Церковные уставы как источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ – акты древнерусского права, регулировавшие отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства.
Известны следующие Церковные уставы:
1) Устав князя Владимира,
2) Устав князя Ярослава,

Работа содержит 1 файл

контр-церковные уставы как источник.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ – акты древнерусского права, регулировавшие отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства.

Известны следующие  Церковные уставы:

1) Устав князя Владимира,

2) Устав князя Ярослава,

3) Устав новгородского князя Всеволода.

К ним необходимо прибавить  следующие памятники, хотя и не носящие  наименования Церковного устава:

1) Уставную грамоту  новгородского князя Всеволода  церкви Ивана на Опоках,

2) Устав новгородского князя Святослава,

3) Уставную грамоту смоленского князя Ростислава.

Церковные уставы дошли до нас в списках позднейшего времени. Встречающиеся в них анахронизмы вызваны дополнениями позднейших переписчиков.

Устав князя Владимира  – один из основных памятников права  Древнерусского государства – известен в списках шести редакций. Он определяет объём церковной юрисдикции, вводит впервые в Древнерусском государстве особый налог в пользу церкви – десятину, предоставляет церкви надзор за правильностью мер и весов.

Устав князя Ярослава сохранился в списках двух редакций. В нём подробно перечисляются дела, подсудные церковному суду, и устанавливаются наказания за отдельные преступления. Устав новгородского князя Всеволода является позднейшей переработкой Устава князя Владимира со включением в него ряда новых постановлений.

Уставная грамота князя  Всеволода церкви Ивана на Опоках говорит об учреждении купеческой корпорации в Новгороде и закреплении  за ней ряда привилегий. Оба памятника, приписанные князю Всеволоду, сложились  в конце 14 в. в Новгороде.

Устав новгородского  князя Святослава (1137 г.) даёт подробные  сведения об административном делении  и финансовом устройстве Новгородской земли.

Уставная грамота смоленского  князя Ростислава (1150 г.) устанавливает  компетенцию церковного суда и определяет размер десятины, взыскиваемой церковью. Церковные уставы содержат нормы развивающегося феодального права, применявшегося в церковных судах.

В контрольной работе мы рассмотрим основные Церковные уставы:

1) Устав князя Владимира,

2) Устав князя Ярослава,

3) Устав новгородского  князя Всеволода. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  УСТАВ  КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

 

 

Церковный Устав Владимира - источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.

Содержание «Устава» князя Владимира  можно разделить на следующие три части: вступление, установительную часть и заключение.

Во вступлении говорится о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и  об установлении на ее содержание десятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, необидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.

Установительная часть содержит в  себе перечень дел, по которым все  граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство.

Дела, подлежащие, по «Уставу», церковному суду:

Дела брачные — развод, умычка или умыкание, то есть похищение невесты (языческий брачный обычай) и дела о браках в недозволенных степенях родства или свойства.

Дела семейные и о  наследстве, а именно: ссоры супругов между собой из-за имущества, дурное обращение детей с родителями или близкими родственниками и тяжбы  родственников между собой о  наследстве.

Дела о преступлениях  против веры и церкви: о чародействе  и изготовлении ядов, о церковной  татьбе (краже), ограблении мертвых, о  совершении языческих обрядов и  об осквернении храмов.

Дела об оскорблениях словом и действием.

Дела о прелюбодеянии  и противоестественном разврате.

Лица и учреждения, подлежащие церковному суду по делам  любого рода:

- священно- и церковнослужители и их дети, живущие не в разрыве с отцом;

- некоторые лица, не принадлежащие к церковному клиру, но причисленные в состав церковных людей:

- лекари, так как их ремесло находилось в тесной связи со знахарством, считавшимся в те времена одним из видов языческой мудрости, преследуемой церковью, поэтому для очищения врачебного искусства от обрядов и приемов ведовства, лекаря отданы под надзор церковной власти и подчинены церковной юрисдикции;

- прощенники — лица, удостоившиеся чудесного исцеления от недугов;

- задушные люди — рабы, отпущенные на волю ради смертного часа их владельца);

- странники, увеченные, вдовы, получающие от церкви содержание;

- лица находящиеся под епитимьей;

- лица добровольно вышедшие из иночества.

- учреждения церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.

Заключение, или послесловие, «Устава» состоит из заклятия, обращенного  Владимиром к нарушителям прав церкви, определяемых в Уставе:

Аще кто преступить сиа  правила, якоже есмь управил по святых отець правилом и первых царь управлению, кто иметь преступати правила  си: или дети мои князи, или правнуци, или в котором городе наместник, или судья, или тивун — а имуть обидети суды церковныа или отьимати, да будуть прокъляти в сии век и в будущий о седми Събор святых отець Вселеньскых1.

Устав стал первым нормативным  актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УСТАВ КНЯЗЯ  ЯРОСЛАВА

 

 

Профессор А. С. Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путем частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление текста Устава к XII веку2.

Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно.

 По его мнению, пространная  редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст.

«Устав» разделяется на три части:

Вступление — в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.

Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».

Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суда.

Эти правонарушения устав разделяет  на церковно-гражданские и исключительно  церковные. Первые подлежали совместному  суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.

Прелюбодеяние

Из преступлений этого рода только немногие признаются «Уставом» церковно-гражданскими. К ним относятся:

Изнасилование и похищение девицы (последнее с целью изнасилования). Пеня и частное вознаграждение здесь соизмеряется с происхождением потерпевшей. Сообразно этому пеня определяется от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Частное вознаграждение почти во всех случаях равно пене, однако к какому бы сословию ни принадлежала потерпевшая, плата ей, то есть вознаграждение «за сором» не менее 5 гривен серебра (ст. 1).

Толока. Это особого  рода позор, наносимый девушке — изнасилование при участии других лиц. За такой позор виновный подлежит наказанию со стороны духовной и светской власти; пеня за такое деяние — епархиальному архиерею — 3 гривны серебра, той же величины определено и вознаграждение потерпевшей «за сором».

Прелюбодеяние мужа от жены подлежит также двойному, церковно-гражданскому наказанию, причём пеня, идущая духовной власти, не определена: вероятно, она зависела от усмотрения судьи.

Прелюбодеяние с сестрой: наказание светской власти — смертная казнь, пеня духовной власти 100 гривен; тоже и за прелюбодеяние со снохою (свекром).

Остальные виды прелюбодеяний  подлежат духовному суду без участия  светского. Из этих преступлений сами тяжкими считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной — за оба эти преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние.

Присуждение в монастырь  женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники. Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).

Некоторые виды прелюбодеяний  подлежали совместной, духовно-гражданской ответственности — это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- ицерковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны.

Личная обида.

Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.

Оскорбление действием.

Обиды действием, перечисленные в  «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.

За тяжкие побои, нанесенные женщине  чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и то и другое одинаковой суммы) — сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун. Что касается побоев, нанесенных женщине свекром или деверем, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.

За побои родителей полагалась смертная казнь, а пеня (из имущества виноватого) определялась, как видно из текста «Устава», по усмотрению судьи (архиерея).

Относительно драки «Устав»  особенно выделяет драку или побоище, совершенное по сговору или на свадьбе. За такое преступление, полагался совместный суд светской и духовной властей, а пеня делилась пополам.

Пострижение головы или бороды считалось столь же важною обидою, как и вырывание бороды или усов. За это определялась пеня (равная для духовной и светской властей) — 12 гривен кун.

Оскорбление словом.

«Устав» предусматривает только одно преступление такого рода: название чужой  жены распутной. За это предусматривалась  огромная пеня — от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Светская власть участвует в наказании за это лишь в том случае, если оскорбленной является женщина из высшего сословия.

Имущественная обида:

- Кража

Духовному суду подсудны лишь кражи хозяйственных ценностей  важных в земледельческом и крестьянском быту, а именно: кража хлеба, конопли, льна, полотен в кусках. Пеня за все перечисленные виды кражи разделяется поровну между представителями духовной и светской власти. Причем, в «Уставе» добавлено, что ответственность за эти кражи несет ворне только мужского, но и женского пола. Кроме этого, духовному суду, подлежит кража, совершенная в семье — женою у мужа. Виновная в этом преступлении, по судебному решению, кроме 3-гривенной пени духовному судье, то есть епархиальному архиерею, подлежала ещё наказанию от мужа. Это наказание в данном случае заменяет светскую кару. Постановление о краже женою у мужа внесено в Устав не только потому, что подобные случаи вызывали необходимость особого закона, но и потому, что раньше такой проступок жены вел к разводу. Устав Ярослава отменил этот обычай — «про то её не разлучити».

Информация о работе Церковные уставы как источник