Церковные уставы как источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ – акты древнерусского права, регулировавшие отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства.
Известны следующие Церковные уставы:
1) Устав князя Владимира,
2) Устав князя Ярослава,

Работа содержит 1 файл

контр-церковные уставы как источник.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

-  Поджог

Данное имущественное  преступление относится по Уставу к  церковно-гражданской юрисдикции. За него определяется пеня — 100 гривен кун и княжеская казнь по Номоканону.

Преступления и проступки духовные.

Подлежат исключительно  духовному суду. К ним относятся: недостойное поведение священнослужителей и иноков, выход из иночества, употребление запрещенной пищи, общение с неверными и совершение службы священником в чужом приходе без крайней необходимости. За все эти проступки полагалась пеня. Наложение духовной кары (епитимии) предоставлялось усмотрению епархиального архиерея.

Дела брачные.

Сюда относятся статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе.

Незаконные браки. В  Уставе Ярослава различается несколько  видов преступлений против законности брака. Выделяется:

- двоебрачие. Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи, по усмотрению последнего.

- кровосмешение, за которое полагались епитимья и пеня, а брак подлежал расторжению.

- браки без согласия родителей. Такие браки не расторгались, но муж платил родителям вознаграждение, а архиерею — пеню, исходя из положения жены.

- принудительные браки, за которые родители отвечают только в том случае, если принуждённые сделают что-либо над собой.

Отказ от вступления в  брак после сговора. В случае отказа от брака после того как «про девку  сыр краявши» виновная сторона подлежала  пене в 5 гривен, светской каре и уплате издержек.

Развод. Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:

- если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;

- доказанное прелюбодеяние жены;

- если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;

- разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;

- если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу.

Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается  пеня, исходя из его общественного  положения. Но и самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; в этом случае муж платил 12 гривен пени, а если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), то 6 гривен. Светская власть в наказании не участвует.

Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обоих властей. По мнению В. О. Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости. Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника — он не ограничивается только пресечением правонарушения, но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УСТАВ НОВГОРОДСКОГО  КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА

 

 

Устав составлен для  новгородской церкви при князе Всеволоде. Во введении содержится упоминание о принятии крещения великой княгиней Ольгой и великим князем Владимиром, а за тем кратко говорится об установлении десятины в пользу церкви.

Текст Устава разделён на 4 части. Каждая из них оканчивается обычным в церковных уставах  заклятием, то есть воспрещением нарушать предписанное в уставе с напоминанием о наказании в будущей жизни  нарушителям. Первая часть является первоначальной редакций документа, остальные части это более поздние дополнения, которые присоединялись к первоначальному акту по мере надобности.

Первая часть Устава начинается словами, напоминающими уставы Владимира и Ярослава Мудрого: «А се изобретохом в Греческом номоканоне…». В этих словах князь воспрещает всякое вмешательство светской власти в духовные суды. Затем следует указание на то, что настоящий Устав выработан князем в совете с княгинею, епископом, боярами и представителями новгородского земского общества, так и с представителем соборной княжеской церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Далее находится постановление о мерах, весах и доходах духовенства от торга. Далее идёт судебный раздел, в котором перечисляются дела, подлежащие исключительно церковному суду. Эти категории дел идентичны Уставу князя Владимира.

Вторая часть Устава составляет дополнение к постановлению о мерах и весах. Всеволод Мстиславич, видя «неправду боярскую» и сверившись с византийскими патриаршими грамотами поручает надзор за мерами и весами епископу, также как и князь Владимир.

Третья часть Устава состоит из перечисления тех лиц, которые подсудны церкви. Число этих лиц увеличено по сравнению с Владимировым уставом. Кроме этого здесь определяется какая часть дохода должна идти в пользу церкви от судов светских: «а с суду давати девять частей князю, а десятую святей Софеи за княжую душу». Здесь же есть указание на так называемый общий суд, то есть на производство дел смешанной подсудности (по лицам).

Четвёртая часть Устава является как бы припиской, сделанной тем же или, быть может, и другим, последующим новгородским князем. Приписка содержит определение в какой мере могут участвовать в наследстве без завещания жёны и дети третьего и четвёртого браков.

Так как третий и четвёртый  браки считались — если прямо не запрещаемыми, то во всяком случае, не одобряемыми церковью, то и дети от этих браков по закону получали неравную долю с детьми от первого или второго браков: эта доля зависела от величины открывшегося наследства и от усмотрения епископа, и часть, выдаваемая третьей или четвёртой жене и их детям из имущества умершего мужа и отца, прямо называлась в Уставе прелюбодейной. Эта статья любопытна тем, что, дополняя Устав она решает весьма важный вопрос наследственного права, так и потому, что служит доказательством того, что в Древней Руси гражданские права лиц определялись сколько по достоинству отца, столько же (в случае необходимости) по достоинству матери: здесь, как и в других памятниках древнерусского права и быта есть указания на правоспособность детей «от рабы». Четвёртая часть Устава, оканчивается словами: «а тое все приказах епископу управливати, смотря в Номоканон, а мы сие с своей души сводим».

Цель устава, данного  этим князем Святославом Ольговичем Новгородской церкви в 1137 году, состояла в точном определении церковной десятины от всякого рода сборов, поступавших в казну новгородского князя. Такого точного определения десятины не было сделано в прежних новгородских церковных уставах. Восполняя этот пробел, устав Святослава не имеет общего значения, какое имеет устав его предшественника: он содержит только положения о десятине.

Текст устава можно разделить  на вступительную часть («Устав …  что входит в княж двор всего»), на установительную статью («А зде в  Новегороде… у Тудорра сорочек») и на заключительную статью, в которой  находится дата и заклятие. Затем следует два прибавления: «А се Обонезьскый ряд», «А се Бежичьский ряд».

Из вступления следует, что Святослав определяет церковную  десятину, следуя примеру всех прежде бывших князей, а установительная  статья начинается упоминанием о  том, что и вНовгороде прежние князья давали церкви неукоснительно десятину от всяких доходов, поступавших в их казну. Далее от имени князя говорится, что устав дан им потому, что точное и неукоснительное производство десятинных платежей церкви имеет одинаково важное значение как для епископа, так и для самого князя.

После этих начальных слов идёт определение десятины с общего количества судных пеней, сбором и хранением которых заведовал в это время какой-то Домаждирич Онежанин (на него и сделано указание, как на лицо, от которого епископ должен требовать десятины с пеней). Цифра этой десятины определена точно. Затем следует расписание дани с различныхпогостов новгородских с целью определения десятины.

В уставе особо определяется доход Софийского собора с Онеги, где не все погосты платили дань князю, а стало быть, не со всех могла идти десятина церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., Наука, 1989. т. 1, с. 166
  2. Клочков В.В. Религия, государство, право. - М, 2009.
  3. Марченко М.Н. Источники права. М., 2006.
  4. Николин А., священник. Церковь и государство. - М., 2007.
  5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2005.
  6. Суворов Н.С. Учебник церковного права ,Зерцало-М, 2007.
  7. Цитируется по Цыпин В. А. Церковное право. М., 2010. с. 102—103
  8. Церковный устав св. Владимира (пространная редакция) // Мрочек-Дроздовский П. Н. История русского права. Приложение 1. М., 1892.
  9. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права: Учебное пособие. - Клин, 2007
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковный_Устав_Владимира
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковный Устав Яровлава
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Местные церковные уставы

1 Церковный устав св. Владимира (пространная редакция) // Мрочек-Дроздовский П. Н. История русского права. Приложение 1. М., 1892.

2 Павлов А. С. «Курс церковного права (1900—1902 гг)». СПб., 2002/




Информация о работе Церковные уставы как источник