Абай Кунанбаев и его вклад в науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Кто теперь не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай!

Содержание

Глава 1. Становление поэта.Автобиография
Глава 2. Абай как великий поэт, мыслитель и гуманист
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
Глава 4. Идеи Абая в современном мире
Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве
Последнее слово
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Впечатлительность сердца и глубина трезвого ума, образное и чувственное восприятие мира, суровый  критицизм и тонкий лиризм поразительно гармонично сливались и сочетались в этой сложной духовной личности, подчеркивая цельность и мудрую зрелость редкой человеческой натуры. Не было в нем места самодовольству и мещанству.

Абай не только критиковал традиционные идеи, идеалы, ценности, старый образ жизни, но и противопоставлял им новые идеи и понятия, которые выражали идеи прогресса, цивилизованного способа существования. Поэт решительно, призывал казахов к деятельности, активности, индивидуальной ответственности. 
 
 

Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа

.            

Известно, что  ни одно из произведений великого казахского поэта Абая Кунанбаева не увидело  свет при его жизни. Лишь через  пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но тем не менее произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родине поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались, заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения

распространявшись в рукописных списках или исполнялись  искусными рассказчиками-толкователями.

Какое место  занимают «Гаклия» или «Кара сёзь»  в творчестве Абая Куканбаева?  Мухтар Ауэзов, крупный исследователь творчества Абая, писал: «Трудно назватьжанр, к  которому можно было бы отнести «Назидания». Здесь и философско-моралистические, и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной беседы со своим читателем, эти«Слова» прежде всего отличаются исключительно тщательной стилистической отделанностью».

Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для кого и  с какой целью написаны Абаем назидания, эти сорок пять «Слов», содержащие как философские раздумья поэта оволнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения, «адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз».Слушателями поэт считал преимущественно людей старшего поколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность мировосприятия и поэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным для них образным языком, насыщеннымафоризмами и народными пословицами. Очевидцы свидетельствуют, что «Слова»пользовались у читателей и слушателей не меньшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абай в интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувства и настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначение поэта:

Против невежества, против зла 

Он обращает свой гнев, скорбя.

Люди слово  его пронесут

Близким и дальним  — из края в край.

Суд справедливости, разума суд,

Ты рассуди  и ты покарай!

Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в  прозаических обращениях кслушателю-собеседнику  «становится гневным судьей или печальником народа, и в таких случаях его «Слова» превращаются в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы». Как «гневный судья» он неустанно обличал социальные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как «печальник народа» горько сетовал на отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта, обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем творчестве все, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай верил в силу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд, принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая были своеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал. Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Гаклии», являются самым плодотворным периодом всего творчества уже пожилого поэта. В первом слове «Гаклии» поэт написал:

«Прожита жизнь  — спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал  и убедился в бесцельности всего сделанного Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «Слов» - бесед и высказал в них свои сокровенные думы, чаяния и скорбные жалобы на равнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к содержанию прозаических «Слов»Абая, нетрудно установить их идейно-тематическое сходство с большим циклом стихов поэта этих лет. Справедливости ради нужно отметить, что критическое начало в поэтических произведениях гораздо острее, чем в прозаических

«Гаклиях». Некоторая  смягчённость тона бичевания пороков в «Гаклиях», видимо,

объясняется тем, что Абай свои беседы адресовал людям  старшего поколения и

тем, кого поэт, очевидно, считал своими ближайшими единомышленниками  или

последователями. Вероятно, поэтому Абай делился с  ними своими мыслями, в то

время как в  поэзии он разоблачал носителей зла.

По объему и  характеру «Слова» Абая не одинаковы, не однородны. Несколько

выделяется «Двадцать  седьмое слово», которое написано в форме диалога Сократа

со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими высокими качествами

наделил человека бог и каким «вечным должником» бога является человек за то,

что он «удостоен  его любви». Несколько особняком  также стоит «Тридцать

седьмое слово». Оно состоит из двадцати трех афоризмов, не имеющих прямой

связи с основной тематикой бесед.

Если условно  выделить эти два «Слова», которые  как по объему и тематике, так

и по стилю отличаются от других, то остальные «Слова»  можно сгруппировать

вокруг нескольких основных тем. Первая — это «Слова»  об общественном строе и

административном управлении. К этой группе можно отнести третье, восьмое,

двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое, сорок  второе «Слова». В них

затрагиваются и другие темы. Но основными все  же являются рассуждения,

связанные с  формой правления в степи. Как известно, во второй половине XIX

века, когда жил  и творил Абай, в казахских степях всюду был установлен

институт волостных  правителей, избираемых на три года. Как и в поэзии, Абай

во многих местах своих бесед-рассуждений, особенно в перечисленных «Словах»,

с презрением говорит  о волостных правителях и биях, сидящих на шее народа.

«Кто же примет мудрый совет? Кто послушает наставления? Ни волостной

старшина, ни бий  меня не услышат... У них в голове своя забота: не оказаться

виноватым перед  начальством, не пропустить в аул разных смутьянов». «Уважать

ли мне волостного старшину и бия?—пишет он в «Двадцать  втором слове».—Но нет

биев и старшин  справедливых. А биям и старшинам, купившим свои места, нет

основания требовать  к себе уважения». Абай не только не склонял голову перед

«власть имущими», но и всячески разоблачал их злодеяния  и мошеннические

проделки, сеявшие  ложь, обман и сплетни, разжигавшие  ссоры и дрязги,

развивавшие взяточничество, воровство, подкуп и подхалимство.

Следующая тематическая группа прозаических «Слов» состоит из рассуждений и

наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая

животрепещущая  из всех тем, волновавших поэта. Всюду  речь идет об отсталости

казахского народа в экономической жизни, в образовании, в науке и культуре, в

чем поэт обвиняет «сильных мира сего»: царских чиновников, волостных

правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных, раболепствующих

и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя  все, что держит народ в

беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай всеми силами

доказывал необходимость  нести казахам науку и культуру, чтобы стать вровень с

другими народами.

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет

тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не

так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не встречал еще

человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом  достойное применение

своему состоянию». Такая резкая социально-изобличительная критика

заканчивается следующим: «Без науки «нет блага  ни на том, ни на этом свете».

Воспитание в  детях хороших человеческих качеств  также связывается Абаем с

образованием  и наукой. Примечательно, что последнее  «Сорок пятое слово»

заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, —

тот мудрец, тот  ученый, тот и обладает миром».

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств

постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти  во всех его

«Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего

народа. «Надо  создать школы,—писал он в «Сорок первом слове»,—надо, чтобы

население дало средства на эти школы, надо, чтобы  учились все, даже девушки.

И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут

вмешиваться в  дела и разговоры молодежи, может  быть, тогда казахи

исправятся».

Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением все

время наставлял  своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял

свои недостатки и недостатки своих детей. «Если  б в моих руках была власть, я

отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек  неисправим», — писал он в

«Тридцать седьмом  слове».

В беспощадной  критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел одну из своих основных задач.

«Двадцать пятое  слово» целиком посвящено размышлению  о значении русской

культуры и  русской науки для просвещения  казахского народа. «Главное —

научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у

русских. Для  того, чтобы избежать пороков и  достичь добра, необходимо знать

русский язык и  русскую культуру». Трудно переоценить  значение этой программы

для просвещения  казахского народа, для его исторически сложившейся дружбы с

великим русским  народом и приобщения к его  культуре. В своих стихах Абай учил

отличать русский  народ и его демократическую  культуру от царских

колонизаторов и их политики. Абай призывает казахов  изучать русский язык,

русскую науку и культуру для того, чтобы принести пользу родному народу. А в

«Двадцать пятом  слове» мы читаем прямой призыв Абая-педагога к родителям: «Не

торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для

этого заполнить  все свое имущество».

.

Философски осмысляется  Абаем высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и родины. «Ум и знания—плоды труда»,—пишет он в «Сорок третьем слове».

Однако и тут  ограниченность просветительско-демократического воззрения казахского мыслителя не позволила ему подняться до понимания классового характера труда.

Вместе с тем  следует отметить, что гуманист Абай, резко бичуя своих современников за антиобщественные, безнравственные поступки, винит в них местных правителей — волостных и биев, которые не только не слушаются добрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные страсти, винит богачей,которые считают, что «все можно купить за скот», что «честь, бесчестье,разум, наука, вера, народ для них не дороже скота».

Информация о работе Абай Кунанбаев и его вклад в науку