Правовой статус Европейского Совета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:25, реферат

Описание работы

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.
С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

Содержание

1. Место Совета в системе органов Европейского Союза…………………3
2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза………...6
3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза…………11
Заключение …………………………………………………………………18
Список использованной литературы ………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Правовой статус Совета Европейского Союза.docx

— 35.73 Кб (Скачать)
  1. Место Совета в системе органов Европейского Союза…………………3
  2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза………...6
  3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза…………11

    Заключение   …………………………………………………………………18

    Список  использованной литературы  ………………………………………19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Место Совета ЕС  в системе институтов  Европейского союза.

         Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой  служит построение “как можно более  тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

         Государствами-членами  Европейского Союза на сегодняшний  день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.

         С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

         Три “опоры” Союза  объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в  Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза  выступает также наличие у  этой организации единой системы  руководящих органов - институтов Европейского Союза.

         Термином “институты”  в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление  ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в  качестве институтов каждого из Европейских  сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия  “институт Европейского Союза” и  “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами

         Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор  об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая “Институты Сообщества” и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе).

         Полномочия и порядок  деятельности институтов в рамках остальных  Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в  уголовно-правовой сфере) установлены  договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском  Союзе. Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).

         Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:

         “Осуществление  задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

         - Европейский парламент;

         - Совет;

         - Комиссия;

         - Суд;

         - Счетная палата”. 

         Указанные 5 институтов, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.

         Рассмотрим более  подробно место Совета Европейского Союза в системе органов власти ЕС. Совет Европейского Союза осуществляет прежде всего законодательные полномочия: рассматривает и принимает нормативные  акты Сообщества (регламенты и директивы). До 1993 г. Совет был единственным законодательным  органом Сообщества, в настоящее  время многие нормативные акты и  другие решения принимаются им совместно  с Европейским парламентом. В  ст. 207 Договора о ЕС прямо отражена характеристика Совета как законодателя.

         Совет также располагает  полномочиями в сфере исполнительной  и судебной власти. В частности, в  соответствии с ч.3 ст.202 Договора Совет  наделяет Комиссию по актам, принятым, Советом, компетенцией исполнительной нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. В мире существуют примеры делегированного законодательства, но отличительной особенностью реализации данного права в Европейском Союзе заключается в том, что Совет сохраняет за собой право исполнять принятые им решения. Таким образом, в Договоре сохраняется возможность осуществления законодательным органом исполнительных полномочий. Это является особенностью реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе.

         Также в некоторых  случаях решение индивидуального  характера в отношении отдельных  государств-членов, подготовленное Комиссией, подлежат утверждению Советом. Так  в рамках создаваемого экономического и финансового союза Совет  на основании заключения Комиссии устанавливает наличие в государстве-члене “чрезвычайного бюджетного дефицита”, а в случае невыполнения предписанных мер по исправлению ситуации, на основании представления Комиссии, принимается решение о применении санкций против государства-нарушителя (ст. 104 Договора).

         Таким образом, Совет - орган законодательной власти, наделен судебными полномочиями (например, наложение штрафа ст. 104 Договора)

         Совет Европейского Союза (Совет Министров ЕС) не следует  путать с Советом Европы, который  является международной организацией, а также с Европейским Советом. Последний - это встречи глав государств или правительств стран-членов ЕС и  президента Европейской Комиссии, которые  происходят дважды в год (как правило, в июне и декабре) в столице  и под председательством главы  государства, возглавляющего в данный момент в Совете Европейского Союза. Такие встречи знаменуют, фактически, передачу председательства от страны к стране и служат подтверждением единства Европы. Обсуждаемые на Европейских  Советах вопросы носят глобальный, стратегический характер и определяют в какой-то мере дальнейшие приоритетные направления развития ЕС. 

2. Состав и порядок  формирования Совета  Европейского Союза. 

         Совет Европейского Союза по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают  должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в  ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю  от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному  создавать обязательства для  правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее  время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви  власти нехарактерно для большинства  демократических стран, хотя и встречается  в некоторых из них: Бундесрат  ФРГ, Национальный совет провинций  ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

          Учредительные  договоры не определяют какие  именно министры должны входить  в состав Совета, и первоначально  традиционно участниками заседаний  Совета от каждого государства  были министры иностранных дел.  Но такой подход оказался малоэффективен, т.к. Совет – прежде всего  законодательный орган, и следовательно  отраслевые акты лучше утверждать  на уровне соответствующих министров.

         В результате этого  уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:

    • Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в  некоторых странах существует специальная должность – «министр по европейским делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).
    • Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.)

          Перечень формаций Совета закреплен в его внутреннем регламенте, в специальном приложении. В настоящее время  их 9 (Совет  по вопросам окружающей среды, Совет  по вопросам правосудия и внутренних дел, Бюджетный совет, Совет по общим  вопросам и внешним сношениям  и др.) Так например, Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает  и утверждает мероприятия в сфере  экологической политики ЕС.

          В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами (например, констатация  нарушения отдельными странами ЕС общих  принципов конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов – Совет в составе  глав государств или правительств1.

          Как и любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой  совокупность руководящего органа и  вспомогательных органов (подразделений).

          Руководящим органом  совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет  заседает в разных формациях –  это не конкретное лицо, а государство  – член Европейского Союза в целом. (согласно ст. 203 Договора о ЕС).

          Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует система ротации, в  соответствии с которой представитель  каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение  шести месяцев. Очередность определяет сам Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»).

          Порядок передачи поста  Председателя Совета:

      01/01 - 30/06           01/07 - 31/12 

      2003 Греция  Италия 

      2004 Ирландия  Нидерланды 

      2005 Люксембург Великобритания 

      2006 Австрия    Финляндия 

        В декабре 2004 года утвержден  новый порядок и сроки смены  стран-председателей. Теперь государства  разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую группу входит одно крупное государство, одно малое  и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено  проектом конституции Европы. В таблице  ниже сохранена разбивка по годам  председательства.

        01/01 - 30/06   01/07 - 31/12 

        2007 Германия  Португалия 

        2008 Словения  Франция 

        2009 Чехия  Швеция 

        2010 Испания  Бельгия

          На государстве  –председателе лежит ответственность  не только за работу Совета ЕС (составление  программы деятельности на конкретное полугодие и предварительных  повесток для сессий разных формаций), но и за европейский Союз в  целом (особенно в рамках второй и третьей опор).

          Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить  на две группы:

  • Внутриорганизационные – созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п.
  • Общеполитические – сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор – обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза).

          Председатель Совета также выступает официальным  представителем Европейского Союза  в целом по вопросам общей внешней  политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает секретариат и его глава - назначаемый  Советом Генеральный секретарь  Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Хавьер Солана (Javier Solana). Заместитель Генерального секретаря - Пьер де Бюсси (Pierre de Boissieu). Генеральный секретарь на нынешний момент возглавляет формируемые  сейчас вооруженные силы Европы.

Информация о работе Правовой статус Европейского Совета