Национальная безопасность в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;

2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;

3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;

4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;

5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;

6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.

Содержание

Введение.

Глава 1.

1.1 Концепция Национальной безопасности РК.

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.

Глава 2.

2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.

2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

      Первоначальная  потребность в анализе и теоретическом  осмыслении протекающих процессов возникла в интеграционных зонах, связанных со странами Западной Европы и Северной Америки. В целом, методологической базой различных концепций межгосударственной интеграции первоначально служили положения общей теории межгосударственной экономической интеграции, созданные в Западной Европе.

      На  основе теоретических разработок исследования проблем региональной интеграции специалисты  выделяют среди множества концепций  интеграции три крупных направления. Стоит рассмотрения, первый подход, который основывается на идее общности исторических, экономических и политческих интересов государств. Сторонники этого течения выводят необходимость создания институциализированного объединения. В 50-х годах нашего столетия ряд американских и европейских политологов предложили концепцию объединения разных государств в федерацию. Это течение в политической науке получило название федерализма. Его стороннки считали, что федеральная система власти способна обеспечить устойчивое и безопасное развитие нациям-государствам входящими в объединение, сохранить специфические особенности каждой страны, при условии четкой регламентации и разграничения сферы компетенций политических и административных органов субъектов федерации и наднациональных органов. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 138.

      Еще одним крупным течением теоретической  мысли в сфере региональной интеграции стала коммуникационная школа.

      Основателем данного течения политической мысли  считается американский политолог К. Дойч. Он рассматривал мировое сообщество как совокупность различных политических групп, находящихся постоянно в процессе взаимодействия (коммуникации) и взаимовлияния, обладающих механизмами принуждения, обладающих механизмами для принуждения и возможностями идти на уступки. Основное внимание в процессе интеграции должно уделяться условиям и путям создания так называемого "сообщества безопасности".

      К. Дойч полагал, что главными движущими  силами интеграции являются не только национальные государства, но и партийные системы, группы давления и другие участники внутриполитической аренды. По его мнению, внутрення интегрированность страны может быть достигнута только тогда, когда возникает сообщество безопасности.

      В связи с этим, сторонники этой школы  выводили два фактора влияющие на интеграцию.

      Во-первых, обеспечение собственной безопасности в обществе, где не интегрированные  группы находятся в постоянной конфронтации.

      Во-вторых, возможности сконцентрировать усилия в условиях политически интегрированного общества на достижение определенной группы потенциальных целей. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 190.

      Интересной, является, так называемая "социокаузальная  парадигма", в соответствии с которой  политическая интеграция возможна при формировании транснационального населения в результате процессов социальной ассимиляции. Население в результате  различных обстоятельств унифицирует свои потребности, интересы и ценностные установки и возникает общность (идентичность) на гражданском уровне. 

      Представителями коммуникационной школы были подробно разработаны условия, при которых  достигается интегрированное сообщество. Суть их сводится к следующему: 1) совместимость  основных ценностей в политической сфере; 2) определенный образ жизни; 3) ожидание более тесных экономических связей; 4) рост административных и политических возможностей среди субъектов интеграции; 5) более интенсивный экономический рост, хотя бы части акторов; 6) наличие общественных коммуникаций между разными территориями, а также между различными слоями общества; 7) расширение политической элиты внутри интеграционной группы; 8) географическая мобильность лиц, особенно среди слоев способных оказать влияние на принятие политческих решений; 9) диверсифицированность и многочисленность линий коммуникаций между субъектами интеграции; 10) паритетный (взаимный) характер коммуникаций; 11) плавная смена роли различных групп в интегрируемом пространстве; 12) высокий уровень предсказуемости поведения субъектов интеграции. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 194.

      Мы  рассмотрели основные теоретические  подходы к проблемам межгосударственной интеграции. Активизация процесса глобализации и интернационализации существующих национальных экономических и политических систем вызвала необходимость концептуального осмысления возникших явлений в международных отношениях. И данный аспект - "интеграция" напрямую влияет на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве.

      
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 

      Мы  должны рассмотреть разные определения  национальной безопасности, и как  эти теории влияют на разработку концепций  национальной безопасности.

      По  мнению Майкла Роскина и Николаса Берри конец холодной войны снизил проблему безопасности для ведущих мировых держав, но проблема все же остается.

      Для других менее крупных государств по всему миру, проблемы безопасности, на самом деле, стали иметь гораздо  более большое значение, вследствие потери супердержавами своего статуса.

        Если США - по причинам экономической  слабости, переключения фокуса внимания  на отечественные реформы, и/или  политике изоляционизма - снизят  свою роль мирового лидера, появится  многополярная политическая система.

      Согласно, Генри Киссинджера эта многополярная  международная система будет  напоминать «Концерт Европы» 19-го века, где пять ведущих европейских  держав, конкурировали между собой, но отказались от ведения большой  войны как инструмента своей  национальной политики. Генри Киссинджер. Дипломатия. Ладомир. Москва. 1999. С. 134.

      Тем не менее, в настоящее время, когда  ядерное, химическое и биологическое  оружие продолжает распространяться, и разного рода конфликты все  еще происходят и затрагивают  вопросы этнической  и религиозно-политической власти, ресурсов, беженцев, права человека и торговлю, вопрос обеспечения безопасности будет оставаться актуальным.

      Некоторые государства выбирают нейтральную  позицию, которая ограничивает их участие  в международных конфликтах. Нейтральные страны, такие как Швеция или Швейцария держатся в стороне от спорных вопросов, которые могут вызвать конфликт. Некоторые из них выбирают политику неприсоединения к военным блокам, отказываясь от альянса с более сильной державой.

      Так же как, и нейтральные страны, государства придерживающиеся политики неприсоединения не видят сиюминутной угрозы для своей безопасности.

      На  самом деле, в течение периода  холодной войны неприсоединившиеся государства были убеждены в том, что присоединение к блоку поставит их в зависимость от того или иного государства, и вследствие этого они потеряют контроль над своей безопасностью.

        Многие неприсоединившиеся страны  вступили в региональные международные  организации, такие как ОАЕ  (Организация Африканского Единства), АСЕАН (Ассоциация Юго-Восточных Азиатских Наций), или Арабскую Лигу, для того чтобы решать вопросы угрожающие национальной безопасности на форумах путем переговоров.

      Многие  государства вступают в альянсы, которые появляются и исчезают вместе с угрозой войны, как это было с Организацией Варшавского Договора. Эти страны объединяют ресурсы для наращивания политического и военного веса.

      Также по их мнению, государства используют, по-отдельности или вместе, четыре базовых стратегии для обеспечения  безопасности: политика сдерживания или устрашения, дипломатия ослабления напряжения между государствами (Detente Diplomacy), разоружение и оборона.

      Технологии  всегда влияли на выбранную стратегию  и безопасность нации всегда зависела от типа и уровня военной технологии существующей в данное время. Нужно принять во внимание, тот факт, что взятие Константинополя турками и применение ими пороха и пушек сменило одну эру обеспечения безопасности на другую.

      Географический  размер государства и ресурсы, большое  население, которое могло быть мобилизовано на войну и крепкая экономика, которая могла обеспечить вооруженные силы, а не крепостные стены, стали важнейшими элементами обеспечения безопасности. The new world of international relations. Third edition/Michael.G.Roskin./Nickolas.O.Berry. Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey. USA. 07458 Chapter 12/P.199.

      По  мнению Самюэла Хантингтона, в мире, после холодной войны, важнейшие  различия между народами не идеологические, политические или экономические, а  культурные. The clash of civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY 10020 C.21.,

      Если  одно государство наблюдает за тем, как другое наращивает свою мощь и  таким образом становится потенциальной угрозой, оно предпринимает меры для обеспечения своей безопасности усиливая свои позиции и/или вступая в альянс с другими государствами. С.33

      Ценности, культура и государственные институты  сильно влияют на то, как государства определяют свои национальные интересы. Национальные интересы государств формируются также не только национальными ценностями и институтами, но также и с помощью международных норм (права) и институтов. По вопросу обеспечения национальной безопасности, различные типы государств определяют свои национальные интересы по-разному. У государств имеющих схожие культуры и институты определение национальных интересов будет совпадать по многим параметрам. С.34

      Понятие безопасности интерпретируется отечественными и зарубежными учеными по-разному. По мнению М.У.Спанова и Г.К. Ахметжановой, «…безопасность понимается как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз» Спанов М.У., Ахметжанова Г.К. Вызовы социальной безопасности Казахстана // Саясат. 1999. №6 (49) С.32

     Национальная  безопасность - научная и практическая проблема, характеризующаяся состоянием социальных институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию  оптимальных условий существования  и развития личности и общества.   Национальная безопасность, как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, характеризующейся, как целостная система, включающая общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, обеспечивающие реализацию национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке.  В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, характером внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. В содержательном плане в понятии национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность культурного развития нации. [1, 22 ]

     Первым, кто более или менее четко сформулировал концепцию национальной безопасности, был У. Липпман. «Нация, - писал он, - находиться в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». [5, 2 ]     Концепция национальной безопасности, равно как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом, как внешних угроз, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

     Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны. [6,4 ]

      В связи с этим, вначале рассмотрим формулировки и дефиниции употребляемые  и связанные  с национальной безопасностью  РФ.

      Концепция национальной безопасности  - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

      Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)Национанальная безопасность и геополитика России. № 6-7 Москва. С. 14.

Информация о работе Национальная безопасность в РК