Процессы глобализации в современном мире и их влияние на систему международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, однако, не гарантирует основательной проработки темы

Содержание

Процессы глобализации в современном мире и их влияние
на систему международных отношений………………………………….2
Общечеловеческие ценности и их место в реализации
национальных интересов современных стран мира……………………8
Список литературы…………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Процессы глобализации в современном мире и их влияние

на систему международных  отношений………………………………….2

  1. Общечеловеческие ценности и их место в реализации

национальных интересов современных стран мира……………………8

Список литературы…………………………………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процессы глобализации в современном мире и их влияние на систему международных отношений.

 

Сегодня трудно найти более  модную и дискуссионную тему, чем  глобализация. Ей посвящены десятки  конференций и симпозиумов, сотни  книг, тысячи статей. О ней говорят  и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов  служит буквально все - что такое  глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими  процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, однако, не гарантирует основательной  проработки темы. Глобализация оказалась  трудным орешком не только для  массового сознания, но и научного анализа.

По определению одного из специалистов, «глобализация — процесс лавинообразного формирования единого общемирового финансово - информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий»1. Другая характеристика этого процесса: «Глобализация — это слияние национальных экономик в единую общемировую систему. Она основывается на возникшей в последнее десятилетие XX века легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала»2.

Глобализация уходит корнями  глубоко в толщу истории, и  все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно  определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы  и важны для понимания ее перспектив.

Историки и политики еще  долго будут спорить о богатейшем наследии уходящего века, но его  идейно-политические итоги вряд ли будут пересмотрены в обозримом  будущем. Вкратце они сводятся к  следующему: права человека имеют  основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее  командной экономики, открытость лучше  самоизоляции. Эта система ценностей  и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически  выступил Запад, получила широкое распространение  и признание в современном  мире.

Сближение взглядов и подходов, характерное для современного человечества, так или иначе проявляется  в общественной практике. После краха "социалистического лагеря" рыночная экономика, политическая демократия, идейный  плюрализм, открытое общество стали  общезначимыми ориентирами в  движении вперед. Впервые в истории  абсолютное большинство живущих  на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов  жизнеустройства. Это - идейный фундамент  глобализации. 

Как сто и двести лет  назад, конец века ознаменован новым  научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых  странах, входящих в Организацию  экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего  продукта создается в интеллектуально  емком производстве. Информационная революция (ИР), базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными  сетями, коренным образом преобразует  человеческое бытие. Она сжимает  время и пространство, открывает  границы, позволяет устанавливать  контакты в любой точке земного  шара. Она превращает индивидов в  граждан мира.

Под воздействием ИР формы  пространственно-временной организации  социальных связей и отношений претерпевают глубокую трансформацию. Пространство частной и публичной жизни  обретает третье измерение, меняющее привычную  систему координат. Из плоскостного оно становится сферическим, позволяющим прокладывать новые пути, быстро и легко налаживать коммуникации между различными частями земного шара. Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером Тейяром де Шарденом в формулировках типа "скручивание" (l"enroulment), "свертывание на себя" (reploument sur lui-meme), "мир, который свернулся" (un monde, quis"enroule). Мир без границ, где утрачивают былое значение территории и расстояния, начинает обретать реальные очертания.

В новом социальном пространстве время ускоряет свой бег. То, на что  раньше уходили месяцы и годы, можно  сделать за считанные дни. Процесс  социального взаимодействия интенсифицируется, приобретает невиданную ранее динамику. Пространство общественного бытия  уплотняется и перемешивается, становясь  более однородным.

Не впадая в крайности  и преувеличения, мы можем констатировать: если ИР - не победа разума над временем и пространством, то столь существенное ослабление этих естественных ограничителей человеческой деятельности, что многое, казавшееся просто немыслимым, становится возможным. В новых видах коммуникаций, в новых формах взаимодействия, в новых созидательных возможностях человека глобализация обретает свой экономический базис3.

Конец века отчетливо выявил опасное несоответствие между глобальным масштабом проблем, с которыми сталкивается человечество, и ограниченными – как правило, национально-государственными - средствами и методами их решения. Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

Список опасностей и угроз, подстерегающих человечество на пороге третьего тысячелетия, можно продолжить. Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями  делает индивидов человечеством, открывает  вселенский простор для сил добра  и зла. Глобализация подрывает основы "островного сознания". При всем желании в современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим4.

Если на протяжении трех с половиной веков государства  были доминирующими участниками  международных отношений, а мировая  политика в основном политикой межгосударственной, то в последние годы их теснят транснациональные  компании, международные частные  финансовые институты, неправительственные  общественные организации, не имеющие  определенной национальности, во многом космополитичные.

Экономические гиганты, которые  раньше легко было отнести к экономическим  структурам конкретной страны, потеряли эту привязку, поскольку их финансовый капитал – транснациональный, менеджеры  – представители разных национальностей, предприятия, штаб-квартиры и системы  маркетинга часто находятся на разных континентах. Многие из них могут  поднять на флагштоке не национальный, а только собственный флаг корпорации. В большей или меньшей степени  процесс космополитизации, или «оффшоризации», затронул все крупные корпорации мира Соответственно уменьшился их патриотизм по отношению к тому или иному  государству. Поведение транснационального сообщества мировых финансовых центров  нередко оказывается столь же влиятельным, как и решения МВФ, «большой семерки».

Сегодня международная негосударственная  организация «Гринпис» эффективно выполняет роль «глобального экологического полицейского» и часто определяет приоритеты в этой области, которые  вынуждено принимать большинство  государств. Общественная организация  «Международная амнистия» обладает значительно большим влиянием, чем  межгосударственный центр ООН по правам человека. Телевизионная компания Си-эн-эн отказалась от употребления в  своих передачах термина «иностранный», поскольку «отечественными» для  нее являются большинство стран  мира. Значительно расширяется и  растет авторитет мировых церквей  и религиозных объединений. Все  больше число людей, родившихся в  одной стране, имеющих гражданство  другой, а живущих и работающих в третьей. Человеку часто легче  общаться через Интернет с людьми, живущими на других континентах, чем  с соседями по дому. Космополитизация затронула и худшую часть человеческого  сообщества - организации международного терроризма, преступности, наркомафии не знают отечества, а их влияние  на мировые дела остается на небывало высоком уровне.

Все это расшатывает одну из важнейших основ Вестфальской системы - суверенитет, право государства  выступать высшим судьей в национальных границах и единственным представителем нации в международных делах. Добровольная передача части суверенитета межгосударственным институтам в процессе региональной интеграции или в рамках таких международных организаций, как ОБСЕ, Совет Европы и др., дополнилась  в последние годы стихийным процессом  его «диффузии» в глобальном масштабе.

Существует точка зрения, согласно которой международное  сообщество выходит на более высокий  уровень мировой политики, с долгосрочной перспективой формирования Соединенных  Штатов Мира. Или, выражаясь современным  языком, движется к системе, схожей по стихийным и демократическим  принципам построения и функционирования с Интернет. Очевидно, это слишком  фантастический прогноз. В качестве прообраза будущей системы мировой  политики, вероятно, следовало бы рассматривать  Европейский союз. Как бы то ни было, с полной уверенностью можно утверждать, что глобализация мировой политики, рост в ней удельного веса космополитического компонента уже в ближайшее время потребуют от государств серьезного пересмотра их места и роли в деятельности мирового сообщества.

Увеличение прозрачности границ, усиление интенсификации транснационального общения, технологические возможности  информационной революции ведут  к глобализации процессов в духовной сфере жизни мирового сообщества. Глобализация в других областях привела  к определенному стиранию национальных особенностей повседневного образа жизни, вкусов, моды. Новое качество международных политических, экономических  процессов, ситуации в области военной  безопасности открывает дополнительные возможности и стимулирует поиск  нового качества жизни и в духовной области. Уже сегодня можно считать  универсальной, за редкими исключениями, доктрину приоритета прав человека над  национальным суверенитетом. Завершение глобальной идеологической борьбы между  капитализмом и коммунизмом позволило  по-новому взглянуть на доминирующие в мире духовные ценности, соотношение  между правами отдельного человека и благосостоянием общества, национальными  и глобальной идеями. В последнее  время на Западе нарастает критика  негативных черт потребительского общества, культуры гедонизма, ведется поиск  путей сочетания индивидуализма и новой модели морального возрождения.

Огромное значение имеет  результат поиска новой национальной идеи, сочетающей специфические и общечеловеческие ценности, процесс, который идет, по существу, во всех посткоммунистических обществах. Высказываются предположения, что в XXI в. способность того или иного государства обеспечить духовный расцвет своего общества будет иметь не меньшее значение для определения его места и роли в мировом сообществе, чем материальное благополучие и военная мощь5.

 

2. Общечеловеческие ценности и их место в реализации национальных интересов современных стран мира.

 

В печатных и устных выступлениях часто встречаются рассуждения  об общечеловеческих ценностях, под  которыми понимается (по принципу: "кто  во что горазд") и демократия (обычно, современная западная), и рыночная экономика, и христианские заповеди, и разные утопические идеалы и  т. д. Спрашивается, почему их объявляют  общечеловеческими ценностями, если они содержат в себе и отрицательные  стороны или если они вообще не всегда и не для всех были и являются таковыми? Разноголосица получается, прежде всего, из-за недостаточной определённости смысла терминов «общечеловеческое», «ценность», а отсюда и содержания понятия «общечеловеческая ценность».

Согласно логике как науке, прежде чем о чем-то рассуждать, спорить, что-то доказывать, опровергать, критиковать  и т.п., нужно выяснить смысл терминов, словосочетаний, выражений, содержание понятий, которые будут использоваться в этих мыслительных процессах. Давайте  попытаемся выяснить и условимся, что  называть «ценностью» и что означает «общечеловеческое», и что значит «общечеловеческая ценность». Далее  выявим, каковы основные типы общечеловеческих ценностей. «Ценность - термин, используемый в философской и социологической  литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности"6. Значит, ценность - это то реальное, что непременно должно быть и имеет существенную непреходящую важность для людей.

 По поводу смысла  термина «общечеловеческое» нужно  иметь в виду, как минимум, три  взаимосвязанных аспекта: 

общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка  до пожилого);

общечеловеческое как  то, что представляет собой особую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);

общечеловеческое как  то, что должно выражать и реализовать  каждое государство своей многогранной политикой.

 С учетом этих аспектов  определим понятие "общечеловеческие  ценности" следующим образом.  Общечеловеческие ценности - это  то реальное (не воображаемое, не  утопическое), что непременно является  желанным и имеет непреходящую  существенную значимость для  каждой нормальной личности любого  возраста и любого типа общества, а отсюда, и для человечества  как единства всех людей на  любом этапе его существования  и развития и тем самым и  для всякого государства, поскольку  оно своей политикой должно  служить и служит обществу  своей страны, ее гражданам. 

Информация о работе Процессы глобализации в современном мире и их влияние на систему международных отношений