Анализ фильма Эйзенштейна Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Сергей Михайлович Эйзенштей одна из самых значимых фигур Советского кинематографа. Этот великий экспериментатор не боялся создавать теории нового киноязыка и воплощать их в жизнь, рушить догмы. Он снял не так много картин, но каждой из них он открывает новую страницу в истории кинематографа. Эйзенштейн, часто не имея средств и времени для съемок, находясь под давлением сверху, создает один шедевр за другим.

Содержание

1 – титульный лист
2 – оглавление
3 – список используемой литературы
4 – введение
5-8 – биография С.Эйзенштейна
9 -10 – значение фильма Иван Грозный
11-12 - разбор эпизодов
13 - вывод

Работа содержит 1 файл

ист кино.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

  «В году наитягчайшего расцвета культа личности Сталина позволил себе замахнуться на этот самый культ. Вторая серия „Ивана Грозного” — это картина о трагедии тирании. Атмосфера убийств, казней, разгула, тревоги, жестокости, подозрительности, лукавства, измен, предательств приводила в смятение первых зрителей картины…» 1

  Действительно, Эйзенштейн не выполнил госзаказ так, как этого требовало руководство. Иван Грозный в картине Эйзенштейна показан больше не как мудрый и справедливый властитель, а как человек подавленный тяжестью власти и ответственности, одинокий и угнетенный. А опричники не как праведная народная сила, а как стихийные, страшные убийцы, готовые на все ради своего хозяина. Благодаря тесным, темным залам и узким проходам в декорациях, фильм вызывает ощущение клаустрофобии и одиночества.


 

1 С.И. Фрейлих Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского (Учебник для вузов) [http://lib.rus.ec/b/207788/read]

 

 

  Незадолго до снятия картины В. Э. Мейерхольда, друга Эйзенштейна объявили врагом народа, что конечно тоже оказало свое виляние на видение режиссером Сталинских репрессий.

‘’...Эйзенштейн прятал на даче в Немчиновке, в бидонах от молока, архив своего учителя и друга, «врага народа» Всеволода Мейерхольда...” 1

 

  Первая серия полотна была восторженно принята руководством и Эйзенштейн за него получает Сталинскую премию, газета ‘’Правда’’ пишет восторженную рецензию на картину. Однако после того, как на вечере вручения премии Эйзенштейну сообщают, что вторая серия Ивана Грозного отправлена для просмотра в Кремль, режиссер попадает в больницу с тяжелым инфарктом. Там ему сообщают, что картина была запрещена. Он спокойно принимает эту новость, однако для режиссера это был последний удар. Незаконченный фильм Эйзенштейна – это первая сознательная и точная критика Сталинского режима. Это первый удар по культу личности страшного вождя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1 С.И. Фрейлих Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского (Учебник для вузов) [http://lib.rus.ec/b/207788/read]

Эпизоды

Эпизод болезни Ивана.

  Это кульминационный эпизод первой серии, наполненный глубоким трагизмом. Действие, длящееся более 10 минут, наполнено серьезнейшими событиями. Эта часть фильма резко контрастирует по тональности и звуку с предыдущим  эпизодом завоевания Казани, наполненным светом и легкой веселой музыкой. Здесь же в темных палатах кремля, наполненных дымом от кадил слышны лишь приглушенные песнопения священников. В этом эпизоде впервые по-настоящему играют потрясающие декорации фильма. Наполненные дымом и стилизованными иконами они давят на зрителя, создавая ощущение тревоги и напряженности. Узкие проходы помогают лучше раскрыть коварный характер некоторых персонажей, а полукруглые своды и лестницы создают определенный изобразительный ритм и подчеркивают глубину кадра.

 Притворные разговоры иностранных  послов о здоровье царя вводят  зрителя в курс дела : царь занемог, но все его по-прежнему боятся. Появляется царская тетка Евросинья. Ее наряд находит отражение в стилизованной фреске Христа на заднем плане, и ее слова звучат словно божья кара для Ивана.

 Затем Евросинья стоит за  спиной Курбского и подговаривает  князя против Ивана. Здесь режиссер уходит от правды жизни и вместо разговора лицом к лицу получает более лживое и лукавое настроение ‘’нашептывания’’.

  Далее, появляется страшная фигура Малюты. Его появление показано через зловещую тень, и мы понимаем, что это и есть начало зловещей опричнины – ‘’глаза и уши царя’’. Малюта, поднимает одну бровь, эта деталь показывает, что он уже ‘’положил глаз’’ на Курбского и догадывается о заговоре.

  Сцена отпевания царя наполнена грустью. Песнопения церковного хора перекликаются со сценой его венчание на царствование и делают его особенно трагичным, поскольку зритель понимает, что если Иван умрет его деятельность по укреплению и соединению Руси не будет продолжено. Иван как будто пытается встать, тянется к свету, но его голову накрывают огромным священным томом, словно крышкой гроба. Из-под нее выглядывает зоркий глаз царя, и зритель вновь вспоминает о заговоре.

  Здесь начинается кульминационный момент эпизода. Бояре отказываются целовать крест законному наследнику – сыну царя, Иван видит в них своих истинных врагов и проклинает. Эта сцена наполнена глубочайшим драматизмом. Царь, из последних сил, поддерживаемый своей женой встает с постели и просит у бояр поддержки. Светлая фигура царя и красивый рисующий свет на лице резко противопоставлена гнетущей обстановке, темному залу и черным одеждам бояр.  Верхние ракурсы съемки Ивана придают трагичность его фигуры, а нижние для портретов бояр подчеркивают их отстраненность и власть над сложившейся ситуацией.

  Весь этот эпизод можно считать кульминацией 1 серии, поскольку именно здесь бояре открывают свое истинное лицо. Здесь становится очевиден их заговор против Ивана, как для зрителя, так и для самого царя.

 

 

Эпизод при дворе польского короля.

  Этот эпизод наполнен притворной комичностью и фарсом. Актеры двигаются словно игрушки по полу, выкрашенному ,как шахматная доска. Наряды их так же кажутся почти комичными, а поведение лживым и механистичным. Просторные декорации и обилие нелепых деталей сильно контрастирует с обстановкой московского кремля.

  Польский король, явно скучающий на своем троне, сидит нога на ногу, а Курбский, склоняющий перед ним колени и целующий меч, теперь намного больше напоминает слугу, чем при дворе у Ивана. Предателю вешают на шею медаль за поражению русских войск, этот момент конечно вызывает у зрителя отторжение к лживой атмосфере польского двора ее дополняет до комизма наигранная реакция дам на происходящее.

  Но разговор обрывается на полуслове гонцом, принесшим дурную весть для Польши. Царь Иван вернулся в Москву. В рядах шляхты наступает смятение. Их строй ломается, звучит победная музыка, ассоциирующаяся с триумфом Ивана.

  Этот эпизод интересен, поскольку выбиваясь из общего изобразительного строя картины, показывает всю лживость атмосферы иностранного дворца. Игру актеров отлично дополняют декорации и звуковой ряд.

Эпизод убийства Владимира.

  Эпизод убийства Владимира пропитана напряжением и трагизмом в каждом кадре. Этому способствует мизансцена, костюмы, тени, музыка и тональность, переход от цветного к монохромному изображению. Просторный коридор, в который попадает Владимир, резко контрастирует с разгульным пиром.

  Изображение становится монохромным, как бы говоря, что хмель у Владимира выветрился из головы, лукавое веселье закончилось, милость Ивана оказалась гневом. Пространство коридора наполнено зловещими тенями колонн, опричников, в каждой из которых кажется прячется незаметный убийца.  Владимир подходи к узкому проходу с иконой и, его одинокую фигуру, вытесняют из света темные капюшоны опричников, перекрывая его своей массой.В этой сцене лже-царя часто показывают сзади, либо тенью, как бы глазами убийцы, который не почуял обман.

 

 Владимир подходит к стене, ища выход, но видит лишь тени опричников и лицо Малюты, освещенное зловещим нижним светом.

  Сцена кончается причитанием Евросиньи, распознавшей в лже-Царе своего сына – Владимира. Ее фигура с искаженным горем лицом, перекрывается силуэтами опричников. В этот момент ее, врага государства Русского, становится по-настоящему жаль, как мать, лишившуюся сына.

 

 

                                                                  Вывод

  Иван Грозный, стал уникальным экспериментом.  Картина имеет огромное значение для кинематографа нашей страны, открывает новые грани в использовании звука и изображения.

  Драматургическое использование музыки здесь позаимствовали пожалуй все последующие звуковые фильмы. Стилизация изображения под древнерусскую фреску имеет отголоски в фильме Андрей Рублев Тарковского. А искажение пространства в декорациях можно заметить у Колотозова в фильме ''Летят Журавли''.

  Эта картина стала последней ступенью Эйзенштейна в переходе от плакатности, общности к частному персонажу. Нестандартное, стилистическое видение истории и фигуры Ивана Грозного, потрясающие декорации, актерский состав, операторская работа, декорации делают этот фильм лучшим в 40-е годы.

  Иван Грозный – громкая  критика Сталинского режима. В  страшные для страны годы репрессий,  Эйзенштейн, понимающий всю тягость  лежавшей на нем ответственности,  довел свою идею до конца.  Этот смелый поступок внес  грандиозный вклад в мировое  киноискусство.

 


Информация о работе Анализ фильма Эйзенштейна Иван Грозный