Биография Ульянова Ильи Николаевича

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Илья Николаевич Ульянов происходил астраханских мещан, сын портного. Рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 со степенью кандидата математических наук. По окончании университета работал старшим учителем математики в Пензенском дворянском институте с заведыванием институтской метеорологической станцией. В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк. В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.

Работа содержит 1 файл

текст И.Н.Улья.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

Илья Николаевич Ульянов происходил астраханских мещан, сын портного. Рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 со степенью кандидата математических наук. По окончании университета работал старшим учителем математики в Пензенском дворянском институте с заведыванием институтской метеорологической станцией. В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк. В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода. В 1869 году И. Н. Ульянов получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, затем, в 1874 году — директора народных училищ Симбирской губернии. Умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска. Мне хочется рассказать о его профессиональной деятельности, которая длилась 30 лет.

 

В 1854 году после окончания  физико-математического факультета Казанского университета он занял должность  старшего учителя математики и физики Дворянского института в Пензе. Преподавательский состав этого  института состоял в основном из педагогов старой школы. Илья Николаевич с первых шагов своей учительской  деятельности становится на сторону  прогрессивной части пензенского  учительства, отстаивает новые методы обучения и воспитания.

В 1863 году его переводят  в Нижний Новгород на должность старшего учителя математики и физики в  Нижегородской гимназии.

Здесь он проявляет себя как видный методист начальной и  средней школы. Составляет программы  по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии. Его программы строились с  ориентацией на возрастные особенности  учащихся, отражали новейшие достижения психологии и передовой методики. Дидактические принципы И.Н.Ульянова: преподавание должно быть научным, систематическим, наглядным, доступным, тесно связанным с практикой и самодеятельностью учащихся – были восприняты лучшими учителями дореволюционной России и стали основополагающими в советской школе.

В 1869 году Илья Николаевич переехал в Симбирск и занял должность  сначала инспектора, а затем директора  народных училищ губернии.

Симбирская губерния была в то время одной из самых крупных  в Поволжье (население 1.2 млн. человек), но по состоянию народного образования  относилась к числу наиболее отсталых в России.

Симбирское земство, возглавляемое  реакционным дворянством, мало заботилось о развитии просвещения. Особенно бедственным  было положение нерусских школ. Косность земства, недоверчивое отношение со стороны отсталых слоев крестьянства, острая нехватка профессиональных кадров не остановили Илью Николаевича. Ему  удалось за период своей деятельности в качестве директора народных училищ количество народных школ увеличить  в губернии в 5 с лишним раз. В этих школах стало обучаться до 20 тысяч крестьянских детей. Количество учащихся девочек в Симбирской губернии удвоилось.

Особое внимание Илья Николаевич уделял просвещению нерусских народов  Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар. Он много сделал для снабжения  нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу деятельности Ульянова по распространению  культуры и просвещения нерусских  народов было положено уважение к  национальным особенностям и правам народов Поволжья.

Ведущую роль сыграл И.Н.Ульянов  в создании первой в Симбирской губернии учительской семинарии, а также  Симбирской чувашской учительской  школы. В стенах Симбирской чувашской  учительской школы создавалась  чувашская письменность, воспитывалась  будущая национальная интеллигенция.

К несомненным заслугам И.Н.Ульянова следует отнести его неустанную заботу об улучшении материального  положения и быта учителей. Стараниями его была учреждена учительская  вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время  болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

В эти  годы он главное внимание сосредоточил на дальнейшей разработке методики урока. Им выделялись следующие виды уроков (впоследствии восприняты советской  школой): комбинированные, уроки повторения, объяснительного чтения, оценки знаний, экскурсионные, лабораторные.

По мнению Ильи Николаевича качество обучения прямо обусловлено качеством  уроков; а качество уроков зависит  прежде всего от личности учителя. Он придавал важное значение воспитательному  влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания уделял вопросам школьной дисциплины. «…Школьная дисциплина, - писал он – держится не страхом  наказаний (в учебных заведениях царской России процветали телесные наказания), но авторитетом преподавателя, умением его правильно занять детей, способностью его владеть  их душевным настроением, словом, силою  постоянного, глубокого, нравственного  влияния преподавателя на детей».

Большой интерес представляет подход И.Н.Ульянова к организации различных  видов трудовой деятельности учеников. Он предлагал привлекать их к выполнению разного рода работ, в которых  «совершенствуется их координация  движений, укрепляется костная, мышечная и сердечная система».

Главная забота учителей, - считал он, - ликвидировать  тот большой разрыв, который существовал  между школой и жизнью.

Последние годы жизни Ильи Николаевича  Ульянова были омрачены гонениями на передовых учителей, растущим наступлением реакции, угрожавшей ущемить в правах и даже уничтожить земскую школу.

Постоянные столкновения на этой почве  с высокопоставленным чиновничеством, растущая тревога за судьбу народных училищ, заменяемых по воле правительства церковноприходскими школами, губительно сказались на его здоровье.

Тридцатилетняя общественно-педагогическая деятельность И.Н.Ульянова оставила большой  след в истории русского народного  просвещения.


УЛЬЯНОВ Илья Николаевич [14.7.1831, г. Астрахань – 12.1.1886, г. Симбирск (с 1924 Ульяновск)] – педагог, просветитель народов Поволжья. Окончил физико-математич. факультет Казан. университета с учёной степенью кандидата математич. наук (1854). Работал учителем физики и математики в Пензен. дворян. институте (1855–63), Нижегород. муж. гимназии (1863–69), инспектором (1869–74) и директором (1874–86) народ. училищ Симбир. губ. Внёс значител. вклад в разработку теории и практики начал. образования, в т.ч. для нерус. народов Поволжья. Школа, по взглядам У., должна выполнять три задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементар. основам науч. знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать в них природ. способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания. Проводил идею трудового обучения и воспитания. Инициатор и руководитель учител. съездов и курсов, организатор многих мероприятий в области педагогич. образования. За время его работы в многонационал. Симбир. губ. число действующих школ с 89 увеличилось до 434, построено ок. 200 новых школ. зданий. На территории Чувашии открыты 10 школ, Порец. учител. семинария (1872). У. поддержал открытую в 1868 И.Я. ЯковлевымСимбирскую чувашскую школу, ставшую центром просвещения и культуры народа, подготовившую в дооктябр. период более тысячи учителей. Его имя носят Ульянов. педагогич. университет, Чуваш. государствен. университет, Порец. школа-интернат, Ходар. сред. школа Шумерлин. р-на. Отец В.И. Ленина.


Выдающийся педагог 60—80-х годов  Илья Николаевич Ульянов.

И л ь я Николаевич Ульянов (1831—1886), отец В. И. Ленина, родился в  г. Астрахани в семье мастера  «портняжьего цеха», как значился его  отец в списках людей, пожизненно зачисленных в состав так называемого  податного сословия, т. е. людей, обреченных платить обременительные налоги в царскую казну и обязанных  выполнять другие повинности.

И. Н. Ульянов рано выделился  среди сверстников большими способностями  и страстным желанием учиться. Но вследствие ранней смерти отца он был  вынужден много трудиться для  осиротевшей семьи. Благодаря большой  заботе и отеческому отношению к  нему старшего брата Василия, на плечи  которого легла основная тяжесть  содержания родных, младший Ульянов  получил возможность окончить начальную  школу и гимназию в г. Астрахани (1843—1850). В свидетельстве об окончании  гимназии, подписанном ее директором А. В. Тимофеевым, сыгравшим большую  роль в дальнейшей судьбе своего воспитанника, говорилось, что ученик И. Н. Ульянов  отличился прекрасным поведением и  «большими успехами в преподаваемых  предметах». Когда юношу спросили, что он намерен делать дальше, он твердо заявил: «В Казанский университет».

Однако на пути горячего стремления И. Н. Ульянова к высшему  образованию возникли большие трудности, созданные царскими крепостническими законами: в конце 40-х годов XIX века была повышена плата за учение в  университетах и был затруднен  доступ в них молодых людей  из «податного сословия».

И. Н. Ульянов, будучи совершеннолетним, должен был представить в Казанский  университет не только документы  о гимназическом образовании, но и так называемое «отпускное свидетельство» от мещанского городского общества. Но такое свидетельство обычно оформлялось  путем длительной и унизительной процедуры, связанной с канцелярским крючкотворством, лихоимством, взяточничеством  чиновников. Братьям Ульяновым не под силу оказалось преодолеть эти  препятствия.

Так на собственном опыте  талантливый юноша, бедняк по происхождению  и состоянию, почувствовал, какие  трудности воздвигнул царизм на пути трудящихся к занятиям умственным трудом. Этого Илья Николаевич никогда не забывал.

Благодаря личной энергии  и целеустремленности, заботам старшего брата, хлопотам педагогов Астраханской гимназии и встречного сочувствия со стороны помощника попечителя Казанского учебного округа Н. И. Лобачевского И. Н. Ульянов, успешно сдавший вступительные  экзамены, был принят в Казанский  университет. Однако, ссылаясь на отсутствие у Ульянова всех положенных документов как у податного человека, Министерство народного просвещения отказало в ходатайстве университета принять  его в число «казеннокоштных  студентов», т. е. содержащихся на государственный  счет. И студенту И. Н. Ульянову пришлось заниматься репетиторством и опять  пользоваться материальной помощью  брата. Лишь позже, благодаря успехам  в учении и хлопотам Н. И. Лобачевского, он получил то, на что имел полное право, — стипендию.

Казанский университет, возглавляемый  долгое время выдающимся ученым с  мировой известностью Н. И. Лобачевским  и отличавшийся прогрессивной установкой своих преподавателей, оказал огромное влияние на формирование общественных, научных и педагогических взглядов И. Н. Ульянова. Дальнейшее развитие этих взглядов определилось нарастанием  во второй половине века революционной  борьбы истинных патриотов России за освобождение страны от самодержавия, крепостнических порядков, засилья  религиозных предрассудков, темноты  и невежества народа.

По окончании Казанского университета в 1854 году И. Н. Ульянов  сдал экзамены на право преподавания математики и физики в средних  учебных заведениях и получил  от Н. И. Лобачевского, бывшего в то время помощником попечителя Казанского учебного округа, назначение на должность  учителя математики и физики в  Пензенский дворянский институт.

С 1855 по 1869 год И. Н. Ульянов  преподавал эти предметы сначала  в Пензенском дворянском институте (1855—1863), а затем в Нижнем Новгороде  в дворянском институте и гимназии (1864—1869). На педагогическом поприще  Ульянов проявил себя высококвалифицированным  специалистом в области естественных наук, педагогики и методики, прекрасным воспитателем молодежи, инициатором  важных общественных начинаний в  области просвещения. Но он вынужден был оставить преподавательскую  работу в средних учебных заведениях ввиду несогласия с официальным  курсом царизма на принижение естественнонаучного  образования в средней школе  и внедрения классического.

С 1869 года И. Н. Ульянову предоставилась возможность продолжить педагогическую деятельность — теперь уже в сфере  народного образования в собственном  смысле этого слова.

Министерство народного  просвещения, создававшее в это  время новую отрасль управления народным образованием — инспекцию  народных училищ, перевело в 1869 году И. Н. Ульянова, по ходатайству руководства  Казанского учебного округа, на высокопоставленные должности — сначала инспектора (1869—1874), а затем директора народных училищ Симбирской (ныне Ульяновской) губернии (1874—1886).

За 16 лет неутомимой, плодотворной деятельности в качестве руководителя народного образования, осознаваемой им как выполнение долга перед  многострадальным народом, И. Н. Ульянов  сумел превратить отсталую в культурном отношении Симбирскую губернию в  одну из передовых в сфере просвещения. Об И. Н. Ульянове как деятеле народного  образования говорили, что он «известен  всей России».

И. Н. Ульянов умер рано, не дожив до 55 лет. Он отдал все свои силы и талант делу просвещения народа, борьбе с косностью и невежеством.

Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова в качестве учителя учебных  заведений Пензы и Нижнего  Новгорода.

Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова началась в годы нарастания в России первой революционной ситуации 1859—1862 годов и развернулась во второй период революционного движения, который  В. И. Ленин назвал разночинским этапом. Революционеры-разночинцы понимали необходимость  развития политического сознания народных масс и организации их на борьбу с царизмом.

В начальные годы этого  периода революционное движение возглавлялось Н. Г. Чернышевским и  созданной при его участии  нелегальной революционной организацией «Земля и воля». «Земля и воля»  имела сложную, широко разветвленную  систему кружков, обществ взаимопомощи, касс, библиотек и т. п., в которые  активно вовлекались учителя, особенно из числа бывших студентов высших учебных заведений, где в эти  годы бурлило студенческое движение.

Информация о работе Биография Ульянова Ильи Николаевича