Анализ фильма Эйзенштейна Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Сергей Михайлович Эйзенштей одна из самых значимых фигур Советского кинематографа. Этот великий экспериментатор не боялся создавать теории нового киноязыка и воплощать их в жизнь, рушить догмы. Он снял не так много картин, но каждой из них он открывает новую страницу в истории кинематографа. Эйзенштейн, часто не имея средств и времени для съемок, находясь под давлением сверху, создает один шедевр за другим.

Содержание

1 – титульный лист
2 – оглавление
3 – список используемой литературы
4 – введение
5-8 – биография С.Эйзенштейна
9 -10 – значение фильма Иван Грозный
11-12 - разбор эпизодов
13 - вывод

Работа содержит 1 файл

ист кино.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

                          

 

Оглавление 

1  –         титульный  лист

2  –         оглавление

3  –         список  используемой литературы

4  –         введение

5-8  –     биография С.Эйзенштейна

9 -10  –  значение фильма  Иван Грозный

11-12  -  разбор эпизодов

13 -         вывод 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

1)Эйзенштейн, Сергей Михайлович. Автобиография // избр. произв. в 6 тт. – Искусство.- 1968. – том 4.

Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_avtobiografiya.txt, свободный.

 2)Эйзенштейн, Сергей Михайлович. Как я стал режиссером избр. произв. в 6 тт. – Искусство.- 1968. – том 4.

 Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_kak_ya_stal_rezhisserom.txt, свободный.

3)Ромм, Михаил Ильич. Избранные произведения в 3-х томах. Том 2: О себе, о людях, о фильмах. Изд. Искусство, 1981

4)Фрейлих, Семён Израилевич// Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского.- Учебник для вузов. - Акад. Проект. - 2008

 Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/207788/read, свободный.

5)Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)О кинофильме "Большая жизнь". - 4 сентября 1946 г.

Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/cinema.htm, свободный.

6)Зоркая, Нея Марковна//  Портреты.- М.- 1966.

Режим доступа: http://www.russiancinema.ru/index.php?dept_id=3&e_dept_id=2&e_movie_id=8514, свободный, отрывок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

  Сергей Михайлович Эйзенштей одна из самых значимых фигур Советского кинематографа. Этот великий экспериментатор не боялся создавать теории нового киноязыка и воплощать их в жизнь, рушить догмы. Он снял не так много картин, но каждой из них он открывает новую страницу в истории кинематографа. Эйзенштейн, часто не имея средств и времени для съемок, находясь под давлением сверху, создает один шедевр за другим.

  В 20-е годы, тяжелое время становления СССР, режиссер в рекордные сроки создает фильм Броненосец Потемкин, открывший абсолютно новые средства воздействия на зрителя. Этот фильм оказал огромное влияние на весь советский кинематограф. Похожий стиль обобщения можно проследить у таких режиссеров как Довженко и Пудовкин.  Но на этом Эйзенштейн не останавливается, создавая еще ряд лент, ставших мировой классикой.

  Во время Велико-отечественной войны, в эвакуации, строя декорации кустарными средствами, Сергей Эйзенштейн создает великолепную кино-оперу Иван Грозный, в которой открывает новые пути использования звука в кино, экспериментирует со стилизацией изображения и декораций.

  Его фильмы, содержащие большую долю новаторства вполне понятны рядовому зрителю, и представляют большой интерес для профессионала. Эйзенштейн прошел длинный путь, совершенствуя свой стиль, дополняя и улучшая киноязык, добавляя в него новые грани. До самого конца жизни он создавал все новые теории, манифесты и не боялся собственноручно воплощать их в жизнь в своих фильмах.

  Я выбрал именно этого режиссера, потому что меня впечатлил его подход к искусству кино, как к математической формуле, которую он постигал, дополнял и изменял. Меня поразило его бесстрашие и преданность искусству. Его экспериментаторский подход дал миру ряд удивительных картин, про одну из которых я хочу рассказать.

 

Биография

  22 января (10 января по старому стилю) 1898 года родился великий режиссер, сценарист и экспериментатор советского кинематографа Сергей Эйзенштейн. Он появился на свет в богатой семье. Отец, Михаил Осипович, был известным архитектором в Риге, мать, Юлия Ивановна, происходила из семьи зажиточных архангельских купцов Конецких.

  «Не могу похвастать происхождением. Отец не рабочий. Мать не из рабочей семьи. Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим,  правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов. Дед со стороны матери хоть и пришел босой в Питер,  но не трудом пошел дальше, а предпочел предприятием --  баржи гонял и сколотил  дело». 1

  Такое происхождение позволило молодому Эйзенштейну получить хорошее образование. Сергей знал английский, французский, немецкий языки, был сведущ в литературе, увлекался фотографией и режиссурой. Любил посещать театральные и цирковые действа, устраивать свои представления дома.

  «И  рос я безбедно и в достатке. Это имело и свою положительную сторону: изучение в совершенстве языков, гуманитарные впечатления от юности.  Как это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но - сейчас очень остро чувствуешь - и для других!»2

  Для своих первых домашних спектаклей Юный Эйзенштейн лично писал сценарии, набрасывал эскизы костюмов и рисовал декорации. В 1912 отец отправил Сергея в Рижское реальное училище, где тот готовился к карьере архитектора. В Риге Эйзенштейн посетил спектакль "Турандот"  в постановке Ф. Ф.  Комиссаржевского, который произвел на молодого человека неизгладимое впечатление.

  Затем, по воли отца, Эйзенштейн отправился в Петроградский институт гражданский инженеров, чтобы продолжить семейное дело и стать архитектором. В революционном городе Сергей посетил спектакль "Маскарад" в Александрийском театре, и это впечатление послужило толчком к тому, чтобы «бросить инженерию и отдаться искусству»3.  В Петрограде молодой Эйзенштейн увлекся революционными идеями и с третьего курса ушел добровольцем в красную армию. Участвовал в боях, строил укрепления, рисовал агитационные плакаты, участвовал в самодеятельных спектаклях в качестве актера и режиссера. Революция дала молодому человеку свободу самоопределения, помогла сломать стереотипы, навязанные отцом и дала диалогическую основу для последующего творчества.


1 С. Эйзенштейн Автобиография [http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_avtobiografiya.txt]

2Там же. [http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_avtobiografiya.txt]

3 С. Эйзенштейн. Как я стал режиссером [http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_kak_ya_stal_rezhisserom.txt]

  В 1920 Сергей отправился в Москву, в академию генерального штаба на отделение восточных языков, однако военным переводчиком не стал. Поступил на работу художником в Первый Рабочий театр Пролеткульта, писал декорации для пьесы ‘’Мексиканец’’, вскоре становится режиссером.  В 1922 году, подравшись из-за куска хлеба на репетиции спектакля, Эйзенштейн познакомился с Григорием Александровым, который впоследствии стал его другом и соавтором сценариев. Тогда же Сергей знакомится с Владимиром Маяковским и издает в журнале ЛЕФ свою первую кинематографическую теорию – '’монтаж аттракционов''. Интересно, что к ее созданию режиссера подтолкнула мимика семилетнего мальчика, смотревшего за одной из репетиций театра. Это наблюдение дало толчок для теоретического обоснования отсталости классической драматургии и искусства зрелищ вообще.

  В 1922-1923г.г., основываясь на своей новой теории, Эйзенштейн ставит 3 экспериментальных спектакля. Действие одного из них - ''Мудрец'' (По пьесе Островского) происходило в цирке и включало в себя большое количество акробатических трюков. А спектакль ''Противогазы'' был поставлен на одном из газовых заводов в рабочее время и включал в себя короткометражный фильм.

   В 1924 году Эйзенштейн ушел в кино. Совместно с работниками ''Пролеткульта’’ снял свою первую картину ''Стачка'', которая стала первым киноманифестом ‘’Монтажа аттракционов’’. В фильме главные герои растворены в рабочей толпе, и именно  революционная масса является главным героем. Такой подход, позволяет назвать этот фильм киноплакатом – новым словом в жанре кино.

 

  « В ”Стачке” уже была выдвинута и позитивная программа: кинематограф массовых народных движений, кинематограф смелых монтажных сопоставлений, кинематограф мысли, причем мысли чувственной, окрашенной пламенным революционным темпераментом». 1

 

  В 1925 году Эйзенштейн задумывает снять киноэпопею, приуроченную к 20-тилетию октябрьской революции, куда кроме восстания на броненосце ''Потемкин'' должны были входить другие эпизоды, которыми был богат этот революционный год. Однако подготовка к съемкам затянулась, а так как на съемки оставалось всего 3 месяца, Эйзенштейн решил ограничиться только эпизодом восстания на броненосце. И, в рекордные сроки, Эйзенштейн снимает и монтирует 15000 метров пленки, в результате чего на свет появляется лента, вошедшая в десятку фильмов всех времен и народов и получившая огромное количество наград в России и за рубежом. Фильм ‘’Броненосец Потемкин'' становится истинно новым словом в кинематографе. Это новый, псевдо-документальный стиль, работа непрофессиональных актеров, короткий монтаж, трюки, интереснейшая работа оператора Э.К. Тиссэ со светом и ракурсами.

 

  «Броненосец “Потемкин” не только показал миру, что такое революционное искусство, он учил мир тому, что такое революционное действие» 2


 

1 М.  Ромм Избранные произведения в 3-х томах (Том 2 Стр. 69) изд. Искусство, 1981

2 Там же стр.70

  С. Эйзенштейн положительно воспринял приход звука в кино и в 1928 году написал манифест ''будущее звуковой фильмы'', где настаивал на скорейшем внедрении нового способа влияния на зрителя. И 1929 году был командированы за границу для знакомства с техникой съемки звукового кино вместе с Александровым и Тиссэ. Пробыв 2 года за границей, Эйзенштейн успел посетить почти всю западную Европу и Америку.  Режиссер выступал на радио, читал лекции в университетах,  вместе с писателем Эптоном Синклером приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако, отняв 75 тыс. метров пленки был возвращен в СССР по приказу Сталина. Вернувшись в СССР в 1932 году, Эйзенштейн начал преподавать режиссуру во ВГИКе.

  С приходом И.Сталина, и новых взглядов на цензуру кинематографа начинается конфликт режиссера и власти. В 1935 году Эйзенштейн начинает работу над созданием фильма ''Бежин луг’’. Однако, эта картина показывала историю Павлика Морозова со стороны, не выгодной советской власти. Убийство отцом-кулаком сына, здесь перекликается с библейской историей жертвоприношения Авраама. В 1937 году, после просмотра черновой монтажной копии картины Главным Управлением кинематографии, работа над почти готовым фильмом была приостановлена, а негатив смыт. Постановку запретили ‘’ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма’’. Единственная оставшаяся копия картины была утеряна во время Велико Отечественной войны. Эйзенштейна подвергли жесткой критике, лишили преподавательской деятельности, и режиссеру пришлось выпустить самокритичную статью ‘’Ошибки Бежина Луга’’. В ней Эйзенштейн ‘’…корит себя за стремление к обобщению, за то, что изобразил случай исключительный, за акцент на психологической стороне сыноубийства, за то, что в классовом конфликте рассмотрел человеческую драму, - словом, за то, что создал не агитфильм в духе 20-х годов, а притчу о жертвоприношении.’’ 1

  В 1938 году на экраны вышел фильм ‘’Александр Невский’’. Блестящий актерский состав, прекрасная работа оператора Э.Тиссэ, непревзойденная режиссура Эйзенштейна и музыка Прокофьева, позволили режиссеру вернуть расположение Сталина. Вышедшая накануне второй мировой войны, когда гитлеровская угроза становилась все более реальна, картина была пропитана патриотизмом и готовностью защищать свою родину, от грядущих немецких захватчиков. Этот фильм открыл абсолютно новые кинематографические приемы, многие из которых получили свое развитие в ‘’Иване Грозном’’.   ‘’Александр Невский’’ один из первых советских фильмов, где музыка играла огромную драматургическую роль. Многие кадры были сняты Тиссэ в строгом соответствием с музыкой Прокофьева, к другим, композитор писал музыку, просматривая материал на монтажном столе. Изобразительное решение картины подсказывают древнерусские фрески и эта идея отражена и в последнем фильме Эйзенштейна.

 


1 С. И. Фрейлих ‘’Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского’’ (учебник для вузов) [http://lib.rus.ec/b/207788/read]

 

  В 1941 году начинается работа над сценарием к фильму Иван Грозный. Эйзенштейн погрузился в изучение исторических документов. Эта киноэпопея должна была рассказывать  обо всех этапах жизни великого царя. Основной идеей фильма должно было стать стремление Ивана IV удержать Русь единой. Вышедшая в 1944 году I часть картины была удостоена Сталинской премии и была хорошо встречена в народе, однако в 1945 году, вторая часть ‘’Ивана Грозного’’ подверглась жестокой критике Сталина, и была признана несостоятельной.  Работу над переработанным сценарием фильма разрешили возобновить лишь в 1947 году, но режиссер не успел закончить свой шедевр. 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн умирает от обширного инфаркта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Вторая часть фильма Иван Грозный вышла на экраны в 1958 году, после смерти Сталина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Значения фильма  ‘’Иван Грозный’’

                         

  Я выбрал фильм ''Иван Грозный”, потому что считаю его вершиной творчества Сергея Эйзенштейна.  Этот фильм принадлежит к жанру, который можно назвать кино-опера.  Уникальный эксперимент в создании новой драматургической пластики, стилизации изображения и использования музыки.

  Тема картины была прислана режиссеру высшим руководство. В Иване Грозном Сталин видел свое отражение, и надеялся, что в своей работе Эйзенштейн объяснит народу необходимость репрессий, железного занавеса и поднимет общий патриотизм. Картина, растянувшаяся на 3 серии , должна была охватить 30-ти летнюю историю жизни царя, от венчания на престол, до Ливонской войны и продолжить ''линию'' исторических фильмов, начатую Александром Невским.

  Тема увлекает Эйзенштейна, Иван Грозный становится его любимым историческим героем, в отличии от ‘’Невского’’, так и оставшегося далекой темой для Сергея Михайловича. Картина из обычного исторически-патриотического полотна, превращается в сложную психологическую драму со множеством нюансов Режиссер, для усиления драматургии часто отходит от исторического правдоподобия. В картине есть много спорных моментов, однако сейчас никто не отрицает ее высокой художественной ценности.

  Фильм снимался в тяжелых условиях эвакуации в Алма-Ате. Из-за перебоев подачи электричества работа велась по ночам, а декорации приходилось строить из кустарника, покрытого штукатуркой. Несмотря на это Эйзенштейну удалось создать потрясающие декорации и создать фильм, не имеющий на сегодняшний день аналогов.

Информация о работе Анализ фильма Эйзенштейна Иван Грозный