Военное присутствие США в центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем, связанных с военным присутствием США в Центральной Азии. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Дать общую характеристику Центрально-азиатского региона.
2. Проанализировать интересы России и Китая в этом регионе.
3. Показать интересы США в Центральной Азии.
4. Раскрыть геополитические намерения США в Центральной Азии.
5. Рассмотреть реакцию мирового сообщества на военное присутствие США в Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА……………...7
1.1 Социально-экономическая характеристика региона………………………..7
1.2 Внешняя политика государств региона……………………………………..12
1.3 Влияние событий в Афганистане на страны Центральной Азии………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..26

Работа содержит 1 файл

преддипломная курсовая.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПРАВА

Кафедра международного права  и международных  отношений

 
 
 

                                   ПРЕДДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

                         

«Военное присутствие США в центральной Азии»

                                          Выполнил: студент гр. «МО-52»

                                          5 курса очной формы обучения

                                          Озеров  Олег Борисович

                                          Проверил: д.ю.н.

                                          Полстовалов О. В.

                                          Защищена «   »______________2011 г.

                                          на ______________________________

                                          ________________________________

                                          (подпись  преподавателя)

УФА

2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

              стр. 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

                                                                                                                    

1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА……………...7

1.1 Социально-экономическая  характеристика региона………………………..7

1.2 Внешняя политика  государств региона……………………………………..12

1.3 Влияние событий  в Афганистане на страны Центральной  Азии………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     После развала СССР минуло более пятнадцати лет, но великие державы, в том  числе Россия, все еще пребывают  в растерянности, не зная, что делать с обширным пространством бывшего  Советского Союза. Значительную часть  этого периода их смятение и безразличие  оставались, как правило, не замеченными. Когда они ошибались или путались в оценках проблем, порождаемых  крупными дрейфующими обломками  рухнувшей империи, такая оплошность, казалось, не заслуживала порицания, учитывая отдаленность, поглощенность  собственными заботами и слабость многих из этих неожиданно возникших новых  государств. Затем наступило 11 сентября 2001 года, и в ходе последовавшей за этим мобилизации сил эти далекие страны в одночасье превратились в главный театр "первой глобальной войны XXI века"1. В частности, Центральная Азия – уже больше не группа трудно запоминаемых "станов", а неотъемлемое звено в общей войне против "Аль-Каиды" и "Талибана". В ходе этой войны в трех из пяти государств Центральной Азии внезапно обнаружилось военное присутствие США и других членов НАТО, и все, прежде всего Москва и Пекин, поняли, что мир изменился. Он изменился еще сильнее, когда полтора года спустя Соединенные Штаты начали войну в Ираке.

     США выработали свою политическую стратегию  в Центральной Азии и Закавказье ещё в 1997 г. В марте 1997 г. советник президента США по вопросам национальной безопасности высказался в том смысле, что политика в Центральной Азии и Закавказье является приоритетным направлением американской дипломатии и США намерены постепенно проникать в эти регионы. После получения независимости бывшими республиками Союза государственный секретарь США Дж. Бейкер впервые посетил их в 1992 г. В 2000 г. состоялся визит в Центральную Азию М. Олбрайт, следующий официальный визит госсекретаря в этот регион состоялся только в апреле 2004 г.

     Вооруженные Силы США 7 октября 2001 г. начали операцию "Несгибаемая свобода". Ее официально декларированная цель – уничтожение оплота мирового терроризма в Афганистане и деспотического режима, который его поддерживал2. Вместе с тем представляется, что она, как и ряд других практических шагов Вашингтона на международной арене, носила многоцелевой характер. Фактически это была первая крупная военно-политическая акция, направленная на коренное изменение ситуации в Азии.

     Борьба  с терроризмом выдвинулась в  разряд главных приоритетов американской стратегии. С этой точки зрения Центральная  Азия представляет для США долгосрочный интерес. Новая американская администрация не собиралась повторять ошибку Б. Клинтона, который, по мнению некоторых наблюдателей, своим нежеланием принять серьезное участие в усилиях по обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии в конце 1990-х гг. не только оставил страны региона беззащитными перед давлением Москвы, но и допустил нарастание угроз безопасности внутри Афганистана, их распространение на Центральную Азию и, в конечном итоге, их превращение в удар по самим Соединенным Штатам.

     Усиление  внутриполитической нестабильности в  Пакистане и возросшая вероятность  индо-пакистанского конфликта могут  поставить под угрозу американские базы в Пакистане, что делает базы в Центральной Азии стратегически  важным резервом. С другой стороны, присутствие в Центральной Азии ведет к росту акций США  в глазах тех же Индии и Пакистана. Кроме того, военное присутствие  облегчает и достижение других американских целей в регионе, которые по-прежнему сохраняют свою значимость.

     Многие  обозреватели отмечают, что главной  долгосрочной целью американского  военного присутствия в Центральной  Азии является сдерживание Китая, который  в ближайшем столетии может занять место главного оппонента США, единственной державы, которая не боится «глобализма», поскольку является самодостаточной  в военно-политическом и культурном отношении и теперь становится таковой и в плане экономики. С этой точки зрения особенно важна для американцев база в Манасе (главный аэропорт Бишкека). Достаточно сказать, что, как отмечали американские наблюдатели, с базы в Манасе (Киргизия) тактическая авиация США может достичь западной части Китая, где размещены стратегические ракеты3.

     Кроме того, военное присутствие в регионе  может быть использовано для дальнейших усилий по изоляции Ирана, который был  причислен президентом Дж. Бушем  к «оси зла».

     Становится  все более очевидно, что расширение американского военно-политического  присутствия в Центральной Азии вызвано не только потребностями  операции в Афганистане, но и знаменует  собой очередной этап реализации долгосрочной программы укрепления своих позиций в регионе. Характерно, что американские эксперты еще до событий 11 сентября настойчиво советовали администрации Буша уделять больше внимания отношениям с Таджикистаном, а также усилиям по нормализации узбекско-таджикских отношений. Эта рекомендация была реализована в новой стратегической обстановке.

     Актуальность  данной работы определяется тем, что после событий 11 сентября 2001 г. внутриполитическая нестабильность в странах Центральной Азии резко возросла. В ноябре 2001 г. разразился политический кризис в Казахстане, который привел к отставке правительства. В марте 2002 г. произошли волнения в Киргизии, в результате столкновений между полицией и демонстрантами были жертвы. Политические выступления происходили и позже. В Туркмении оппозиционная группировка, возглавляемая бывшим министром иностранных дел Шихмурдовым, активизировала за рубежом свои антиправительственные действия. Усиление внутриполитических конфликтов в странах Центральной Азии произошло отнюдь не случайно, огромную роль в них сыграл фактор американского присутствия. Помощник государственного секретаря США Б. Линн Паскоу, ответственный за вопросы Центральной Азии, заявил, что, несмотря на развитие политического и военного сотрудничества США со странами Центральной Азии, они отнюдь не намерены изменять свою позицию по отношению к государствам региона в вопросах проведения демократических и рыночных реформ и соблюдения прав человека.

     Американское  военное и политическое сотрудничество со странами Центральной Азии, политика США в отношении соблюдения прав человека стали вдохновляющими факторами  не только для властей, но и для  оппозиции стран региона.

     Целью данной работы является рассмотрение проблем, связанных с военным присутствием США в Центральной Азии. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:

     1. Дать общую характеристику Центрально-азиатского региона.

     2. Проанализировать интересы России  и Китая в этом регионе.

     3. Показать интересы США в Центральной  Азии.

     4. Раскрыть геополитические намерения  США в Центральной Азии.

     5. Рассмотреть реакцию мирового  сообщества на военное присутствие  США в Центральной Азии.

     Территориальные рамки – это страны Центральной Азии, бывшие республики Советского Союза, а ныне суверенные государства (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) и приграничные с ними территории (Афганистан, Пакистан, Китай, Россия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА 

     1.1 Социально-экономическая  характеристика региона 

     Центральная Азия представляет собой гигантский по размерам и геополитически разнородный  регион. Он делится на два субрегиона – северный (Казахстан и Кыргызстан) и южный (Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).

     Обретение республиками советской Средней  Азии и Казахстаном в конце 1991 г. независимости стало отправной  точкой двух разноуровневых процессов: строительства в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане национальных государств и формирования на данных территориях новой целостности – Центрально-азиатского региона.

     Центральная Азия рассматривается как международно-политический регион. Пять новых независимых государств, возникших в центре Евразии, объединяет и отличает от соседних стран сочетание нескольких характеристик, дающее основание для выделения их в качестве международно-политического региона.

     Среди объединяющих страны Центральной Азии факторов наиболее существенным является характер их социально-экономического развития. К моменту распада СССР регион оказался в состоянии тяжелого и затяжного социально-экономического кризиса. Руководители бывших союзных  республик, автоматически ставшие  главами новых независимых государств, достаточно хорошо понимали сложившуюся  ситуацию и начали поиск путей  выхода из нее в условиях неуклонного  сокращения российского донорства.

     Исключение  составил Таджикистан, где правящая элита не смогла обеспечить политическую стабильность. В стране началась гражданская  война, развязанная исламистами (Партия исламского возрождения Таджикистана – ПИВТ). Она привела к деградации экономики страны и к гигантским бедствиям для большей части  ее населения4.

     Прекращение гражданской войны не привело  к кардинальному изменению положения, так как не удалось преодолеть полураспад государства и добиться политической стабильности, что не позволяет Таджикистану выйти из социально-экономического кризиса. В  2000 г. его ВВП составлял лишь 41 % от уровня 1991 г. Как государство он выживает благодаря внешней помощи со стороны мирового сообщества, и, прежде всего, России, которая взяла на себя задачу обеспечения его безопасности.

     Другие  новые независимые государства  региона оказались в лучшем положении, так как им удалось избежать политической дестабилизации, причем немалую роль в этом отношении сыграл демонстративный  эффект таджикской гражданской войны  и, в частности, дикие зверства исламистов, отношение к пропаганде которых  стало более настороженным.

Информация о работе Военное присутствие США в центральной Азии