рейгана  по национальной безопасности  З. Бжезинский, так говорит об  интеграционных процессах в рамках  СНГ: «Общеизвестно, что президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теплых чувств, друг к другу и что их личный антагонизм изначально был на руку Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине 90-х годов все трое осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию своих якобы тесных связей, подчеркивая, что отныне они будут координировать свои внешнеполитические курсы».   [23, 3 ]

      В связи с этим стоит упомянуть вкратце о «Союзе четырех».

      Центрально-Азиатское  сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет  называться организация, созданная  четырьмя государствами: Республикой  Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой  Таджикистан и Республикой Узбекистан. После обретения независимости эти государства привлекли к себе особый интерес ведущих стран мира, что объясняется несколькими причинами:

    • эти страны занимают исключительно важное геостратегическое положение на азиатской части Евразии, через их территорию пролегают важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии;
    • регион в целом - одна из кладовых мирового значения драгоценных металлов, рудно-металлургического значения, энергетических ресурсов, в котором особый интерес представляет Каспий с его колоссальными запасами нефти и газа;
    • имея ведущие позиции в производственной сфере молодых независимых государств, особенно в экспортных отраслях, на транспорте, можно оказывать влияние на экономическое положение соседних государств и регионов;
    • ослабление традиционного, много векторного влияния России и российской экономики и потребность в поддержке самостоятельного развития делает регион потенциально более восприимчивым к влиянию со стороны других политически, экономических сил. .  [24, 10 ]

      30 апреля 1994 уже три суверенных государства - Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали договор о создании единого экономического пространства, заложивший правовой фундамент экономического сотрудничества трех из пяти центрально-азиатских государств. Договор предполагал обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. 26 марта 1998 к договору о создании ЦАЭС присоединилась в качестве полноправного участника Республика Таджикистан.

        Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами  Государств Казахстана, Кыргызстана,  Узбекистана и Таджикистана был  подписан Договор о совместных  действиях в борьбе с терроризмом,  политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности страны. Договор ратифицирован Узбекистаном и Казахстаном.

      В целях дальнейшего продвижения  и диверсификации политического  диалога, совершенствования форм и  механизмов региональной экономической  интеграции, углубления взаимопонимания  по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе, главы государств высказались за активизацию многопланового сотрудничества и решили преобразовать Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС). .  [25, 10 ]

     По мнению того же З.Бжезинского,  Нурсултан Назарбаев столкнувшись  в своей стране с расколом  между коренными казахами и  русским переселенцами, число  которых почти одинаково, и  стремясь найти формулу, которая  могла бы как-нибудь ослабить давление Москвы, направленное на политическую интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского союза» в качестве альтернативы безликому и неэффективному СНГ. .  [26, 3 ]

    Попытка дать высший приоритет  «ближнему зарубежью» в российском  геополитическом мышлении была в некоторой степени оправдана  тем, что некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно образовавшимися государствами были абсолютно необходимыми с точки зрения безопасности и экономики. .  [27, 3 ]

      «ЕврАзЭС» является логическим продолжением работы лидеров Казахстана и России над углублением интеграции в СНГ с осознанием того, что это нужно всем.

    В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации, с целью активизации интеграционных действий, подписали пакет документов о Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, и т.д.

      Логическим  продолжением процессов взаимодействия, стал Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный Белоруссией, Казахстаном, Российской Федерацией и Киргизии 29 марта 1996. В СНГ сложилась «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении всех предшествующих лет говорил президент РК Н. Назарбаев.

      В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств, отметив позитивные результаты, которых они смогли добиться в рамках Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, тем не менее, единодушно признали необходимость активизации усилий в создании конкретного механизма безусловного выполнения принятых решений. Возникла идея формирования на базе Таможенного союза международной экономической организации и наделения ее функциями, связанные с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами  и другими составляющими функционирования общего рынка.

      Напряженная подготовительная работа завершилась  подписанием 10 октября 2000 года в Астане главами государств - участников Таможенного  союза Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Конечными целями ЕврАзЭС являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста экономики государств, стабильность развития и ускорения темпов повышения уровня жизни населения. .  [28, 12 ] 

2.2  Дезинтеграционные  Факторы

     Наряду с интеграционными процессами  в СНГ существуют очевидные  разногласия по поводу того, как  следует сотрудничать и с кем.  На юбилейном саммите СНГ в  Москве, даже лидер Украины Л.  Кучма, растроганный решением  коллеги объявить 2002 год в России «Годом Украины», уверял: «Сегодня все поняли, что раздельно жить нельзя ни в чем…». Его Казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев заговорил вдруг о том, что у стран СНГ «сейчас существует некоторая апатия в отношении Содружества». .  [29,10 ]

    А, по мнению З. Бжезинского  оппозиция идеям Москвы в отношении  «интеграции» была и остается  особенно сильной на Украине,  несмотря на уверения ее лидеров  в лояльности России. Ее лидеры  быстро поняли, что такая «интеграция», особенно в свете оговорок России в отношении законности независимости Украины, в конечном итоге приведет к потере национального суверенитета. Украина противостояла любым предложениям России, направленным на большую интеграцию стран СНГ, на создание особого славянского сообщества ( с Россией и Беларусью ), или Евразийского союза, разоблачая их как имперские тактические приемы России. Прочие члены СНГ также настороженно относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию группироваться вокруг Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодействие или избежать давления Москвы, направленную на более тесную политическую и военную интеграцию. .  [30, 3 ]

      Так, еще одним  дезинтегрирующим  и пугающим страны СНГ фактором  является то, что в Стратегии  национальной безопасности России находятся такие положения: «Объединение наших народов вокруг русского - также будет способствовать имперскому возрождению России. Дело в том, что ничто не объединяет так людей, как общие угрозы и цели. Общая цель воссоздание империи, ценность которой состоит в способности устранения этой страшной угрозы на основе воссоединения славяно-тюркских народов России - во имя общего самосохранения.

    России не стоит бояться оголтелых  упреков, которые будут неизбежными  после того, как мы объявим  о своих имперских амбициях. Напротив, нам непростительна проводимая до последнего времени суетливая и несолидная государственная политика. Она уже привела страну к утрате сфер былого влияния внутри СНГ». .  [31, 23 ]

    В настоящий момент основными  чертами характеризующими уровень интеграции в СНГ являются:

  • сущностное расхождение национальных интересов стран-участниц, следствием чего стала, среди прочего, приверженность воздействию внешних геополитических векторов;
  • наличие внутри стран СНГ мощного «дезинтеграционного ядра» в лице Украины, Узбекистана и, в меньшей степени, Молдавии и Туркмении;
  • различия между государствами по геополитическому весу, снижающие заинтересованность одних государств, в дипломатической поддержке других;
  • состоявшийся выбор принципиально новых моделей социально-экономического развития, политика стран, ориентированных (подлинно или декларативно) на движение к рыночной экономике и демократии, объективно вступит в противоречие с курсом авторитарных режимов, с экономикой скорее полуфеодально-полусоциалистической, нежели капиталистического типа;
  • внутриполитическая нестабильность почти всех государств, этнические конфликты внутри и между странами; опасение « «импортировать» дополнительные кризисы от соседей;
  • чрезвычайно малая эффективность правовой системы, лежащей в основе СНГ, полностью зависящей от национальных законодательств, и системы органов Содружества, решения которых не имеют обязательной силы. .  [32, 17 ]

        Стоит затронуть самый важный  фактор дезинтеграции в СНГ,  а именно ГУУАМ, эту международную организацию создали Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия в 1997 году для сотрудничества в рамках Евразийского транспортного коридора. Узбекистан официально вошел в состав этой организации в апреле 1999 года, добавив в название еще одну букву.

От остальных интеграционных объединений ГУУАМ отличают несколько ключевых моментов:

  • активное сближение с Западом и США с целью формирования новых маршрутов транспортировки энергоресурсов Прикаспийского региона, усиления экономического и военного сотрудничества;
  • попытка тесного сотрудничества в рамках разработки и реализации глобального европейско-кавказко-среднеазиатского транспортно-коммуникационного проекта ТРАСЕКА и на этой основе интегрирование государств Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему;
  • стремление тесного регионального экономического сотрудничества на базе совместного использования не только транспортного потенциала, но и добычи, использования для внутренних нужд энергоресурсов, производственного потенциала промышленности, сельского хозяйства.

Информация о работе Национальная безопасность в РК